Урок-исследование "Когда прутики станут парком…". 7-й класс

Разделы: Математика, Экология

Класс: 7


Цель:

  • формировать целостное восприятие природы, знаний о взаимосвязи природы и общества;
  • повторить математические знания: решение задач с помощью уравнений, проценты, вычислительные навыки;
  • пробудить чувство ответственности за природу, воспитание ценностных ориентаций, экологически грамотных мотивов и потребностей к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация (приложение), печатный материал на каждую группу, газетный материал, справочная литература.

План урока.

I. Организационный момент.

“Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на Земле как люди”. (Бернард Шоу)

Деревьев в нашем городе (Фото 1) с каждым годом становится всё меньше, а количество пней всё увеличивается.

Фото 1

- Какое же дерево страдает больше всего?

II. Устная работа.

Воспользовавшись шифром, прочитайте слово:

-0,25

-0,025

4,9

32

0,08

3200

320

49

0,025

Н

Т

А

О

Ь

И

Л

П

С

  1. (- 0, 1)3∙ 52;
  2. ;
  3. ;
  4. 50 ∙ 25;
  5. ∙ 54;  6) (-0,2)4∙ 51.

 (Тополь)

III. Практическая часть.

Сегодня мы разделимся на несколько групп (лабораторий). Каждая группа будет работать над определённой проблемой. В конце урока руководители групп представят свои результаты и выдвинут предложения на будущее.

Руководители «лабораторий» берут конверты с заданиями.

ЛАБОРАТОРИЯ 1. Исследует значимость и пользу тополя.

ЛАБОРАТОРИЯ 2. Исследует необходимость зелёных насаждений в городе.

ЛАБОРАТОРИЯ 3. Исследует современное развитие в озеленении города.

ЛАБОРАТОРИЯ 4. Исследует работу Лесного хозяйства.

В помощь предлагается газетный материал, справочная литература.

ЛАБОРАТОРИЯ 1.

Задание 1: Вычислив значение выражения, вы узнаете возраст исполина – чёрного тополя.

(61,8 ∙ 9,6 + 275,52) : (-2,18 + 5,8)

(240 лет – ровесник царствования Екатерины Второй)

Задание 2: Найдите по словарю значение слов: исполин и осокорь.

(Исполин – великан, богатырь. Осокорь – дерево рода тополь). (Фото 2, 3)   

Фото 2

Фото 3

Задание 3: Выбрав правильный ответ, вы прочтёте место, где растёт осокорь.

  1. Какая функция является линейной?
    Л  y = - 3,
    Б  y =+ 3,
    Д
    y = x2+ 1.
  2. Продолжите предложение:
    Графики линейных функций y = 2x + 7 иy = 2x – 4
    О параллельны.
    А пересекаются.
    Е совпадают.
  3. Что является решением системы уравнения?
    К x
    Р (x;y)
    Пy
  4. Укажите степень:
    С а
    М n
    О
    an.
  5. Какая линейная функция проходит через начало координат?
    В y = 3x
    Д y = 3x + 6
    Шy = -3x +6.
  6. При каком k график линейной функции y = kx + 6 параллелен графику функции   y = 7x – 8?
    И  - 7
    О  
    7
    У
    ни при каком.
  7. Представьте в виде степени с показателем 9 ∙ (- 27).
    Э  - 35
    Е  
    (-3)5
    А
    93.

Задание 4: 1 га леса выделяет 4,76 т кислорода. Зная, что тополь выделяет кислорода в 7 раз больше, чем еловые, посчитайте, сколько кислорода выделяет тополь, сколько еловые.

Решение: 4,76 т = 4760 кг, 7x + x = 4760

8x = 4760

x = 595,   7x = 4165.  (0,595 т и 4,165 т).

Задание 5: Средневозрастной тополь в период вегетации поглощает до 40 кг углекислого газа в час, чем в 4 раза превосходит сосну, в 2,5 раза – липу и в 1,5 раза – дуб. Определите сколько углекислого газа поглощает дуб, липа и сосна.

(10 кг сосна, 16 кг липа, ≈27 кг дуб)

Задание 6: Из газетных статей найдите отрицательные стороны тополя.

(Тополиный пух - опасность возникновения пожаров; тополь – дерево огромное, но хрупкое, старые тополя рушатся.)

ЛАБОРОТОРИЯ 2.

Задание 1: По санитарным нормам на каждого горожанина должно приходится по 18 м2 зелёных насаждений в черте города. Сколько же таких метров в реальности должно находится в городе, если нас 224 тысячи?

(4 032 000м2=403,2 га)

Задание 2: Человеку за сутки требуется 0,76 кг кислорода. Сколько кислорода поглощают жители г. Бийска за сутки?

(170240 кг = 170,24 т)

Задание 3: Всё возрастает количество автомобилей (Фото 4), не только отравляющих воздух вредными продуктами отработанного топлива, но и пожирающих огромное количество ценного кислорода (кто знаком с принципом работы двигателя внутреннего сгорания, знает, что без кислорода он даже не заведётся). Специалисты установили, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 тонн кислорода, выделяя при этом 1040 кг вредных примесей. Растения поглощают только 70% вредных примесей. В городе около 68 тыс. автомобилей. Посчитайте, сколько вредных примесей остаётся в воздухе, которым мы дышим.

Фото 4

(70 720 000 кг в год, 21 216 000 кг остаётся в воздухе)    

Задание 4: Рассчитайте, сколько лет потребуется, чтобы 35-метровые саженцы ели, посаженные лесополосой, стали выполнять функции: изоляция шума, закрепление грунта. При условии, что средний прирост ели 12 см в год.

(≈292 года).

Задание 5: Найдите в периодической печати влияние на здоровье бийчан зелёных насаждений.

(Солнце – мощный источник радиации, и поэтому длительное пребывание на солнце может нанести непоправимый вред – вызвать серьёзные расстройства нервной, сердечно-сосудистой систем... По статистическим данным, заболеваемость раком в нашем городе из года в год возрастает. Случаев этого заболевания выявлено почти в 2 раза больше, чем в предыдущие годы. Число больных с диагнозом «активный туберкулёз» увеличилось в 2,5 раза, а умерших от туберкулёза – почти в три раза. Зелёные насаждения являются укрытием от солнца и «лёгкими» нашего города.) (Фото 5)

Фото 5

ЛАБОРАТОРИЯ 3.

Задание 1: В газетных статьях найдите, как город озеленяется, и из найденных цифр составьте задачи на проценты и на составление уравнений.

(Например,

Задача: 26 мая в День Российского предпринимательства бийские бизнесмены занимались посадкой деревьев. У предпринимателей Бийска появился свой сквер. Сейчас в нём растёт 42 молодых елей, что составило 75% от всех посаженых деревьев. Определите, сколько всего посажено деревьев и сколько из них было берёзок. (Фото 6, 7)

Фото 6

Фото 7

Задача: В парке Строителей ветераны Великой Отечественной войны, учащиеся школ №№5, 34 заложили аллею Славы в память о тех, кто не вернулся с фронтов Второй мировой. В этом году ими было посажено 30 деревьев, берёзы и ясени относятся как 3 : 2. Сколько берёз и сколько ясеней будут добрым напоминанием о ратных подвигах бийчан?) (Фото 8, 9)

Фото 8

Фото 9

Не верится мне просто, что Бийск почти что дед,
Что 299 ему сравнялось лет.
Что царь такого роста, творец таких побед,
Поклонник мудрых тостов оставил в Бийске след.
Стоишь ты, гордый, важный, над собственной рекой,
Мой Бийск пятиэтажный, отмеченный судьбой.
Отважный, непродажный, спортивный, молодой,
Былинкой, веткой каждой знакомый и родной.

(Фото 10)

Фото 10

ЛАБОРАТОРИЯ 4.

Задание 1: Решив пример, вы узнаете, какую годовщину скоро будет отмечать лесной департамент:

(-  ∙ 128,3 + (-1314,95)) : (- 8,4).

(210-летие)

Задание 2: Решив уравнения, вы узнаете площадь лесных массивов в городской черте и вокруг города:

а) 16(x – 34) – 3(5x + 15) = 3711; (4300 га)
б) -2(x + 13) – 4(3x – 21) = - 166. (16 тыс.га)

Задание 3: Пользуясь шифром, прочитайте фамилию директора Бийского лесхозтехникума, который заботится о сохранности зелёного массива в городской зоне и за её пределами:

Вычислите:

  1. ;
  2. ;
  3. (-24)0;
  4. ;
  5.  + 180;  
  6. .

440

729

7

325

625

243

225

48

24

В

П

Р

О

А

Т

Н

Е

У

(Трунов Михаил Иванович)

Задание 4: Составьте задачи по газетным материалам от ущербе, нанесённом лесам, при пожаре.

Задание 5: В этом году на Алтае активно занялись восстановлением лесов. Небольшие лесопосадки проведены поблизости от Бийска, в Бийском лесничестве посадок проведено на 70 га больше, чем в окрестностях Бийска, но в 7 раз меньше, чем на территории Смоленского района. Сколько гектаров земли засажено новыми лесопосадками вблизи г. Бийска? (30 га)

IV. Подведение итогов.

С помощью презентации подводится итог исследования каждой группы и формулируются общие выводы по предложенной теме.

V. Домашнее задание.

Подготовить дополнительный материал по данной теме и составить задачи, оформив их на альбомных листах.

Литература.

  1. Статьи из газеты «Бийский рабочий»:
    «Как «лесной» бизнес помог Бийску» 20.02.2008,
    «Вместо пепелищ через тридцать лет будет лес» 23.04.2008,
    «Чёрные» лесорубы страшнее огня» 29.08.2008,
    «Мы – гвардия лесной российской службы» 19.09.2008,
    «Всё хорошее делается лучшими» 14.09.2008,
    «Срубил дерево – получи срок» 21.08.2008,
    «Бизнесмены взяли лопаты» 30.05.2008,
    «Почему вырубают ленточный бор?» 24.03.2008,
    «Зашумит листвой молодой парк» 9.05.2008,
    «Парк украсили ели» 22.05.2008,
    «Школьный сад для всего посёлка» 7.10.2008,
    «Кто на исполина поднимет топор?» 19.04.2008,
    «Деревья умирают как люди» 13.05.2008.
  2. «У предпринимателей Бийска появился свой сквер» газ. «Деловой Бийск» №22.
  3. «Бизнесмены взяли лопаты» газ. «Бийчанка» №22.