Преобразование и мобилизация работы педагогического коллектива в условиях модернизации российского образования

Разделы: Администрирование школы


На каждом этапе развития школы возникал и возникает вопрос о профессиональном мастерстве педагогов. Это не случайно, так как именно учитель является главным действующим лицом любых преобразований в системе образования. Специфика современного этапа развития школы обусловлена новыми задачами, прописанными в Концепции модернизации Российского образования. Именно с изучения Концепции образования, опыта передовых школ, анализа итогов работы школы администрация нашей школы начала работу над Программой развития школы. Ведь программа развития – это не просто очередной документ, стоящий на полке, а будущее нашей школы, с её пробами, ошибками и успехами. Я познакомлю вас с нашей программой развития на 2006-2010 годы, целью которой является создание образовательного пространства, ориентированного на самореализацию и самосовершенствование всех участников образовательного процесса (и учащихся, и учителей, и родителей). Подробнее остановлюсь на тех направлениях Программы развития, которые послужили толчком к повышению качества образования, стали показателем успешного развития школы:

1. Содержание образования и организация образовательного процесса, которое включает в себя разработку и совершенствование учебного плана, программного обеспечения; развитие вариативности и гибкости образовательных программ, реализуемых в школе; развитие и поддержка авторских учебных программ; развитие научно-исследовательской и иной творческой деятельности педагогов и учащихся; участие учителей в работе методических объединений города (при чём четверо учителей нашей школы являются руководителями городских методических объединений); введение современных методик и педагогических технологий; развитие гуманизации, гуманитаризации, информатизации образования; осуществление мониторинга качества образования в школе; формирование модели выпускника. Первые два года коллектив школы работал над изучением и внедрением личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода, а с этого года начинаем работать над здоровьесберегающими технологиями. Организована работа педагогов в составе творческих групп. В школе работают и временные проблемные и экспертные группы для подготовки и проведения педагогических и методических советов, исследований и мониторинга качества образования, подготовки к городским творческим конкурсам. Хочется отметить реальную работу, живой интерес педагогов, а не дежурные, шаблонные уроки. И если два года назад создать творческую группу было проблемой, то сейчас учителя сами, по своему желанию, хотят работать в творческой группе. Учителя школы не стоят на месте и разрабатывают авторские программы и методические рекомендации. Так, Шихова Г.В., учитель русского языка и литературы, написала элективные курсы по литературе для учащихся 10-11-ых классов «Серебряный век» и «Творчество М.Цветаевой», авторские программы Болотовой Е.А., учителя начальных классов, «Мой город» и «Развитие познавательных способностей учащихся» для 3-4-ых классов и Морозовой Р.С., учителя физики, «Звёздная азбука» для учащихся 5-ого класса имеют экспертное заключение Волгоградского Комитета по образованию, прошли экспертизу методические пособия и рекомендации учителей начальных классов. А сейчас четверо учителей начальных классов завершают работу над созданием и издательством мультимедийного пособия по математике для учителей 1-4-ых классов, которое включает в себя 16 мультимедийных презентаций и фрагменты уроков открытия новых знаний. Да, всего не перечислить, но то, что на данный момент более 80% педагогического коллектива задействованы в инновационной деятельности школы, говорит о многом. Какова же роль администрации в этом направлении Программы развития? Во-первых, «заметить» творческого, профессионально грамотного педагога, во-вторых, вовлечь педагогов в инновационный процесс, предложить участвовать в конкурсах (если лишь 2-3 педагога есть в школе, которые подойдут и скажут «я хочу написать авторскую программу» или «буду участвовать в том или ином конкурсе», то остальным надо дать задание, поручение и обязательно добавить «у Вас обязательно получится, Вы сможете, ведь Вы – грамотный учитель, Вас любят дети и уважают родители»), в-третьих, поддержать, помочь учителю в его работе, и, конечно же, поблагодарить за работу. Вы знаете, мы должны вместе с педагогом радоваться его достижениями и успехами. Ведь всё начинается с учителя. Если мы увидим учителя, поможем ему вырасти, то в итоге мы поможем и себе, и школе.

2. Нормативно-правовая обеспеченность школы, которое включает в себя формирование целостной нормативно-правовой базы, регламентирующей основные направления деятельности школы; разработку нормативных документов, определяющих функционал всех сотрудников образовательного учреждения.

3. Организационно-экономические отношения - это совершенствование организационно-экономических механизмов деятельности школы; формирования экономической основы развития учебного заведения в современных социально-экономических условиях; создание условий для нормализации бюджетного финансирования и привлечения внебюджетных средств; формирование системы маркетинга образовательных услуг.

4. Основной задачей Управления школой, является разработка и внедрение структурно-функциональной модели управления. Продуктивная работа педагогического коллектива – это показатель стабильной, целенаправленной работы администрации. Если административная команда едина в своих требованиях и работает в одном направлении, то и коллектив школы уверенно идёт за ними. А что директор без своего заместителя? Ничего. Без тандема, без согласия и понимания в команде, положительного результата не достигнешь.

В школе создан и работает Совет школы, на заседаниях которого решаются наиболее важные школьные проблемы, обсуждаются новые планы и подводятся итоги работы. В рамках модернизации образования поднимается проблема общественно-государственного управления школой. Вопрос об управлении школой родителями или посторонними людьми остаётся для нас спорным, тяжёлым и пока в реальности не решённым, но вот то, что школа должна стать открытой для общественности, с этим можно согласиться. Помимо родительских конференций, собраний, внеклассных мероприятий, традиционным для школы стало проведение Дня открытых дверей для родителей, в течение которого для родителей подготовлены открытые уроки, организована выставка детского творчества, экскурсия по школе и праздничный концерт учащихся. Это хорошо подстёгивает учителей, ведь родителям надо показать свой профессионализм и результаты работы детей.

5. Кадровое обеспечение школы. Современная школа испытывает потребность в учителе. При чём проблемой является и нехватка учителей, и дефицит учителей высокого профессионального уровня. В этом направлении у нас – совершенствование системы подготовки педагогов к аттестации; создание внутришкольной системы повышения педагогического мастерства педагогов, ориентированной на уровень их профессиональной компетенции; работа школы молодого специалиста; использование разнообразных форм повышения квалификации педагогов (курсы, стажировки, педагогические мастерские, методические мероприятия, конференции) и обязательно психолого-педагогическое сопровождение деятельности коллектива. В плане работы школьного психолога есть план работы по установлению психологического комфорта в работе учителя, помощь и советы в сохранении психического здоровья и обязательные выступления психолога на методических советах. Хорошим стимулом работы является денежное поощрение учителей за профессионализм, инновационный и творческий подход – это ежеквартальные премии по итогам работы каждого педагога, вознаграждение за классное руководство, участие в конкурсе лучших учителей и переход на новую систему оплаты труда в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Существует различное понимание роли учителя: одни видят в нём простого преподавателя конкретного учебного предмета, другие – педагога, воспитателя и наставника молодёжи, человека, способствующего становлению личности ученика. Не секрет, что результативность деятельности школы определяется личностью учителя. Профессионализм учителя выражается в его квалификационной категории. Из года в год в нашей школе увеличивается число педагогов, имеющих ту или иную квалификационную категорию. А роль заместителя директора – вовремя увидеть и рекомендовать учителю повысить свою квалификацию.

6. Научное сопровождение образовательного процесса включает в себя не только участие в научно-практических конференциях, но и тиражирование и распространение опытов и результатов инновационной деятельности. В 2007 году издательство «Учитель» опубликовало «Систему уроков по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» Шиховой Г.В. и элективные курсы «Подросток в мире профессий» педагога-психолога Григорьевой М.Р.

7. Создание развивающейся образовательной среды включает в себя создание образовательной среды, обеспечивающей эффективный личностный рост учащихся, их совершенствование в учебно-воспитательной деятельности, повышение их грамотности.

8. Формирование материально-технической базы. Современная техническая оснащённость школы обеспечивает эффективный образовательный процесс, представляет максимальные возможности учащимся и педагогам для их полноценного развития. На данный момент в школе имеется 42 компьютера, 23 принтеров и МФУ, 12 мультимедийных проекторов, 2 интерактивные доски. По всей школе проведена локальная сеть, и везде, где есть компьютер, есть выход в Интернет. Регулярно обновляется и пополняется банк учебно-методических пособий, дисков, литературы для предметных кабинетов. Оформлены и оборудованы современные учебные кабинеты.

И как результат двухлетней работы Программы развития – это повышение и стабильный уровень качества образования. В 2007-2008 уч. году качественная успеваемость составила 44 %, общая успеваемость по школе 99%. Второй год подряд ученики 11-ых классов показывают лучший результат по городу в сдаче итоговой аттестации по математике в форме ЕГЭ (учитель Гунина О.Н.), а выпускники школы поступают в престижные вузы страны. Два года подряд школа является победителем областного конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. В 2007 и 2008 годах школа становится лауреатом всероссийского конкурса «Школа России - 2007», «Школа России – 2008» и «Академическая школа – 2008». В 2008 году школа – лауреат VII областного фестиваля презентаций учебных проектов, а ученик 11-ого класса Шинкарёв Роман – победитель областного фестиваля презентаций учебных проектов в номинации «Немецкий язык». В 2008 году школа – лауреат Регионального этапа Конкурса инновационных социальных технологий «Созидая во имя великой России». В 2007 году Шихова Г.В., занимает II место в областном конкурсе «Растим патриотов России», в 2008 году Подоляк С.М и Григорьева М.Р. заняли II место в областном конкурсе методических разработок по наркомании. Двое учителей (Шихова Г.В. и Зайцева И.В.) стали победителями конкурса лучших учителей России, а Болотова Е.А. – лучший учитель Волгоградской области; Гунина О.Н. и Фоменко Т.А., учителя математики, в 2008 году стали лауреатами всероссийского конкурса «Сто друзей».

Программа развития, сильные учителя есть в каждой школе, но нашу школу отличает душевное единение, взаимопомощь, атмосфера доверия и доброжелательности, поэтому ученики, родители, педагоги и администрация гордятся своей школой и верят, что главные победы и достижения ещё впереди.