Русский композитор, которого знает весь мир

Разделы: Музыка


Тема: Русский композитор, которого знает весь мир

Цель: Помочь через музыку проникнуть во внутренний мир композитора

Ход урока

Портрет Чайковского (рисунок, изображающий композитора в возрасте 49 лет, выполнен по фотографии, снятой уличным фотографом в Женеве в 1880 году).

Слайд 1 (см. презентацию).

Учитель: - Конечно, вы узнали этого человека;

-Что вы знаете о нём?

Дети: - это Пётр Ильич Чайковский, композитор 19 века, родился у нас на Урале.

Учитель: - Я не сомневалась, что вы вспомните нашего земляка, композитора, которого знает весь мир.

Вы знаете, что родился он в городе Воткинске, и его детство проходило в атмосфере любви и сердечности. Именно здесь, в провинции, широко и привольно лилась народная песня и звучала выразительная, напевная, яркая русская речь. В большой семье Чайковских между детьми были очень тёплые отношения. Когда у родителей родились близнецы, маленький Петя не мог скрыть восторга. Вот как он говорил: “Я их уже видел несколько раз, но каждый раз, как я их вижу, мне кажется, что это ангелы, которые спустились на землю”.

Учитель: - Каким предстал перед вами Чайковский?

Дети: - Нежным, добрым.

Учитель продолжает разговор: Родители будущего композитора были людьми интеллигентными и образованными. Часто в их доме звучала музыка, проходили любительские концерты, на которых присутствовал и Петя, очень сильное впечатление производили на мальчика крестьянские песни.

Учитель: Каким сейчас он предстал?

(впечатлительный, музыкальный, чуткий)

Учитель: - Услышим ли мы в его музыке эти черты?

Слушание пьесы “Мама” из “Детского альбома”

Учитель: - Какие чувства пробудила в вас эта музыка?

Ребята делятся впечатлениями.

Да, он передал своё отношение к самому дорогому человеку – маме, которую любил больше всех на свете. Для всех людей мама самый дорогой и главный человек. Старайтесь хранить мамин покой, не заставляйте её расстраиваться.

Учитель: - Предлагаю спеть песню о Чайковском и постараться передать в своём исполнением тот образ, о котором вы только что говорили.

 (хоровое исполнение песни “Чайковский” муз. А.Иванова сл. С.Широбокова.)

Учитель: - Мне понравилось ваше исполнение. Вы спели очень выразительно, тепло, нежно. Можно было представить образ чуткого мальчика, жадно впитывающего в себя впечатления об окружающем мире.

Учитель: О чём расскажет нам композитор в следующем музыкальном произведении?

Слушание “Осенней песни” из цикла “Времена года”.

Учитель: что вы услышали? Как поняли эту музыку?

Ответы детей:

- картина природы, когда идёт дождь;

- грустное настроение;

- кто-то думает о ком-то близком и грустит.

Учитель: - Это действительно картина природы, которую очень любил композитор. Она давала ему силы, поднимала настроение.

- А как по - вашему, какому времени года посвящено это произведение?

Дети: - Это осень, как – будто опадают листья, грустно, что закончилось лето, природа засыпает.

Слайд 2

Учитель: Чайковский написал музыку, посвящённую каждому месяцу года. Это произведение посвящено октябрю и называется “Осенняя песня”. Картину осени мы видим и на полотне Левитана. Природе посвящали произведения художники, писатели, композиторы, поэты. Мы c вами тоже любим общаться с природой: бродить по лесу, слушать музыку леса и всегда возвращаемся с прогулки в хорошем настроении. Фортепианный цикл “Времена года” Чайковского популярен среди исполнителей и слушателей музыки.

Пётр Ильич много путешествовал. Он слышал музыку других народов и жадно впитывал её интонации, а потом сам писал музыку в духе того или другого народа. Однако его произведения всегда оставались русскими по духу.

Хоровое исполнение “Неаполитанской песенки” муз. П. Чайковского слова Г. Иващенко.

Учитель: Композитор работал в разных музыкальных жанрах.

Какие балеты Петра Ильича вам знакомы?

Дети: - “Спящая красавица”, “Лебединое озеро”, “Щелкунчик”.

Слушание “Вальса цветов” из балета “Щелкунчик”.

Учитель: - Вы обратили внимание на инструмент, звучащий во вступлении?

Дети: - Звучание похоже на гусли;

- это арфа.

Учитель: Какие образы возникли в вашем воображении?

 Дети: - Музыка, исполненная этим красивым инструментом, создала ощущение волшебства, сказочности.

- музыка танцевальная, яркая.

Учитель: - В этом вальсе удивительно сочетаются разные инструменты, передавая то лирическое настроение, то взволнованное, то ликующее.

Слайд3

Партитура “Щелкунчика” вошла в музыкальную культуру как одна из самых драгоценных страниц наследия Чайковского.

“Партитура” - нотная запись многоголосного музыкального произведения (хорового, оркестрового и др.)

Учитель: Слушая музыку Петра Ильича, мы чувствуем каким был человеком этот выдающийся композитор, которого знает весь мир!

“Пётр Ильич, как редко кто, любил жизнь. Каждый день имел для него значительность, и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа…” писал о Петре Ильиче его брат Модест.

В 1892 году Пётр Ильич переступил порог своего нового дома в Клину, который с годами стал Домом – музеем композитора.

 Слайд 4

 Музыка Чайковского очень популярна не только в России, но и во всём мире. Произведения Петра Ильича звучат почти во всех концертах классической музыки.

Он написал оперы и балеты, симфонии и концерты, вокальную и инструментальную музыку, и мы ещё не раз на уроках музыки встретимся с этим величайшим композитором!

Слайд 5

“Я желал бы всеми силами своей души, чтобы музыка моя приносила людям подмогу и утешение”. П.И.Чайковский

Вывод: Слушая и исполняя музыку Петра Ильича Чайковского, мы почувствовали тепло его души, его тонкое восприятие всего того, что его окружало, и его музыка навсегда останется в сердцах людей живущих не только в нашей стране, но и во всём мире.