Компьютерная поддержка уроков

Разделы: Физика, Информатика


I. Идея. Вопросы и ответы.

Нужен ли компьютер на уроках физики? Компьютер для учителя и проектор становятся необходимым оборудованием кабинета физики. Желательно ещё несколько компьютеров для учащихся.

Какой диск выбрать для проведения урока? Дисков, которые можно использовать, множество. Однако, не всё так просто. Проблемы начинают возникать именно из-за их большого количества. Быстро и качественно подготовиться к урокам, а тем более использовать материал на уроке становится сложно.

Как я решил проблему? Оптимальным оказалось создание своей копилки материалов. Создал папку на каждый класс, а внутри папки класса - папка для каждого урока.

Какой материал я стал собирать? Презентации, рисунки, опорные конспекты, тесты, видеофрагменты, флеш-модели, флеш-учебники.

Где я беру материал? С дисков, если они позволяют копирование файлов, а в основном из Интернета.

Как я работаю с копилкой? Открываю папку с необходимым уроком и смотрю на то, что в ней есть. Если материала много, то дело в методике и творческой фантазии, а если папка пока пуста, то готовлюсь к обычному уроку без компьютерной поддержки. Хотя можно провести и целенаправленный поиск информации в Интернете.

Чего я жду от публикации этой статьи? Я хочу найти единомышленников и надеюсь на предоставление материала для моей копилки по адресу mailto:mirfiziki@list.ru. Предлагаю собирать общую копилку, например, на сайте "Сеть творческих учителей". В настоящее время я размещаю материал на школьном сайте http://zabalkin.narod.ru на странице "Физика", кроме этого делаю ссылки на заинтересовавшие меня сайты.

II. Конспект урока с компьютерной поддержкой. Урок обобщения.

7 класс.

Тема: "Методы изучения физики".

"Опыт - вот учитель жизни вечной"
М.В. Ломоносов

"Опыт - отец всякой достоверности. Мудрость - дочь опыта"
Леонардо да Винчи

Оборудование: компьютеры, проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Работа с презентацией. Приложение1.

Что такое ФИЗИКА? Это одна из наук о природе. (1-2 слайд).

В каждой науке есть свои термины, понятия. Самые первые термины, которые вы узнали - физическое тело и физическое явление.

Что называют физическим телом? Любой предмет. Приведите свои примеры. (3 слайд).

Что называют физическим явлением? Изменения, происходящие в природе. Приведите свои примеры. (4 слайд).

Явления можно разделить на несколько видов. Какие вы знаете? Механические, тепловые, магнитные, электрические, световые, звуковые. (5 слайд).

А как вы можете сформулировать основную задачу физики? Поиск взаимосвязей между явлениями. Основные зависимости называют законами. (6 слайд).

Как физики изучают явления? Используя наблюдения и опыт. (7 слайд).

Физика, как наука начала зарождаться в Древней Греции. Вспомним учёных Древней Греции: Аристотель, Платон, Демокрит, Герон, Архимед, Птолемей, Гиппарх, Эвдокс, Левкипп. Слово "Физика" появилось в трактате Аристотеля. (8 слайд).

Однако многие учёные Древней Греции считали, что можно ограничиться простым созерцанием без проведения эксперимента. К таким можно отнести и Аристотеля. (9 слайд).

В силу своего аристократического происхождения он считал, что достаточно размышлений, а всякий труд - удел рабов. Аристотель много спорил со своим учителем Платоном. Он говорил: "Платон мне друг, но истина дороже". Однако сам Аристотель допустил много ошибок. Он с легкостью принял утверждение о Земле, как центре мироздания. И это ложное утверждение не оспаривалось еще более тысячи лет. Считалось, чтобы стать учёным, нужно наизусть знать Аристотеля, а сомневаться в его словах - богохульство. Только в 16 веке Николай Коперник смог своими многолетними расчетами доказать, что Земля вращается вокруг Солнца. (10 слайд).

Коперник относится к учёным эпохи Возрождения. Кроме него можно назвать Кеплера, Паскаля, Торричелли, Леонардо да Винчи, Галилея. (11 слайд).

Еще одна ошибка Аристотеля была развенчана Галилео Галилеем. Аристотель утверждал, что гиря в 2 фунта падает в 2 раза быстрее, чем гиря в 1 фунт.

Свой показательный опыт Галилей провел на Пизанской башне. Он использовал мушкетную пулю и пушечное ядро. (12 слайд).

Мы можем взять монеты в 1 коп и 5 коп и отпустить их с некоторой высоты. Легко отмечается их одновременное падение. (13 слайд).

3. Работа с флеш-моделью.

Модель представлена на сайте "Физика... - это просто" http://obvad.ucoz.ru/index/0-2.

Индивидуальная работа учащихся за компьютерами.

Посмотрим, как падают тела в воздухе. Запустим флеш-модель, нажав на зеленую кнопку. Перо упадет быстрее гайки. "Откачаем воздух", нажав кнопку "Вкл" на насосе. Ещё раз запустим флеш-модель. Перо и гайка упадут одновременно. Какой вывод можно сделать?

В безвоздушном пространстве тела разных масс и форм падают одновременно, с одинаковой скоростью. А свободному падению тел препятствует воздух.

4. Работа с флеш-учебником. Автор: Рахимбаев М.М.

Весь материал, который мы повторили, можно отобразить на опорной схеме. (В главном меню - "опорные схемы" - "физика и астрономия науки о природе")

А теперь выполните тест по повторенному материалу. Индивидуальная работа учащихся за компьютерами. В главном меню - "тестовые задания" - "физические величины". Дается десять заданий и выставляется оценка.

5. Обоснование необходимости многократных экспериментов.

Докажем, что наблюдение и размышление, без многократных экспериментов, очень часто не дают верного ответа.

Мозг просто обманывает нас. Возьмите по одному шарику. Скрестите средний и указательный палец, положите на шарик и покатайте шарик по столу. Сколько шариков вы ощущаете? (Практически все учащиеся отвечают, что - два).

Переплетите пальцы рук, как показано на фотографии.

Я буду показывать на один из ваших пальцев, а вы должны им пошевелить. Даю всего одну попытку. (Обычно, больше половины учащихся ошибаются). Мозг быстро подстраивается, и второй раз вы уже не ошибётесь.

И все же большинство ошибок связано со зрением.

6. Работа с презентацией. Приложение2.

Всё, что видим мы, - видимость только одна,
Далеко от поверхности мира до дна.
Полагай несущественным явное в мире,
Ибо тайная сущность вещей не видна.
Шекспир

Иллюзия - (лат. illusio - обманываю, разыгрываю).

Почему же возникают оптические обманы? Многие иллюзии объясняются строением глаза человека и его ограниченными возможностями.

7. Просмотр отрывка из мультфильма "География для малышей" творческого объединения "МАСКИ".

Самая известная иллюзия - мираж. (В моей копилке есть замечательная флеш-модель для 8 класса).

8. Радуга - иллюзия или реальность?

Обратите внимание, что на фотографии радуга двойная.

 

В общем случае даже цвета можно считать иллюзией человеческого мозга. Только человек способен увидеть все многообразие цветов : или ему это только кажется.

 

9. Дополнительный материал, который я предлагаю в конце урока. Сборка пазла: "Весы".

III. Заключение.

Жду заинтересованных учителей на своей странице http://mirfiziki.narod.ru

Считаю разумным создание и копилки вспомогательного материала, например, подборки книг с физическим содержанием. Началом может стать книга "Пикник на обочине" Аркадия и Бориса Стругацких. Могу предложить собственные подборки стихов (Приложение 3) и афоризмов (Приложение 4).

P.S. В процессе подготовки статьи, мне удалось найти несколько книг по физике. Смотрите на сайте.