Дидактический материал по русскому языку для подготовки к ЕГЭ (10–11-й классы)

Разделы: Русский язык

Классы: 10, 11


(1) Когда человек с..знательно или интуитивно выб..рает себе в жизн.. какую(то) цель жизне(н,нн)ую задачу он вместе с тем даёт себе оценку.

(2) По т..му ради чего человек ж..вёт можно судить и о его сам..оценке - ни..кой или высокой:

(3):Стремит..ся к высокой цел.. ни..кими сре..ствами нельзя.

(4) Надо быть одинаков.. чес..ными как в больш..м так и в малом:

(5):А в чём самая б..льшая цель в жизн..?

(6) Я думаю - ув..личивать добро в окружающ..м нас.

(7) Добро сл..гается из много..о и каждый раз жизнь став..т перед человеком задачу которую нужно уметь р..шать.

(8):Если человек став..т перед собой задачу пр..обрести все эл..ментарные мат..риальные блага он и оценива..т себя на ур..вне этих мат..риальных благ.

(9) Если человек ж..вёт что(бы) пр..носить людям добро обл..гчать их стр..дания д..вать людям рад..сть то он оценива..т себя на ур..вне этой св..ей человеч..ности:

(10):Если жить только для себя св..ими мелкими заботами о собстве(н,нн)ом благ..получии то от переж..того (не)останет..ся и следа.

(11) Если(же) жить для других то другие сб..регут то чему ты служил чему о..давал силы.

(12) Замет..ли ли вы что всё дурное и мелкое в жизн.. быстро забывает..ся?..

(13) Люди ни(о)ком (не)заботящ..ся как(бы) вып..дают из пам..ти.

(14) А люди служившие другим имевшие в жизн.. добрую и зн..чительную цель запом..нают..ся (на)долго.

(15) Счаст..я дост..гает тот кто стремит..ся ..делать счас..ливыми других и способ..н хоть на время забыть о своих инт..ресах о себе:

(Д. Лихачёв.)

  1. Определите стиль текста.
  2. Определите тему, основную мысль текста. Есть ли в тексте слова, употреблённые в переносном значении?
  3. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
  4. В каком слове все согласные мягкие?
    а) время;
    б) себе;
    в) жизнь;
    г) память.
  5. В 1 - 4 предложениях найдите антонимы.
  6. В 1 предложении укажите все слова, образованные суффиксальным способом.
  7. В 9 - 12 предложениях укажите возвратное местоимение.
  8. В предложениях с 3 по 8 найдите слово с чередованием гласной в корне.
  9. В предложениях со 2 по 4 укажите все союзы.
  10. В 12 и 13 предложениях найдите все частицы.
  11. В 12 - 14 предложениях определите разряды прилагательных.
  12. Из 15 предложения выпишите все местоимения.
  13. Выпишите из 1 предложения несколько словосочетаний с разными видами связи.
  14. Замените обособленное определение (предложение 13) синонимичной конструкцией.
  15. Среди 6 - 8 предложений укажите номер сложноподчинённого предложения с придаточным условия.
  16. Среди 13 - 15 предложений найдите сложноподчинённое с однородными придаточными и укажите его номер.
  17. Как связаны между собой 10 и 11 предложения?
  18. Среди 8 - 10 предложений укажите осложнённое однородными членами.
  19. Среди 6 - 8 предложений найдите сложносочинённое и укажите его номер.

(1) Я п..шу в св..их письмах о цел.. и смысле жизн.. о крас..те поведения а потом перех..жу к крас..те окружающего нас мира к крас..те открывающ..ся нам в произведениях и(сс,с)ку(с,сс)тва.

(2) Я делаю это (по)тому что для во..приятия крас..ты окружающ.. мира человек сам должен быть душевно красив глубок:

(3) Мы вступаем в век в котором образ..вание знания про(фф,ф)е(с,сс)иональные навыки будут играть опред..ляющую роль в судьбе человека:

(4) Учение вот что сейчас нужно м..л..дому человеку с самого малого возраста:

(5) Нужно при этом помнить что самое благопр..ятное время для учения м..л..дость.

(6) Име(н,нн)о в молодост.. в детств.. в отрочеств.. в юност.. ум человека наиболее воспр..имчив.

(7) Воспр..имчив к изучению языков (что крайне важно) к математик.. к усвоению знаний и развитию эст..тическому ст..ящему рядом с развитием нравстве(н,нн)ым.

(8) Умейте (не)терять врем..ни на пуст..ки на "отдых" который иногда утомля..т больше чем самая тяж..лая работа:

(9) Берегите себя для учения для пр..обретения знаний и навыков которые только в м..л..дости вы осво..те ле..ко и быстро:

(Д. Лихачёв.)

  1. Определите стиль текста, тип речи.
  2. Определите тему, основную мысль текста.
  3. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
  4. В каком слове все согласные мягкие?
    а) учение;
    б) тяжёлая;
    в) цель;
    г) жизнь.
  5. В 8 - 9 предложениях найдите все частицы.
  6. В 4 - 6 предложениях найдите краткое прилагательное.
  7. Укажите способ образования слова определяющую (предложение 3).
  8. В 8 - 9 предложениях укажите возвратное местоимение.
  9. Во 2 предложении укажите все местоимения.
  10. Определите наклонение у глагола вступаем (предложение 3).
  11. Определите разряд прилагательного эст..тическому в предложении 7.
  12. Укажите вид сказуемого в 3 предложении.
  13. В 7 предложении замените обособленное определение придаточным определительным.
  14. В 8 предложении замените придаточное синонимичной конструкцией.
  15. Во 2 - 4 предложениях найдите причастия.
  16. Укажите номера сложноподчинённых предложений с придаточными определительными (по мере возрастания).
  17. Выпишите из 8 предложения несколько словосочетаний с разными видами связи.
  18. Как связаны между собой 5 и 6 предложения?
  19. Укажите (по мере их возрастания) номера предложений, осложнённых однородными членами.
  20. Среди 5 - 8 предложений укажите односоставное определённо-личное.
  21. Среди 1 - 3 предложений укажите простое.

 О воспита(н,нн)ости

(1) Луч..ше всего про..вляет свою воспита(н,нн)ость человек когда он ведёт диску(с,сс)ию спор..т отста..вая свои уб..ждения:

(2) Прежде всего он вн..мательно выслуш..вает св..его пр..тивника человека который (не)согласен с его мнением.

(3) Больше того если ему что(либо) (не)яс..но в позиц..ях его пр..тивника он з..даёт ему доп..лнительные вопросы:

(4) Если даже все позиц..и пр..тивника яс..ны он выб..рет самые слабые пункты в утв..рждениях пр..тивника и переспрос..т это ли утв..ржда..т пр..тивник.

(5) Помн..те нет (н..)чего красивее в споре как сп..койно в случае (не)обходимости пр..знать полную или частич..ную пр..воту пр..тивника.

(6) Этим вы доказ..ваете как дор..га вам истина:

(7)Конеч..но пр..знавать пр..воту пр..тивника можно только тогда когда дело к..сает..ся (не)ваших общих уб..ждений (не)ваших нравстве(н,нн)ых принц..пов:

(8) Человек должен уметь с достоинством пр..нять св..ю победу (не)злорадствуя над побеждё(н,нн)ым в споре (не)торжествуя (не)оскорбляя самолюбие о(п,пп)онента:

(Д. Лихачёв.)

  1.  Определите стиль текста, тип речи.
  2. Определите тему, основную мысль текста.
  3. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
  4. В каком слове есть [д]?
    а) диску(с,сс)ия;
    б) ведёт;
    в) дело;
    г) должен.
  5. В 4 предложении укажите все частицы.
  6. В 5 - 7 предложениях найдите слово с чередованием гласной в корне.
  7. В 5 - 6 предложениях найдите прилагательное в сравнительной степени.
  8. Укажите способ образования слова отстаивая (предложение 1).
  9. Определите часть речи слова этим (6 предложение).
  10. Во 2 предложении укажите все местоимения.
  11. Укажите вид сказуемого в 8 предложении.
  12. В 1 предложении замените обособленное обстоятельство придаточным обстоятельственным.
  13. Среди 3 - 6 предложений укажите сложное бессоюзное.
  14. Среди 6 - 8 предложений укажите номер предложения с вводным словом.
  15. Укажите номер сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным.
  16. Выпишите из 8 предложения несколько словосочетаний с разными видами связи.
  17. Как связаны между собой 2 и 3 предложения?
  18. Укажите (по мере их возрастания) номера предложений, осложнённых однородными членами.
  19. Среди 1 - 5 предложений укажите сложноподчинённое с параллельным подчинением.
  20. Среди 5 - 8 предложений укажите номер предложения, в состав которого входит односоставное безличное. 

(1) Я уб..ждён что наст..ящая воспита(н,нн)ость пр..являет..ся прежде всего у себя дома в св..ей сем..е в отн...шениях со св..ими родными:

(2) Воспита(н,нн)ый человек это тот кто хоч..т и уме..т считат..ся с другими:

(3)Это тот кто в равной степен.. вежлив со старш..ми и младш..ми по годам и по пол..жению.

(4) (Не)думайте что х..рошие манеры это только манеры то есть (не)что поверхнос..ное.

(5) Воспитывать в себе нужно (не)столько манеры сколько то что выр..жает..ся в манерах бер..жное отн..шение к миру к обществу к пр..роде даже к ж..вотным, птицам и р..стениям к кр..соте мес..ности к прошл..му тех мест где ж..вёшь:

(6):Надо уметь чу..ствовать и даже зам..чать то что за пределами наш..го во..приятия иметь как(бы) "пре..чувствие" открывающ..ся или могущего открыт..ся нового.

(Д. Лихачёв.)

  1. Определите стиль текста, тип речи.
  2. Определите тему, основную мысль текста.
  3. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
  4. В каком слове есть все согласные твёрдые?
    а) манеры;
    б) сколько;
    в) своей;
    г) нашего.
  5. В 4 и 5 предложениях укажите все частицы.
  6. В 1 и 2 предложениях укажите возвратное местоимение.
  7. В 4 - 5 предложениях найдите слово с чередованием гласной в корне.
  8. В 6 предложении найдите слово с непроизносимой согласной.
  9. Укажите способ образования слова открывающегося (предложение 6).
  10. Определите часть речи слова вежлив (3 предложение).
  11. Определите наклонение у глагола пр..являет..ся (предложение 1).
  12. Определите разряд прилагательного бер..жное в предложении 5.
  13. Укажите разряд местоимения тот (2 предложение).
  14. Укажите вид сказуемого в главной части 6 предложения.
  15. В 4 предложении найдите слово, образованное приставочным способом.
  16. Среди 3 - 5 предложений укажите номер предложения, в состав которого входит односоставное безличное.
  17. Укажите номер сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным.
  18. Выпишите из 6 предложения несколько словосочетаний с разными видами связи.
  19. Как связаны между собой 4 и 5 предложения?
  20. Укажите номер сложноподчинённого предложения с параллельным подчинением.

М..л..дость это вся жизнь

(1) Когда я учился в школе мне к..залось - вот выр..сту, и всё буд..т иначе.

(2) Я буду ж..ть среди каких(то) иных людей в иной о..становке и всё вообще буд..т иначе:

(3) А в действительности: вместе со мной вступили в этот "взрослый" мир и мои т..варищи по школ.. а потом и по ун..верситету. (4)Окружение м..нялось но ведь оно м..нялось и в школе а в сущ..ности оно ост..валось тем(же):

(5):В молодост.. ф..рмирует..ся (не)только человек ф..рмирует..ся вся его жизнь всё его окружение.

(6) Если он правильно выб..рет себе друзей ему буд..т ле..че жить ле..че перен..сить горе и ле..че перен..сить рад..сть.

(7) Рад..сть ведь то(же) надо "перенести" что(бы) она была самой радос..ной самой долгой и проч..ной что(бы) она (не)испортила человека и дала настоящ.. душевное бога..ство ..делала человека ещ.. более щедрым:

(8) Хр..ните м..л..дость до глубокой старости:

(9) Хр..ните м..л..дость в св..их навыках привыч..ках в св..ей м..л..дой "открытости в людях" (не)посредстве(н,нн)ости:

(10) И помните поговорку Берегите честь смолоду.

(11) Уйти совсем от св..ей репутац..и созда(н,нн)ой в св..и школьные годы нельзя а изм..нить её можно но очень трудно.

(12) Наша м..л..дость это и наша старость.

(По Д. Лихачёву.)

  1. Определите стиль текста, тип речи.
  2. Определите тему, основную мысль текста.
  3. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
  4. В каком слове совпадает количество букв и звуков?
    а) своей;
    б) честь;
    в) людях;
    г) нельзя.
  5. В 7 предложении найдите все союзы.
  6. Определите разряд местоимения иной (2 предложение).
  7. Определите наклонение у глагола хр..ните (предложение 8).
  8. Определите разряд прилагательного в предложении 3.
  9. В 6 предложении найдите слово с чередованием гласной в корне.
  10. В 1 предложении найдите слово с безударной гласной в корне.
  11. В 7 предложении найдите слово с непроизносимой согласной.
  12. Укажите способ образования слова созданной (предложение 6).
  13. Определите часть речи слова вообще (2 предложение).
  14. Укажите вид сказуемого в 9 предложении.
  15. Среди 10 - 12 предложений укажите предложение с составным именным сказуемым.
  16. Среди 9 - 11 предложений укажите номер предложения, в состав которого входит односоставное безличное.
  17. В 11 предложении замените обособленное определение синонимичной конструкцией.
  18. Укажите номер сложноподчинённого предложения с однородными придаточными.
  19. Выпишите из 7 предложения несколько словосочетаний с разными видами связи.
  20. Как связаны между собой 6 и 7 предложения?
  21. Среди 1 - 4 предложений укажите сложное с сочинительной и подчинительной связью.

Не быть смешным

(1) Пог..ворим о форме нашего пов..дения о том что должно войти в нашу привыч..ку и что то(же) должно стать нашим внутре(н,нн)им сод..ржанием:

(2) Гов..рят надо быть весёлым. (3)Но шумное и навя..чивое веселье ут..мительно окружающ..м.

(4) Вечно сыпящий остротами м..л..дой человек перестаёт во..принимат..ся как достойно в..дущий себя. (5)Он ст..новит..ся шутом.

(6) Не буд..те смешными:

(7) Смешным можно быть во всём даже в манере одеват..ся.

(8) Если мужчина слишком тщ..тельно подб..рает галстук к рубашк.. рубашку к костюму - он смешон.

(9) Чре..мерная забота о св..ей наружности сразу видна.

(10) Надо заботит..ся о том что(бы) одеват..ся пр..лич..но но эта забота у мужчин (не)д..лжна перех..дить границ.

(11) Жен..щина это дело другое.

(12) У мужчины же в одежде должен быть намёк на моду.

(13) Ид..ально чистая рубашка чистая обувь и свежий но (не)очень яркий галстук это достаточ..но.

(14) Костюм может быть старый.

(15) В разговор.. с другими умейте слушать умейте пом..лчать умейте ре..ко и (во)время пошутить.

(16) Занимайте собой как можно меньше места не старайтесь быть "душой общества".

(17) Нет (н..)чего более (не)приятного и глупого в облике и поведени.. человека чем важность и шумность:

(18) В своём поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным и тихим.

(По Д. Лихачёву.)

  1. Определите стиль текста, тип речи.
  2. Определите тему, основную мысль текста.
  3. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
  4. В каком слове совпадает количество букв и звуков?
    а) своём;
    б) более;
    в) яркий;
    г) намёк.
  5. В 7 - 8 предложениях найдите все предлоги.
  6. Определите разряд местоимения ничего (17 предложение).
  7. Определите наклонение у глагола бойтесь (предложение 18).
  8. Определите разряды прилагательных в предложении 17.
  9. В 7 - 9 предложениях найдите слово с чередованием гласной в корне.
  10. В 10 предложении найдите слова с безударной гласной в корне.
  11. Укажите способ образования слова неприятного (предложение 17).
  12. Определите часть речи слова даже (7 предложение).
  13. Укажите вид сказуемого в 18 предложении.
  14. Среди 4 - 5 предложений укажите предложение с составным именным сказуемым.
  15. Среди 1 - 3 предложений укажите номер предложения, в состав которого входит односоставное определённо-личное.
  16. Среди 2 - 4 предложений укажите такое, в котором есть необособленное определение.
  17. Укажите тип связи, который используется в словосочетании тщательно подбирает (предложение 8).
  18. Укажите номер сложноподчинённого предложения с однородными придаточными.
  19. Как связаны между собой 2 и 3 предложения?
  20. Среди 8 - 10 предложений укажите сложное с сочинительной и подчинительной связью.