Обобщение темы "Синтаксис и пунктуация" (5-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Обобщение темы: «Синтаксис и пунктуация».

Цели урока:

Образовательные:

  • Углубить и обобщить знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация»
  • Формировать практические знания по теме

Развивающие:

  • Развивать навыки анализа, синтеза, сравнения
  • Способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся

Воспитательные:

  • Воспитывать стремление к индивидуальной самореализации
  • Экологическое воспитание

Оборудование урока:

Ход урока

  1. Мотивационная часть.

- Сегодня у нас необычное начало урока. Перед вами черный ящик, в нем находится предмет. Его название зашифровано в кроссворде.

Отгадайте слова, запишите их в кроссворд, объясняя орфограммы:

  1. синоним к слову «приятель» (друг)
  2. антоним к слову «день» (ночь)
  3. тихая речь (шёпот)
  4. каждый должен заботиться о своем …(здоровье)
  5. ночь со звёздами (звёздная)
  6. детёныш курицы (цыпленок)
  7. вид творческой работы по русскому языку (изложение)

- Как вы думаете, почему я зашифровала именно такое слово?

- А кому оно может принадлежать, мы узнаем из текста.

- Прочтите предложения шепотом, затем вслух читает один ученик.

Белый аист символ счастья и удачи.

Всего около ста лет назад аист встречался по всей Европе. Из-за роста городов и широкого применения химических средств борьбы с насекомыми – вредителями в сельском хозяйстве эта прекрасная птица во многих местах полностью исчезла. В последние годы были предприняты серьезные усилия по защите этого вида.

- Какая проблема затрагивается в тексте?

- Что означает знак вопроса перед текстом?

- Исходя из этой проблемы, как лучше озаглавить данный текст.

- Сообщение из Красной книги:

Белый аист – редкий гнездящийся вид

  • Первое гнездование в Подмосковье зарегистрировано в конце XIX в.
  • 1995 г. в области гнездится 22 пары
  • Под охраной с 1978 г.
  • Гнёзда охраняются как памятник природы

- Я предлагаю вам сегодня построить большое гнездо для аиста, выполнив ряд заданий по теме «Синтаксис и пунктуация».

2. Основная часть – закрепление изученного:

- вернемся к тексту – найдите пунктуационную ошибку.

- выпишите словосочетания:

  • Аисты возвращаются
  • Всегда возвращаются
  • В гнездо
  • Возвращаются в гнездо
  • Белые аисты
  • Чинят и укрепляют

- карточка - сделайте синтаксический разбор предложения.

Белые аисты всегда возвращаются в гнездо.

- чем отличаются предложения:

Аисты строят гнёзда на колокольнях крышах и трубах.

Каждый год аисты укрепляют свои гнёзда материалами прутьями землёй и соломой.

- составьте схемы предложений по вариантам.

- физкультпауза :

1 – простое предложение

2 – сложное предложение

  • В апреле вылупляются птенцы и оба родителя ухаживают за ними с большой любовью.
  • Спустя какое-то время молодые аистята учатся ловить насекомых и рыбу.
  • Рыбу они сначала обнаруживают своими длинными ногами, а затем хватают её клювом.
  • Наступит весна и аисты вернутся домой.

- соберите предложение и сделайте синтаксический разбор предложения:

В былые времена, в дымоходы, что аисты роняют, люди, драгоценные камни, верили.

( В былые времена люди верили, что аисты роняют в дымоходы труб драгоценные камни)

Тест

1. Найдите побудительное предложение:

  1. К нам на крышу прилетели аисты.
  2. Аисты, прилетайте весной!
  3. Аисты вьют гнёзда?

2. Найдите односоставное предложение:

  1. Белый аист – редкая птица.
  2. Аистов занесли в Красную книгу.
  3. В апреле самка высиживает птенцов.

3. В каком предложении есть обращение:

  1. Вы не забудьте об этой истории.
  2. Люди берегите птиц!
  3. Местные жители уничтожают взрослых птиц и их гнёзда.

4. Укажите ошибку в характеристике предложения:

Известная легенда рассказывает, что аисты приносят новорожденных детей.

  1. повествовательное
  2. сложноподчиненное
  3. грамматическая основа 1 предложения: легенда рассказывает, второго: приносят детей

3. Рефлексивная часть:

Учащимся предлагается закончить фразы:

  • Сегодня на уроке я…
  • Я узнал, что…
  • Я не совсем понял…
  • Я постараюсь…

Вывод: какими способами мы с вами можем помочь аистам? Грамотный человек знает законы природы и все свои усилия направляет на ее сохранение.

4. Домашнее задание: творческая работа.