Дифференциация звуков [б] и [п] в предложениях (конспект логопедического занятия для 2-го класса специальной школы)

Разделы: Начальная школа


Цели: уточнение и сравнение артикуляции звуков [б] и [п]; развитие сложных форм фонематического анализа слов в структуре предложений, слогового анализа и синтеза, навыков анализа  предложения; расширение лексического и глагольного словаря; закрепление в речи структуры распространенного предложения; коррекция психофизических функций; развитие воображения; преодоление двигательной неловкости.

Содержание занятия

1. Оргмомент.

Загадка про Буратино.

Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой
Всюду нос суёт он длинный
Кто же это? (Буратино)

Психогимнастика.

- Правильно, Буратино.

Давайте покажем, каким был в сказке Буратино: весёлым, озорным, грустным и каким он стал послушным, умным, добрым.

(Дети изображают Буратино)

- К нам в гости из школы пришел Буратино и просит помочь ему выполнить домашнее задание. Он не может понять, чем похожи и различаются звуки [б] и [п]?

2. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [б] и [п].

  1. В каком положении находятся губы? – Сомкнуты.
  2. Какая  воздушная струя призвуке [б], при [п]? – При [б]-слабая, при [п]-сильная.
  3. Проверьте, работают или нет голосовые связки при образовании данных звуков. Произнесите звуки [б] и [п]. А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков (Одинаково). Как мы произносим (Губами, губы сжаты).

- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли ваше горло при произнесении звука [б]: б-б-б (Дрожит). С голосом или без голоса произносите звук [п] и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении этого звука? – п-п-п  (Не дрожит).

Делается я вывод, что звук [б] произносится с голосом, он звонкий. А [п] произносится без голоса, он глухой.

3. Звуки соотносятся с буквами Б и П.

Упражнения на развития воображения и мышления.

- Посмотрите, какой длинный нос у Буратино! Давайте представим, что наш нос стал длинным, как у Буратино. Мы будем нашим длинным носом в воздухе писать буквы Б и П.

(Выполняются движения).

4. Составление предложений по картинкам: «Кто как передвигается?»

(На доске картинки: лягушка, черепаха, рыба, птица, собака).

Дети называют картинки.

- Здесь нарисованы разные животные. А как они передвигаются? Лягушка, что делает? (Прыгает). Повторите. ( Учитель задает вопрос, а ученики отвечают на него. Итак,  про каждого животного).  (Лягушка прыгает, черепаха ползает, рыба плавает, птица летает, собака бегает).

- Лягушка прыгает. В каком из этих слов слышится звуки [б] или [п]? (Прыгает). Какой звук [б] или [п]? – ( [п] ). Какой звук слышится после звука [п]? -  ( [р] ). (Также анализируются следующие звуки в слове).

5. Физминутка.

- Ребята давайте поиграем. Я буду называть действия животных, а вы будите изображать! Лягушка прыгает, черепаха ползает, рыба плавает, птица летает, собака бегает. (Учитель называет действие, а ученики изображают).

6. Составление предложений про Буратино.

- Ребята, Буратино хочет задать вам два вопроса. Он спрашивает: «Что у меня содержит звук [п]?». (Шапочка, пуговицы, пряжка). А что  содержит звук  [б]? (Башмаки, букварь).

- Давайте придумаем предложение со словом  «БАШМАКИ». (Дети придумывают предложения).

- Во втором предложении будет слово «БУКВАРЬ».

- В третьем будут слова «КУРТОЧКА», «ПУГОВИЦЫ».

-  Посчитайте, сколько пуговиц на курточке у Буратино?  (Дети дают  полный ответ).

(Каждое предложение анализируется следующим образом: определяется количество слов в предложении, какое по счету слово со звуком  [б] и [п] ).

7. Подбор предложений к графическим схемам.

Предлагаются следующие схемы:

Каждая схема анализируется по количеству слов. Под схемами раскладываются картинки: «Бабушка принесла яблоки», «Боря упал». Каждое слово соотносится с элементом графической схемы. При назывании слова показывается соответствующий элемент.

- Начертите первую схему  в тетради. Запишите под ней предложение: « Бабушка принесла яблоки». Подчеркните букву [б] и [п] разными цветами.

- Начертите вторую схему. Запишите под ней предложение: «Боря упал». Подчеркните букву [б] и [п] разными цветами.

8. Диктант.

Логопед читает предложения, дети записывают вместо слов буквы Б и П.

«Рыбаки поймали рыбу. Поля поливает тюльпаны. Борис кормит Полкана хлебом. Быстро плывет пароход. На поляне порхают бабочки.»

9. Подведение итогов занятия.

Используемая литература:

  1. Лопаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – Москва,: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2004.
  2. Ткаченко Т.А. Речь и моторика.- Москва,:ЭКСМО, 2007.
  3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков. – Москва,: ВЛАДОС, 2002.