Семинар "Химические знания и законы диалектики"

Разделы: Химия


Цели:

  • Учебные: повторить основные законы диалектики и доказать их выполнение на конкретных примерах из органической и общей химии; показать мировоззренческую значимость химических знаний.
  • Воспитательные: продолжить формирование нравственных черт: доверия, ответственности, требовательности к себе, веры в свои возможности; формирование мировоззрения и целостного восприятия мира.
  • Развивающие: способствовать развитию логического мышления, умения анализировать, прогнозировать желаемые результаты; способствовать повышению познавательной мотивации к изучению предметов естественнонаучного цикла, а в дальнейшем – философии.

План семинара

  1. Организационная часть (сообщение темы занятия, цели, плана) – 3-5 минут.
  2. Повторение опорных понятий – 3 минуты.
    1. В чем заключаются а) металлические свойства, б) неметаллические свойства?
    2. Как доказать а) основный, б) кислотный, в) амфотерный характер соединения?
  3. Самоподготовка – 10-12 минут. (работа с учебниками, тетрадями; обсуждение с соседом по парте; выполнение необходимых записей в тетради)
  4. Обсуждение – 15 минут.
  5. Закрепление. Итог – 7-10 минут.
    1. Химический диктант.
    2. Самопроверка, самооценка.

Задания для самоподготовки
(выдаются на каждую парту)

I вариантII вариант
Подтвердите выполнение закона перехода количества в качество на примерах:Подтвердите выполнение закона единства и борьбы противоположностей на примерах:
1. ПСХЭ: изменение свойств элементов и их соединений:
а) в периоде →
б) в главной подгруппе ↓
1. Строения атома
2. Изменение физических свойств органических соединений с увеличением относительной молекулярной массы (на примерах алканов, алкенов, алкинов, одноатомных предельных спиртов, карбоновых кислот) ↓2. Свойств амфотерных неорганических и амфотерных органических соединений

Результат обсуждения:

ДИАЛЕКТИКА (греч. - искусство вести беседу) - теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

Закон перехода количества в качество

I. ПСХЭ

II. Гомологические ряды органических соединений

III. ВМС

полиэтилен: ( – СН2 – СН2 – )n

Закон единства и борьбы противоположностей

I. Строение атома

II Амфотерные соединения

Существование амфотерных соединений говорит о том, что между веществами с основными свойствами и кислотными свойствами нельзя провести резкую границу. В природе не существует резких границ.

Закон отрицания отрицания

Щелочной металл Li в конце 2 периода отрицается инертным газом Ne (число электронных слоев 2, но внешний слой уже 8 ē – это не щелочной металл), который, в свою очередь, отрицается щелочным металлом следующего 3 периода – Na (появляется новый электронный слой → резкий скачок в свойствах. Na сходен с Li, но имеет уже более сложное строение, поэтому Na как бы отрицает литий, но на более высоком уровне).

Закон отрицания отрицания в обычной жизни выглядит так: чтобы шагнуть на следующую ступень развития, должно быть невозможным пребывание на нынешней ступени. Сейчас в мире накапливаются факторы, которые делают невозможным выживание человечества в рамках привычного мышления и отношения к окружающему миру (например, экологические, геополитические). Нынешняя форма, очевидно, будет разрушена. Появятся новые формы мышления и деятельности.

Доказывая выполнение законов диалектики на конкретных примерах, мы использовали и органические, и неорганические вещества. Следовательно, между ними нет резкой границы (как нет резкой границы между явлениями в природе), они взаимосвязаны, между ними существует генетическая связь.

Определить вещество Х:

+H2O+Ag2O+Cl2+NH3
CaC2АБВГX
(Hg2+)tсвет

Х – аминоуксусная кислота.

Д.З. – написать уравнения реакций.

Из аминоуксусной кислоты и других аминокислот реакцией поликонденсации можно получить ди-, три-, полипептиды.

Одна из гипотез возникновения жизни на Земле: когда планета была раскалена, С вступал в реакцию с металлами с образованием карбидов металлов. При остывании на поверхности Земли в больших количествах стала собираться вода. Могли образоваться и органические вещества:

CaC2 + 2H2O = Ca(OH)2 + C2H2
Al4C3 + 12H2O = 4Al(OH)3↓ + 3CH4

При соответствующих условиях мог бы образоваться, например, этаналь и т.д. по «своей» цепочке до полипептидов – белков. В процессе эволюции органического мира белки совершенствовались, приспосабливались. Химическая форма движения материи переходила в биологическую.

Вторая «химическая» гипотеза. Ученым удалось получить аминокислоты, пропуская электрический разряд через смесь CH4, NH3, H2O и H2. Эти газы могли быть в атмосфере планеты и под действием большого количества энергии (космическая радиация, грозовые разряды, солнечное излучение) могли быть получены аминокислоты. Вместе с осадками они выпадали в первобытные океан, где из них могли образоваться белки.

Закрепление

Химический диктант.

Задание: определить закон диалектики по фразам, диктуемым учителем. При этом учащиеся для экономии времени обозначают ответы следующим образом:

  • закон перехода количества в качество – 1
  • закон единства и борьбы противоположностей – 2
  • закон отрицания отрицания – 3
  1. Взаимодействие между кислотой и щелочью называется реакцией нейтрализации.
  2. Сладкий вкус характерен для многоатомных спиртов. С увеличением числа гидроксогрупп в молекуле сладость их возрастает.
  3. Натрий, калий сходны между собой, но атомы калия имеют более сложное строение.
  4. В гомологическом ряду алканов с увеличением относительной молекулярной массы повышается температура кипения, температура плавления; возрастает плотность.
  5. Алюминий образует оксид и гидроксид амфотерного характера.
  6. Окислительно-восстановительная реакция.
  7. Хром проявляет степень окисления +2, +3, +6, образуя соответственно оксиды основного, амфотерного, кислотного характера.

Самопроверка и самооценка

Вопрос 1 2 3 4 5 6 7
Ответ 2 1 3 1 2 2 1

Вывод: общество, природа, мышление развиваются по одним законам. На конкретных химических примерах мы доказали выполнение трех основных законов диалектики. Более подробно законы диалектики вы изучите в ВУЗе в курсе философии.

Список литературы

  1. Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова. 4-е изд., М., Политиздат, 1981г.
  2. Современные образовательные технологии. Г.К.Селевко. М., Народное образование, 1998г.
  3. Обучение учащихся применению знаний по химии. М.В.Зуева. М., Просвещение, 1987г.
  4. Книга для чтения по органической химии. Составитель П.Ф.Бускус. М., Просвещение, 1985г.
  5. Школьная химия. Самое необходимое. А.А.Карцова. А.Н.Левкин. Спб., Авалон, 2004г.