История и методы изучения клетки. Клеточная теория

Разделы: Биология

Цель: познакомить учащихся с историей становления клеточной теории и основными методами изучения клетки.

Задачи:

Образовательные:

1. Рассмотреть понятия: клетка, клеточная теория, цитология, микроскопия, световой микроскоп, электронный микроскоп, физико-химические и биохимические методы, метод культуры клеток и тканей;
  2. Сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на земле;
  3. Показать единство всего живого на земле на основе знаний о клеточной теории;
  4. Продолжить формирование знаний о методах в биологии (на примере методов изучения клетки).

Развивающие:

1. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков, умения пользоваться научной терминологией;
  2. Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление, речь – словарный запас биологических знаний, развивать образное мышление, умение отстаивать свою точку зрения; а также выделять главное, формулировать ответ и публично выступать.

Воспитательные:

1. Совершенствовать умение работать в группах;
  2. Сформировать навыки самостоятельной работы;
  3. Продолжить демонстрировать необходимость биологических знаний.

Оборудование:

• Презентация «Клеточная теория» (Приложение 2);
  • Доклад учащегося в виде презентации (вклад А. ван Левенгука);
  • Диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия»: Общая биология, 10 класс;
  • Фрагмент видеофильма «Клеточная теория» (возможен);
  • Цифровой микроскоп и микропрепарат растительных клеток (возможен);
  • Раздаточные листы (Приложение 1).

Методы и методические приемы:

• Беседа по предыдущим темам;
  • Рассказ с элементами беседы по новой теме с использованием мультимедийного оборудования;
  • Работа в группах (по рядам);
  • Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Основной учебник:

Теремов А.В., Петросова Р.А., Никишов А.И. Биология: Общие закономерности жизни: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2005.

Ход работы

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент.
Приветствие. Учитель отмечает в журнале отсутствующих. Готовятся к уроку.
2. Проверка знаний.
Проводится в виде опроса по рядам с использованием тестовых заданий в презентации и на диске «Кирилл и Мефодий». Отвечают на вопросы (слайд 1-4).
3. Объяснение нового материала:  А) Актуализация знаний.
Долгое время свойства живых организмов изучались на основе их макроскопического строения (видимо невооруженным взглядом).
Какие живые организмы вы знаете? ??? животные, растения, бактерии, грибы, лишайники.
О том, что объединяет все живые организмы, узнали только в 17-18 веках, благодаря изобретению микроскопа. Именно эта единица строения всех живых организмов является объектом нашего изучения. Что же это? ??? клетка.
Записываем в тетради тему § 10 на стр. 46. Δ(записывают). История и методы изучения клетки. Клеточная теория. (слайд 5)
Что же такое клетка? ??? Клетка – это структурно-функциональная единица живого, способная к самовоспроизведению, для которой характерны все признаки живого.
Ξ записывают в тетрадь определение термина «клетка». (слайд 6)
Б) История открытия клеточного строения организмов.
Чтобы лучше понять это, давайте вернёмся мысленно и зрительно в те далёкие времена, когда люди впервые произнесли слово «клетка».
XVII век – это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. В этом же веке появилось множество естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы. (слайд 7).
Как вы думаете, какое основное открытие 17 века позволило впервые увидеть клетку? ??? Изобретение микроскопа.
Конечно, это изобретение микроскопа. Какой же ученый одним из первых стал использовать микроскоп и впервые сообщил миру о существовании клетки? ??? Роберт Гук.
(слайд 8)
Найдите, как описывал свое открытие Роберт Гук.
Именно этими словами Роберт Гук впервые сообщил о клетке и ввел в употребление термин «клетка». Давайте запишем в тетради.
Ψ Читают в учебнике (стр. 46).
А вот, что еще писал в своей работе Роберт Гук: «Весьма благодарен я этому итальянцу Галилео Галилею, который создал прибор по имени «микроскоп», он помог мне увидеть нечто весьма интересующие весь свет… Я много работал, много препарировал и везде: на сердцевине бузины, на стебле камыша, на пробке любого другого дерева под микроскопом я увидел целулы (ячейки), которые выстроились более или менее плотными рядами в моём поле зрения! О, чудо! О, красота и вечная гармония природы!». Ξ 1665 год, Роберт Гук – впервые ввел термин «клетка», обнаружил ячеистое строение живых организмов (на срезе бузины). (слайд 9)
Много времени прошло с тех пор, отшумел XVII век, на смену пришёл XVIII, потом XIX век. Это время в биологии было наполнено новыми открытиями, фактами и противоречиями.
Давайте послушаем короткий доклад про ученых, изучавших клетку. Ваша задача – записать в тетради информацию о них. Доклад учащегося.
Δ (записывают). Дополнение по Левенгуку: «О эврика! Люди, что я вижу! В этой маленькой капельке грязной воды встретился мне целый мир маленьких живых существ. Мир, который сразу трудно понять и осмыслить, объяснить. Эти маленькие «зверушки» были очень забавны, они кувыркались, прыгали, резвились и были очень счастливы в жизни. Да, и по форме «зверушки» были довольно симпатичные: шарики, спирали, палочки, то по одной крутились, то по 2-3 в понятном только одним им танце».
В) Создание первой клеточной теории.

К 30-м годам XIX века накопилось немало информации, фактов, новых знаний о клетке, которые необходимо было систематизировать и обобщить. Кто же сделал это? Т. Шванн писал: «На дворе уже 1839 год, знаменитый год в моей жизни, вот труд, созданный за многие лета моей жизни (читает) «Микроскопические исследования соответствии структуре и росту животных и растений». Многим помогал мне, известный всем ботаник Шлейден, благодарен весьма я ему! Сотрудничая с ним, вот что у нас получилось».

Что же получилось у немецких ученых Шванна и Шлейдена?

??? Первая клеточная теория.

Действительно, эти два ученых в 1838-39 годах независимо друг от друга пришли к одинаковым выводам: Шлейден на примере растительных клеток, а Шванн – на примере животных.

Δ (записывают). 1838-39 гг. Шванн и Шлейден – клеточная теория.

Найдите 3 положения клеточной теории Шванна и Шлейдена.
А теперь внимательно посмотрите на эти положение, представленные на слайде.

Ψ Читают основные положения клеточной теории. (слайд 10-11).

Какое из этих положений неверно с современной точки зрения?

??? Третье, т.к. клетка не может возникать из неклеточного вещества.

Какой немецкий ученый установил это?

??? В 1858 году Рудольф Вирхов.

Какое дополнение к клеточной теории он сделал?

??? «Клетка из клетки».
Δ (записывают). 1858г. Р.Вирхов – «клетка из клетки». (слайд 12)

Все эти открытия привели к появлению особого раздела биологии, который изучает клетку, а именно цитологии.

Δ (записывают). Цитология – наука о клетке. (слайд 13).
Г) Методы изучения клетки.
Изучать строение клетки и протекающие в ней процессы невозможно без специальных методов. Перед вами таблица, которую вы заполните дома, а сейчас у вас есть 3 минуты, чтобы внимательно прочитать стр. 48-49 в вашем учебнике и устно ответить, что же можно изучить, благодаря этим методам. Ψ Читают в учебнике (стр. 48-49). (слайд 14)
Устно заполняют таблицу:
Метод Что изучается?
Световая микроскопия Крупные органоиды (ядро, митохондрии, хлоропласты, ап. Гольджи)
Электронная микроскопия Детальное изучение структуры отд. органоидов
Физико-химические и биологические методы Органические и неорганические вещ-ва клетки, их функции, пути превращения
Культура тканей Рост и размножение клеток вне организма
Д) Первичное закрепление материала.
Сегодня мы изучили клеточную теорию и методы изучения клетки.
Что же такое клетка?
??? Основная единица строения, функционирования и размножения.
??? (слайды 15-16)
Давайте вспомним еще раз основные достижения ученых в области клеточной теории:
Ученый Достижение
1. Роберт Гук
2. Антонио ван Левенгук
3. Матиас Шлейден
4. Рудольф Вирхов
5. Теодор Шванн
А. Сформулировал основные положения клеточной теории
Б. Клетка образуется путем деления исходной материнской
В. Применил термин «клетка»
Г. Изготовил линзы, дававшее увеличение в 300 раз
1 – В
2 – Г
3 – А
4 – Б
5 – А
4. Домашнее задание.
Посмотрите на слайд и запищите ваше домашнее задание. Записывают.
5. Итоги урока.
Объявляются оценки за урок каждому ряду.Спасибо за внимание. Урок закончен.

Раздаточный лист – Приложение 1, презентация – Приложение 2.