Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Логопедическое занятие в начальной школе по теме "Дифференциация гласных первого и второго ряда"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цель:

  • Активизация внимания детей, подготовка к предстоящему занятию, ориентировка на тему занятия и актуализация соответствующей лексики.
  • Упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда.
  • Коррекция процессов памяти, внимания.
  • Воспитание навыка общения, ответа на вопрос, контроля над собственном поведением.

Оборудование: Таблица с гласными первого и второго ряда; таблица слогов; карточки для самостоятельной работы; цветные карандаши; мяч; доски клейкой лентой (30/ 30) для развития мелкой моторики рук, коробочки с фасолью.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к занятию.

  1. Развитие мелкой моторики рук.

Ребята перед вами доска с липкой лентой и коробочка с фасолью. Я предлагаю вам выложить на доске елку, солнце, дом. Молодцы, вы прекрасно справились заданием.

  1. Повторение раннего пройденного материала.

Давайте вспомним и произнесем с вами гласные первого и второго ряда. (Обращаем внимание детей на таблицу гласных).Скажите, пожалуйста, как образуются гласные второго ряда?(йотированный согласный + гласный звук).

Теперь сравните пары гласных: А-Я; О–E; У-Ю; Э-Е; Ы-И. (Выявляем сходство этих пар по артикуляции и различие по написанию). Ребята, эти гласные называются парными гласными и чтобы не путать их на письме, мы с вами будем учиться их различать.

  1. Сообщение нового материала.

На нашем занятии мы научимся различать парные гласные, и мы узнаем с вами, что гласные второго ряда - волшебные, они делают мягким согласный. Перед вами таблица с прямыми слогами. Давайте прочитаем хором прямые слоги, сочетая М, (Н, С и т.д.), попарно с гласными первого, затем второго ряда.

М А О Э У Ы Н  А О Э У Ы
Я E Е Ю И Я E Е Ю И

(При повторном чтении обращаем внимание на изменении звучания согласного от соседства гласных второго ряда).

Ребята, что происходит с согласными, когда после него идет гласный второго ряда?(Согласный становится мягким).

Я предлагаю вам немного поиграть.

  1. Игра «Волшебный мяч».

(Упражнение в слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких и мягких согласных).

Ребята, я буду называть вам твердый вариант и при этом кидаю, мяч, а вы называете мягкий вариант и кидаете мяч обратно мне. (Мяч бросаем по очереди).

  • изолированно.

Б-Б'; В-В'; Г-Г'; Т-Т'; Д-Д' и т.д..

А теперь обратно, вы называете мягкий вариант, а я твердый.

  • Б-Б'; В-В'; Г-Г'; Т-Т'; Д-Д'; и т.д.
  • в слогах (перекидывая мяч).
ДА-ДЯ

РО-РE

НЯ-НА

ДО-ДE

СО-СE

ВЕ -ВО