Урок математики в 4-м классе по теме "Сложение дробей" (урок "открытия" новых знаний)

Разделы: Начальная школа


Ход урока

1. Самоопределение к деятельности (оргмомент)

Уважаемые коллеги и дорогие мои ученики! Сегодня у нас не обычный, а >билейный 585 урок математики, считая со 2.09.первого класса

На нем мы действия с дробями будем выполнять,
Свершать открытья сами и получать лишь «5»!

Лучшим подарком уроку-юбиляру будут ваши правильные ответы и активная работа, которую вы будете фиксировать на шкале личного участия в уроке.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

1) Начнем, как обычно, с тренировки внимания.

Игра «Внимание»

2) Два человека идут к доске выполнять индивидуальные задания:

А) Учебник с.9 № 16

Б) Записать формулы:

- площадь прямоугольника

- периметр квадрата

- объём куба

- площадь прямоугольного треугольника

- высота параллелепипеда

- ширина прямоугольника по известному периметру и длине

3) В это время весь класс участвует в устном счете. Дети называют ответы, учитель их записывает на доске:

  • Катеты прямоугольного треугольника равны 4 и 10 см. Найдите его площадь. Каким правилом пользовались?
  • Найдите 3% от 800. Как найти часть числа, выраженную дробью?
  • У Алены 6 вафель. 5 из них она съела. Какую часть вафель съела Алена? Как найти часть, которую одно число составляет от другого?
  • Мама испекла 8 пирожков с джемом, что составляет 2/7 всех пирожков. Сколько всего пирожков испекла мама? Как найти число по его части, выраженной дробью?
  • Найдите 4/6 от 48

На доске появляется запись: 20,24,5/6,28,32

- Какое число лишнее?

- Что вы можете рассказать про дробь 5/6?

4) Проверяем индивидуальную работу у доски!

5) Вывешиваю схему к задаче:

- Составьте задачу

- Решите её

- Составьте обратные задачи

(перемещаю знак «?» на известные числа)

Пользуясь числовым лучом, докажите, что дроби 10/12 и 5/6 равны.

На доске:

Один ученик выходит показать 10/12, другой – 5/6.

Из ряда чисел на доске убираю дробь. Установите закономерность и продолжите ряд на два числа ( 20,24,28,32,36,40…)

Найдите сумму всех чисел ряда удобным способом (20+40,24+36,28+32=180)

- Каков основной смысл сложения? (Сложить, значит, объединить, взять вместе)

- С героями какого произведения мы путешествуем по страницам учебника математики? (Винни - Пух…)

7) Возьмите лист с заданиями.

Читаем задачу №1. «Винни - Пух пошёл в гости к ослику Иа-Иа. В 1 час он прошёл 3/8 всего пути, а во 2 час – 2/8 всего пути. Какую часть пути прошёл Винни- Пух за два часа вместе?»

Рассмотрите схему:

- Что нам надо найти в задаче?

- С помощью какого действия мы сможем объединить все части?(3/8+2/8=)

Решаем! ( У детей получаются разные ответы: 5/8 или 5/16)

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности

- Почему же получились разные ответы?

- Что особенного в наших дробях? (у них одинаковые знаменатели)

- Значит, какую цель мы поставим перед собой? (научиться складывать дроби с одинаковыми знаменателями)

- Сформулируйте тему нашего урока (сложение дробей с одинаковыми знаменателями)

4. Построение проекта выхода из затруднения («Открытие» детьми нового знания)

Перед вами модели различных геометрических фигур. Возьмите простой карандаш, заштрихуйте сначала 3/8, потом 2/8.

- Какая часть фигуры стала заштрихована? (5/8)

Значит 3/8+2/8=5/8

- Что интересного заметили?

- Какой первый шаг в сложении дробей с одинаковыми знаменателями? (Сложить числители)

- Что записать в знаменатель?

Вывешиваю алгоритм:

Сложение дробей
с одинаковыми знаменателями



Сложить числитель и записать
в числитель сумму



В знаменатель записать
их общий знаменатель

Попробуйте представить эту сумму в виде буквенного выражения, заменив одинаковые цифры на одинаковые буквы.

После того, как дети представят свои варианты, вывешиваю формулу:

a/n+b/n=a+b/n

Для числителя удобнее выбрать буквы a и b, идущие в начале алфавита, а для знаменателя – букву n из общего вида записи дробей.

А теперь сформулируйте полученный вывод в виде правила. (Дети формулируют правило)

Откроем учебник на с. 7, сравним наши выводы с учебником (читаем вслух)

Таким образом, проблему урока мы разрешили и в очередной раз сделали самостоятельное открытие!

5. Первичное закрепление во внешней речи

с.7 № 2 и № 3 – с комментированием в учебнике

с.8 № 6(а и б) - письменно фронтально

6. Физ. минутка (зрительная гимнастика)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

с.7 № 4 – в тетради

- Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?

В это время 3 человека у доски решают уравнения:

x- 6/35=29/35

a-77/92=14/92

y-(7/71+32/71)=24/71

Проверка работы у доски

8. Включение в систему знаний и повторение

1) Один человек у доски выполняет индивидуальное задание:

2)Реши неравенства:
8 < x < 11
19 le; y < 21
Запиши множество дробей x/y

3) Один человек решает задачу № 2 по действиям:

«Винни- Пух заготовил на зиму 360 кг меда, причем липового в 4 раза больше, чем цветочного. Сколько кг липового и сколько кг цветочного меда заготовил Винни- Пух?»

В это же время другой ученик решает эту же задачу у доски уравнением.

После решения задачи проверяем индивидуальное задание!

4) Ребята,  кто автор сказки о Винни-Пухе? (Алан Милн)

А кто автор литературного перевода этого произведения мы узнаем, если решим примеры и расположим ответы в порядке убывания:

39/100+54/100=        А

60/100+27/100=        Х

48/100+32/100=        О

56/100+8/100=        Е

7/100+21/100=        Р

29/100+69/100=        З

45/100+26/100=        Д

     

     

     

     

     

     

     

- Как можно записать по- другому полученные результаты?

- Запишите в таблицу проценты в порядке убывания.

9. Рефлексия к деятельности

- Чему учились на уроке?

- Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?

Посчитайте на своих шкалах и выразите дробью ваше личное участие в юбилейном уроке.

Всем спасибо за работу! Молодцы!