Урок окружающего мира в 1-м классе с использованием ИКТ "Времена года. Осень"

Разделы: Начальная школа


Цели: Уточнить и обобщить представления учащихся о наиболее характерных признаках, по которым мы узнаем о наступлении осени; воспитывать разумное, доброе, заботливое отношение к природе; развивать познавательную активность, интерес к предмету через использование средств ИКТ.

Оборудование: аудиозаписи песни «Улыбка» и «Времена года» П.И.Чайковского; презентация «Осень», «Грибы», индивидуальные карточки для игры «Узнай, чей лист?», «Времена года»; рисунки «Овощи», фотографии с работами  уч-ся «Осенняя дорожка».

Ход урока

1. Орг. момент.

- Золотая и немая,
Затаилась тишина.
Песням спрятанным внимая,
Я иду, как в чарах сна.
Листья тихо улетают
С засыпающих ветвей
И на землю оседают,
Красотой пленя своей.
Н.Минский.

- Дорогие ребята! Сегодня у нас будет необычный урок…

А начнем мы его с наблюдения…

(Под музыку « Времена года» П.И.Чайковского открывается презентация «Осень» (приложение))

- Чтение учеником стихотворения «Осень» Т.Белозерова. (Приложение)

2. Вводная беседа.

- Попробуйте сформулировать тему урока.

- Назовите осенние месяцы.

- Какие изменения в природе происходят с приходом осени?

- Прочитайте текст в учебнике на с.49 и  сравните со своими  ответами.

- Сделайте вывод.

3.Закрепление.

- Выполнение задания (карточка «Времена года»). Взаимопроверка.

Карточка №1.

Выбери рисунки с осенней погодой и раскрась их. См. рисунок 1.

- Физ. минутка.(под музыку песни «Улыбка»).

- Какие краски у осени?

- На уроке труда вы выполняли в группах работу «Осенняя дорожка». Давайте вспомним, какие листья вы использовали и что получилось. (Просмотр фотографий с работами).

Игра «Узнай дерево по листу». Работа в парах.

(На партах набор осенних листьев).

- Найдите и покажите лист березы, клена, тополя и т.д.

- Разложите у себя на партах листья в таком порядке, в котором я буду их называть.

Например: береза – тополь – осина – клен - рябина

Выполнение задания.

Карточка №2. См. рисунок 2.

Работа с пословицами и поговорками.

Приложение 1. Слайд 1.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Отгадайте загадки. (Когда уч-ся отгадывают, на доске появляются картинки с овощами)

  1. Расселась барыня на грядке,
    Одета в шумные шелка,
    Мы для нее готовим кадки
    И крупной соли полмешка.
    (Капуста)
  2. Неказиста, шишковата,
    А придёт на стол она,
    Скажут весело ребята:
    "Ну, рассыпчата, вкусна!"
    (Картошка)
  3. Хотя я сахарной зовусь,
    Но от дождя я не размокла,
    Крупна, кругла, сладка на вкус,
    Узнали вы, кто я? ...
    (Свекла)
  4. Щёки розовы, нос белый,
    В темноте сижу день целый.
    А рубашка зелена,
    Вся на солнышке она.
    (Редиска)
  5. Золотая голова - велика, тяжела.
    Золотая голова - отдохнуть прилегла.
    Голова велика, только шея тонка.
    (Тыква)
  6. Как на нашей грядке
    Выросли загадки
    Сочные да крупные,
    Вот такие круглые.
    Летом зеленеют,
    К осени краснеют.
    (Помидоры)
  7. Сидит девица в темнице, а коса на улице.
    (Морковь)
  8. Он никогда и никого
    Не обижал на свете,
    Чего же плачут от него
    И взрослые и дети?
    (Лук)

Приложение 2. Слайд 2.

- Объясните эту поговорку.

- Всем известно, что осень – это грибная пора. Многие отправляются в лес за грибами, но не каждый может назвать себя грибником, ведь для этого надо хорошо знать грибы и уметь отличать съедобные грибы от ядовитых. Вот сейчас мы и проверим, какие вы грибники. Отправляемся в лес!

- Физ.минутка « По грибы».

Приложение 3. Игра «Помоги собрать грибы» с использованием ИКТ.

4. Итог урока.

- Как мы узнаем, что пришла осень?

- Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает,
Когда это бывает?

- Как вы догадались? Какие подсказки услышали в загадке? Как назовете эти подсказки?

- В заключение нашего урока поиграем в игру «Доскажи словечко».

По алым перьям снегиря
Течет прохлада … (октября).
В сухом бору дремота сосен,
Покоем веет от полей…
На юг уходит наша … (осень),
Держась за нитку …(журавлей).
Т.Белозеров.

- Чтение учащимися  стихотворений  об осени.