Урок по музыке в 5-м классе

Разделы: Музыка


Распевка.

Учитель: Ребята, сегодня мы начнем наш урок произведением Г.Струве “Музыка”. Скажите, в каком вокальном жанре написано это произведение?

Ученики: Жанр песни.

Учитель: Правильно. Песню могут исполнять разные голоса: и мужские, и женские, и, конечно, детские. А вот я вам предлагаю разгадать кроссворд о разных голосах.

1. Высокий женский голос;
2. Высокий мужской голос;
3. Часть музыки, которую исполняют певцы;
4. Низкий женский голос;
5. Детский голос мальчика;
6. Низкий мужской голос.

Учитель: Молодцы! Посмотрите, какое слово получилось по вертикали в нашем кроссворде?

Ученики: Романс.

Учитель: Ребята, романс, как и песня, относится к жанру вокальной музыки. А вот что это за жанр, мы и попробуем сегодня узнать.

Выберите тему, наиболее подходящую нашему уроку:

  1. Музыка вокруг нас.
  2. Романса трепетные звуки.
  3. Встреча с музыкой.

Давайте откроем тетрадь и запишем выбранную вами тему.

Ребята, а может вы знаете, что такое романс? Кто его исполняет? О чем поется в романсе?

Правильно, хорошие ответы вы даете. А давайте проверим сейчас правильность ваших предположений. Хотите?

Русский романс.

“Ничем не заменимой частью русской культуры являются романсы. Они были и остаются популярными во всех слоях общества, волнуя и неискушенных любителей музыки и глубоких знатоков. В Россию термин романс пришел из Франции, первоначально он обозначал произведение именно на французский текст. Произведения же написанные на русский текст, назывались “российскими песнями”. Со временем этот термин стал обозначать произведение для голоса с сопровождением, написанное в более сложной, чем песня форме”. (Практический курс”Учимся понимать музыку” из серии “Школа развития личности” Кирилла и Мефодия.)

Романс и песня.

“Грань между романсом и песней не всегда легко провести. Как правило, в романсах мы слышим более тесную, детальную связь музыки и поэтического текста”. (Практический курс “Учимся понимать музыку” из серии “Школа развития личности” Кирилла и Мефодия.)

Слушайте романсы.

“В первой половине XIX века музыкальная жизнь России прошла под знаком романса. Тогда возрос интерес к лирическим жанрам, выражающим мир личных переживаний человека. Задушевность, искренность, красота мелодий лучших романсов сделала их любимыми по всей России”. (Практический курс “Учимся понимать музыку” из серии “Школа развития личности” Кирилла и Мефодия.)

И. Прянишников. Жестокие Романсы.
<Рисунок 1>

Тропинин. "Гитарист".
<Рисунок 2>

В. Вороновский. Портрет сестёр Гагариных.
<Рисунок 3>

С. Судейкин. Романс Глинки.
<Рисунок 4>

Термин “романс” записать в тетради.

Запись певцов-исполнителей романса.

Учитель: Ребята, сейчас мы послушаем уже знакомое вам произведение М.И.Глинки “Я помню чудное мгновение”.

Проанализируйте его, отвечая на вопросы:

  1. Характер музыки.
  2. Средства музыкальной выразительности.

Учитель: Ребята, а сейчас я хочу предложить вам творческое задание. Вот вам несколько репродукций с картин известных художников, попробуйте выбрать ту, которая более подходит этому романсу. Какую связь мы здесь можем проследить?

Ученики: Связь с изобразительным искусством.

Учитель: Об этом более подробно мы будем говорить в 3 и 4 четверти.

Ребята, а давайте вспомним тему 1 и 2 четверти.

Ученики: Связь музыки и литературы.

Учитель: Попробуйте выполнить следующее задание: вам необходимо выбрать наиболее подходящее стихотворение из 2-х примеров для сочинения романса.

Почему вы выбрали именно это стихотворение?

Ученики: Его характер, музыкальность стиха.

Итог: Литература тесно связана с музыкой.

Минута здоровья.

Лодочка.

Учащиеся выходят из-за парт и берутся за руки. Они приседают, не разрывая рук. И поднимаются не разрывая рук.

Мы растем.

Учащиеся выходят из-за парт, приседают и поднимают руки высоко над головой. Затем они медленно поднимаются, держа руки над головой.

Театр пантомимы.

Учащиеся встают, кладут друг другу руки на плечи и имитируют движения:

  • поезда;
  • самолета;
  • трактора;
  • черепахи;
  • змеи;
  • медведя;
  • пингвина.

Учитель: Мне тоже очень нравятся романсы, и я исполню вам один мой любимый. (Исполнение).

В наш 21 век тексты для романсов сочиняет один наш земляк Евгений Молостов (показ нот).

Ребята, вы ведь тоже знаете один романс М.И.Глинки. Как он называется?

Ученики: “Жаворонок”.

Учитель: Давайте сначала выполним дыхательные упражнения.

“Насос”

Стоя на полу, ноги расставлены на ширину плеч, руки опущены вдоль туловища. Перед вдохом следует наклониться вперед, выгнуть спину горбом, затем резко вдохнуть через нос. После вдоха – выпрямиться, одновременно выдыхая воздух.

“Обними себя”

Стоя на полу, спина прямая, ноги расставлены на ширину плеч, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в плотные кулаки. Со вздохом отвести кисти рук за спину, после завершения вдоха – разводим руки в стороны и делаем выдох.

Дети поют. Романс “Жаворонок”.

Учитель: А почему это романс, а не песня? Назовите отличия.

- Связь музыки и слов.
- Изобразительность.
- Музыкальность стиха.

Учитель: А зачем людям нужны романсы?

- выразить настроение,
- успокоиться,
- отвлечься, выразить чувства.

Учитель: Урок наш подходит к концу и мне хочется спросить вас, что же вы сегодня узнали на уроке?

- романс (что такое?) – новый музыкальный вокальный жанр;
- отличия от песни;
- основные исполнители романсов;
- для чего нужен романс.

Домашнее задание:

а) запишите стихотворение, которое ты выбрал бы для своего романса, если бы был композитором;
б) сочините сами стихотворение;
в) принести фонозаписи романсов из домашней фонотеки.