Модель педагогического процесса экологического образования дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: развитие экологической воспитанности дошкольников.

Задачи:

  1. Освоение экологических представлений.
  2. Развитие познавательных умений.
  3. Овладение умениями ухода за живыми существами.
  4. Накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным.

Содержание: раздел программы “Ребенок открывает мир природы”, программы “Детство”, соответствующий возрасту детей.

Система педагогического взаимодействия:

  • организованное обучение;
  • совместная деятельность взрослого с ребенком;
  • самостоятельная деятельность детей.

Организованное обучение включает:

  • экскурсии, занятия, наблюдения за животными и растениями (распознающее за одним, сравнительное, с использованием раздаточного материала, наблюдение за изменеием и развитием);
  • изобразительную деятельность по экологической тематике;
  • ознакомление с трудом взрослых в природе;
  • обучение детей по уходу за растениями и животными;
  • развитие речи (составление рассказов о приодных объектах и явлениях — по аналогии, описательных загадок; придумывание экологических сказок; этических беседы);
  • обобщение представлений о природе (обобщающее наблюдение, обобщающая беседы);
  • классификацию представлений о природе (беседы с использованием моделей, занятия в форме дидактической игры на классификацию).

Совместная деятельность воспитателя и детей включает:

  • диагностику экологической воспитанности детей (первую, текущую, контрольную);
  • наблюдения в уголке природе, на прогулке, у окна;
  • целевые прогулки на природе;
  • игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные);
  • рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;
  • беседы с детьми на экологические темы по их интересам;
  • рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе;
  • сбор коллекций, семян, камней, осенних листьев;
  • опыты;
  • труд в уголке природы и на участке;
  • просмотра диафильмов, видеофильмов;
  • работу с моделями;
  • работу с календарем природы, дневниками наблюдений;
  • различные виды изобразительной деятельности на экологические темы;
  • создание книг-самоделок;
  • экологические досуги и праздники.

Самостоятельная деятельность детей:

  • стимулирование педагогом самостоятельной деятельности детей, задания для самостоятельных наблюдений в природе, создание проблемных ситуаций — познавательных и практических;
  • разные виды игр;
  • экспериментирование;
  • уход за растениями и животными в уголке природы;
  • работа с литературой;
  • изготовление поделок из природного материала.