Вход в Личный кабинет

Урок в 5-м классе "Работа с тканью. Плоская мягкая игрушка"

Разделы: Преподавание технологии


Цели: расширить знания учащихся об игрушках. Научить детей шить плоскую мягкую игрушку. Познакомить с технологией выполнения шва « через край». Закрепить технику выполнения шва « вперед иголку». Познакомить с новым приемом выполнения « вперед иголку». Развивать навыки по обработке ткани: разметку деталей с помощью шаблона, резание, подготовку к шитью, развивать фантазию. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к игрушкам.

Оборудование:

  1. материалы: плотная ткань, поролон, нитки, пуговицы, ленточки;
  2. инструменты и приспособления: ножницы, игла, наперсток, мел или карандаш;
  3. наглядность; образец, инструкционная карта (Приложение 2), шаблоны-выкройки плоских игрушек (Приложение 3), иллюстрации с изображением животных, игрушки, презентация (Приложение 1).

 Ход урока

Этапы урока Ход урока. Примечание
1 Организация внимания учащихся. Слайд 1
2 Проверка готовности рабочих мест.  
3 Актуализация.
- Как отмерить нитку, вдеть в иголку, завязать узелок? (Показ учащегося у доски).
- Показать технику выполнения шва «вперед иголку». (Показ учащегося у доски).
 
4 Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы урока. Чтобы узнать, что мы будем сегодня делать, вы должны разгадать кроссворд:

1. Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он…(Жираф.)

2. По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки, дарит
Мягкие перинки. (Гусь.)

3. Крылья есть, да не летает,
Глаза есть, да не мигает. (Рыба).

4. Не шагом ходит, не бегает,
а только прыгает. (Лягушка).

5. Мордочка усатая,
шубка полосатая,
Часто умывается,
но с водой - не знается. (Кошка).

6. С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, хвост колечком. (Собака).

7.С веточки на веточку прыгает,
Резвится, ловкая, проворная,
а не птица. (Белка).

Так что мы будем делать сегодня на уроке? Правильно, мягкую игрушку.

2. Рассказ учителя.

Игрушка – дело серьезное. Дети всегда любили играть. А для игр всегда были нужны игрушки. Для игрушек годится любой материал: веточки и камешки, ленточки и тряпочки. Забавляясь с игрушками, ребенок как бы « репетирует» свою взрослую жизнь. Не случайно любимой игрушкой девочек во все времена считалась кукла.
Сначала игрушки для детей делали дома из подручного материала. Потом появились мастера-игрушечники, которые
стали делать игрушки на продажу. Не каждая семья могла купить игрушку. Дети русских крестьян играли самодельными:
тряпичные куклы, соломенные кони, глиняные свистульки.
В северных русских деревнях и по сей день есть целые комплекты таких самодельных игрушек. Дети играют и одновременно усваивают народные обычаи, разучивают песни.
Сейчас большая часть игрушек делается на фабрике. Девочки играют магазинными куклами, а тряпичных кукол никогда и не видели.
В подмосковном Сергиевском Посаде есть музей игрушек.
Самой древней кукле на свете 2000 лет.
Археологи нашли ее в одной из египетских гробниц. Реставрируя эту куклу, ученые выяснили грустную историю ее владельца. Игрушка принадлежала девочке, происходившей из знатного рода. По обычаям тех времен, она в детстве была помолвлена с неким
Филетом и должна была выйти за него замуж (имя жениха было на перстне, найденном в гробнице). По-видимому, девочка умерла, не дожив до свадьбы, а кукла попала в гробницу, как самое дорогое, что было у ее владелицы при жизни.

3. Анализ поделки:

- Из каких материалов сделана поделка?
-Из каких деталей состоит?
-Как детали соединены между собой?

 

Слайд 2

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образец готовой игрушки

5. Практическая работа.

a) Разбор последовательности выполнения поделки по инструкционной карте:
* плотную ткань сложить вдвое лицевой стороной внутрь;
* обвести шаблон на ткани и вырезать, получатся 2 детали игрушки;
* обвести шаблон на поролоне и вырезать;
* деталь из поролона вложить между двумя деталями игрушки из ткани, прометать швом «вперед иголку»;
* обшить края игрушки «через край»;
* сформировать игрушку: пришить пуговицы и наклеить детали мордочки
выбранного животного.
б) Повторение правил Т.Б и С.Г. требований при работе с иглой и ножницами.
в) Выполнение разметочных и заготовительных операций. (Разместить детали и вырезать по инструкционной карте под руководством учителя).
г). Выполнение сборочных операций.
* Прометать все три детали игрушки швом «вперед иголку».
Техника выполнения шва «вперед иголку» с выполнением нескольких проколов одновременно:
Сделать прокол с лица на изнанку, на иглу набрать определенное количество нитей ткани, примерно 5 нитей, чтобы
длина стежка равнялась 5мм, снова набрать 5 нитей и проколоть ткань, и так еще дважды. Получится одновременно 4 стежка шва «вперед иголку».
д). Самостоятельная работа.
Обшить края игрушки швом «через край»: этот шов служит для обметывания краев по срезам изделия.
Он предупреждает выпадение нитей на срезах, обеспечивает прочность и аккуратность в работе.
Шов выполняется и справа налево и слева направо. Проколы делаются на одинаковом расстоянии.
Начинаем выполнять шов слева направо. Прокалываем ткань с изнаночной стороны, выводим иглу с ниткой на лицевую сторону, делаем косой стежок вправо и опять прокалываем ткань с изнаночной стороны и т.д. (Дети обшивают края игрушки под руководством учителя).

 

Слайд 5

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

Детали выкроек игрушки

6. Итог урока. Слайд 7
7. Уборка рабочих мест.