Компьютерные игры в дошкольном учреждении

Разделы: Информатика, Работа с дошкольниками


Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.
Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с ЭВМ, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большин­стве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция соз­нания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д.
В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно об­ращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как пере­дает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговремен­ным.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от са­мых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику де­тей. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движе­ний пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализато­ров, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах. Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирова­ния таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные па­мять и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую го­товность ребенка к обучению в школе.

Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролиро­вать выполнение действий, оценивать результаты. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно по­мочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые ка­чества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усид­чивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.
Компьютерные игры в отечественной дошкольной педагогике - одна из самых новых и актуальных проблем. Группой программистов, психологов, педагогов и других специалистов Ассоциации «Компьютер и детство» был разработан программно-методический комплекс «КИД/Малыш».

В настоящее время на современном рынке программные средства для дошкольного образования представлены в широком многообразии. Из их чис­ла необходимо выбрать компьютерные программы для дошкольников, кото­рые должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия. Особый интерес вызывают программы с элементами новизны, сюрпризности, необычности.
Из числа данного вида программ можно отметить разработки комплекса «КИД/Малыш». Но ввиду удаленности от областных сервисных центров и недоступности данного комплекса, чаще всего приходится применять более дос­тупные программные средства, отвечающие требованиям к компьютерным играм, применяемым в дошкольном образовании.

Существует множество современных программ, специально предназна­ченных для обучения отдельным предметам: математике, развитию речи, род­ному и иностранному языку и т.д. Есть также развлекательные программы, не содержащие педагогических знаний, но которые также могут эффективно применяться в образовательных целях благодаря разнообразным методиче­ским приемам.
Введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстети­ческого, нравственного и физического развития ребенка. Широкое внедрение компьютера повысит общий уровень воспитательно-образовательной работы в детских учреждениях. Компьютер является сложным объектом познания, что предъявляет более высокие требования к организации деятельности ребенка. Становясь средством познания, компьютер способствует психологическому развитию ребенка, закреплению уже сформированных знаний и навыков, по­знанию нового, реализации потенциальных творческих возможностей, разви­тию фантазии, самостоятельности. Особое значение для развития дошкольни­ка имеет его ведущая деятельность - игра, поэтому компьютеры в детском са­ду используются, прежде всего, как средство игры, как новая, сложная, инте­ресная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью которой он реша­ет самые разнообразные игровые задачи. Компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса дошкольного учреждения. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический про­цесс новыми возможностями.

«Диалог» с персональным компьютером никогда не должен становить­ся диалогом с машиной как «персоной», поэтому процесс освоения ребенком компьютера как средства осуществления человеческой деятельности оборачи­вается не прямой связью «ребенок - компьютер», а опосредованной - «ком­пьютер - ребенок - цель».

Занятия по ознакомлению с природой направлены на уточнение, расширение и систематизацию представлений детей взаимосвязи растений и животных с внешней средой. В системе формирования отношений детей к природе большое место занимает развитие познавательного интереса к приро­де, а также эстетических чувств, связанных с ее красотой.
В ходе занятий по ознакомлению с природой детям может быть пред­ложена игра «Приключения животных». «Приключения животных» — обу­чающая программа в виде забавной и веселой игры позволит детям лучше по­знакомиться с миром живой природы. Эта игра представит на экране монито­ра, животных с разных уголков земного шара, которых дети не видели даже в зоопарке. Слоны, мартышки, змеи, жирафы, бобры, осьминоги, летучие мыши - и множество других самых разных и экзотических зверей. Дети узнают мно­го нового не только о том, как выглядят эти животные, но и как они живут, узнают про их жизнь в дикой природе, их повадки и привычки. Они смогут сами помочь бобру выстроить платину на реке, и обустроить его «хатку»; со­вершат «ночное путешествие» с летучей мышью в поиске питания; узнают «подземный мир» муравьев.

Занятия по обучению грамоте нацелены закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги и произ­водить звуковой анализ слов - это становится основой для ознакомления де­тей с буквами и обучения чтению. Осуществлять звуковой анализ слова, ис­пользуя различные средства: схему звукового состава слова, фишки, интона­ционное выделение звуков в слове. Понимать и использовать в речи термин «предложение», составлять предложение из 3 - 4 слов, делить предложение на слова, называя их по порядку. Всему этому может помочь игра «Веселая Аз­бука». «Веселая Азбука» - это первое знакомство со звуками и буквами, она объяснит и поможет закрепить, что такое слоги, и как из них составлять слова. Игра содержит упражнения, с помощью которых дети без труда смогут нау­читься читать.
Например, одно из заданий в игре «Веселая Азбука»: компьютерные картинки знакомят детей с буквами русского алфавита, при этом каждой бук­ве соответствует определенная картинка. На экране появляются четыре кар­тинки и буква, на которую начинается предмет, изображенный на одной из картинок. В ходе игры ребенок должен найти правильную картинку.

Занятия по развитию элементарных математических представлений направлены, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творче­ской задачи. Для этого следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и прак­тическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и само­оценке. Применение компьютерных игр особенно важно на данных занятиях. Они помогают в простой, наглядной форме, на основе конкретной модели осознать и усвоить тот материал, который был дан детям на занятиях.
Первое знакомство с миром математики станет приятным и интересным с помощью игры «Планета чисел». Эта игра научит детей 3-7 лет распозна­вать цвета и фигуры, сопоставлять размеры, высоту, расстояние, выполнять простые логические задачи, поможет формированию навыков счета в преде­лах десяти, знакомству с порядковыми числительными, знакомству с поня­тиями «первый», «последний», «сложение» и «вычитание».
Игры: «Сравни и заполни», «Игра с одним обручем», «Заполни пустые клетки» познакомят детей с классификацией фигур по 2 и 3 свойствам (цвету, форме, величине), помогут закрепить отношения «больше», «меньше», «рав­но», находить отличительные признаки.

Программа обучения детей в компьютерно-игровом комплексе ДОУ.

Целью данной программы является развитие способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных техно­логий. Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели, можно объединить в следующие группы:

I. Ознакомительно-адаптационный цикл.
Задачи:

  1. Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом для обработки информации:
    • познакомить с историей, назначением и устройством ЭВМ.
  2. Познакомить детей с правилами поведения в КИК и правилами безопасной работы на компьютере.
  3. Преодолевать при необходимости психологический барьер между ребен­ком и компьютером.
  4. Сформировать начальные навыки работы за компьютером:
    • познакомить с клавиатурой и манипулятором "Мышь".

II. Образовательно-воспитательный цикл.
Задачи:

  1. Формировать навыки учебной деятельности:
    • учить осознавать цели;
    • выбирать системы действий для достижения цели;
    • учить оценивать результаты деятельности.
  2. Формировать элементарные математические представления:
    • совершенствовать навыки счета;
    • изучать и закреплять цифры;
    • проводить работу с геометрическими фигурами;
    • решать простейшие арифметические задачи;
    • развивать умение ориентироваться на плоскости;
    • закреплять представления о величине предметов.
  3. Развивать речь:
    • расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире;
    • формировать звуковую культуру речи и грамматический строй речи.
  4. Развивать сенсорные возможности ребенка.
  5. Формировать эстетический вкус.
  6. Развивать знаковую функцию сознания.
  7. Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка:
    • воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;
    • приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.

III. Творческий цикл.
Задачи:

  1. Развивать конструктивные способности.
  2. Тренировать память, внимание.
  3. Развивать воображение.
  4. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное мыш­ление; использовать элементы развития эвристического мышления.
  5. Развивать потребности к познанию.

Структура занятий.

Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя 3 этапа.
I  этап - подготовительный.
Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к ком­пьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимна­стика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, мотор­ного аппарата к работе.

II  этап - основной.
Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.

III  этап - заключительный.
Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, то­чечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку). Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 2 раза в неделю в первой половине дня. Продолжительность каждого этапа занятия:
1  этап - 10-15 минут,
2  этап - 10-15 минут,
3  этап - 4-5 минут.
После каждого занятия проветривание помещения.

Для более эффективного, прочного овладения знаниями программа строится на основе постепенного погружения в обучающие блоки, обеспечи­вающие решение основных групп задач. Межблочными переходами являются программы на развитие мыслительных процессов, памяти и игровые занятия. Работа на компьютере сопряжена с вынужденной сидячей позой. Это весьма неблагоприятно влияет на организм ребенка и способствует его быст­рому утомлению. Утомление развивается потому, что костно-мышечная сис­тема детей 5-6 лет еще далека от функционального совершенства и плохо переносит физические нагрузки. Вот почему важно, чтобы ребенок сидел за компьютером правильно, в удобной для него позе. Правильная рациональная поза важна еще и в связи с профилактикой зрительного утомления ребенка, так как при работе на ПК приходится рассматривать предметы на близком расстоянии и на фоне светящегося экрана монитора. К особенностям зритель­ной работы детей за компьютером относится также и то, что им приходится довольно часто переводить взгляд с экрана на клавиатуру ПК и обратно. Сле­довательно, аккомодационный аппарат глаза ребенка находится в состоянии постоянного напряжения. Для снятия напряжения аккомодационного аппарата глаза разработан комплекс упражнений гимнастики для глаз, доступные де­тям. Однако, для повышения интереса к упражнениям и качественного вы­полнения, их желательно проводить в игровой форме.
Практика показала: большое значение для быстрого освоения игры име­ет правильная постановка игровой задачи. С этой целью разработаны кон­спекты занятий - игр, занятий - сказок, позволяющих повысить интерес де­тей.

Занятие «Собери картинку»

1 ЭТАП. Игра "Собери картинку"
- Дети к нам пришли гномики в гости и принесли картинку, но пока они к нам шли они поссорились, и в результате картинка оказалась разорванной. Давайте помирим гномиков и поможем им собрать картинку. (Дидактическая игра «Собери картинку»).

Физ. минутка. Игра "Гномик"

Спрятался ловко в моем кулачке
Маленький гномик в большом колпачке.
Если мы тихо (громко, весело, ласково) его позовем,
Маленький гномик покинет свой дом (дети зовут так, как сказано).
За маленьким гномиком, да­вай-ка,
Все движения повторяй-ка,
Раз и два и три ну-ка, повтори! (дети по­вторяют движения).

- А гномики нам прислали картинку не просто так. Они хотят познакомить нас с интересным прибором, с помощью которого можно легко собирать такие же картинки на компьютере. Знакомство с "мышью".
1.   Осматривание "мыши". Почему она так называется.
2.    Положение руки при работе с "мышью" и способ управления.

2    ЭТАП.
Педагог объясняет детям, как собирать картинки из частей с помощью "мыши".
Самостоятельная деятельность детей, помощь воспитателя каждому ре­бенку в работе с "мышью".

3 ЭТАП.
Итог занятия:   повторение названия манипулятора "мышь", его на­значение, способ управления.

Гимнастика для глаз:
Открываем глазки - раз,
А зажмуриваем - два,
Раз, два, три, четыре,
раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули