Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

Разделы: Русский язык


Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба. Для организации закрепления и проверки знаний – печатные рабочие тетради Г.А. Богдановой для 6 класса, Москва, «Генжер». Тетрадь содержит разноуровневый материал, расширяет кругозор учащихся, повышает их грамотность, позволяет подготовить учащихся к ЕГЭ.

Цели урока:

  1. Условия употребления дефиса в сложных прилагательных, различения слитного и раздельного написания слов.
  2. правильно писать сложные прилагательные.
  3. Повторение написаний окончаний прилагательных, безударных гласных в корне.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Какие есть вопросы по домашнему заданию? Упр. 304

Дети под диктовку на листочках записывают словосочетания с прилагательными, где пишется -НН-:

  1. деревянными изделиями
  2. утиный нос
  3. обыкновенным резцом
  4. стеклянный графин
  5. кожаный портфель
  6. оловянный солдатик
  7. песчаный берег
  8. безветренный день
  9. торфяное болото
  10. соломенная крыша

Дети должны выписать номера 1, 3, 4, 6, 8, 10.

3. Подготовка к изучению нового материала

На перемене учитель раздает распечатанные тексты (по одному на парту) - отрывок из произведения И.А.Бунина

В отрывке текста, который отксерокопирован для каждого ученика, предлагается выделить слова, которые помогают Бунину передать цвет и оттенки цветов.

Один ребенок читает вслух:

…Над нами, в бездонной глубине, ткани облаков окрасились в нежно-малиновый цвет. А через мгновение все изменилось: восточный ветер стал сине-лиловым, море над ним – густо-фиолетовое. И всё огромней разгорались полосы на закатном небосклоне.

Учитель сразу же задает вопрос:

– О чем этот текст? (О природе, о наступлении вечера, закат)

Давайте найдем прилагательные, обозначающие оттенки цвета и выпишем их в тетрадь:

Нежно-малиновый
Сине-лиловый
Густо-фиолетовое

В чем особенность этих прилагательных? Особенность заключается в том, что эти прилагательные пишутся через дефис.

4. Объяснение нового материала

Учитель вслед за ребенком четко проговаривает правило: сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов, дополнительные оттенки качества или признака всегда пишутся через дефис. Акцентируется внимание на слове всегда.

Далее, предлагается ученикам придумать свои примеры и записать в тетрадь:

Например: бледно-голубой, сладко-кислый, иссиня-черный и др.

Учитель предлагает открыть детям учебник (учебник 6 класс М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская) и познакомится с правилом написания прилагательных через дефис.

Один ребенок читает вслух и комментирует правило, придумывая свои примеры.

Дефис употребляется, если сложное прилагательное образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефис: в учебнике юго-западный (юго-запад), свой пример: северо-восточный (северо-восток);

Дефис употребляется, если сложное прилагательное образовано путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и:

Пример: горько-соленый (горький и соленый), русско-английский (русский и английский).

Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания: железнодорожный (железная дорога).

Теперь учитель предлагает выполнить следующее задание:

Небходимо разделить тетрадь на две части (заполнение таблицы на пройденное правило, учителем заранее начерчена или спроецирована на доску):

Задание: заполнить своими примерами таблицу.

Слитное написание прилагательных Дефисное написание прилагательных
   
   
   
   

В тетрадь для записи слов выписываем трудные слова зеленой ручкой, которые необходимо запомнить: общественно полезный и общественно-политический.

5. Первичное закрепление

Учитель читает стихотворение-подсказку, дети внимательно слушают и выписывают сложные прилагательные, потом объясняют, как написали и по какому правилу:

Тёмно-русый паренёк
Шел на северо-восток
Так он к вечеру устал,
Что лимонно-желтым стал,
Но зато успел понять,
Где в словах дефис вставлять.
Будешь помнить наш урок
В школе скажет педагог:
«Этот парень – голова!»
(«Радионяня»)

Ребята выписывают: темно-русый, северо-восток, лимонно-желтым.

(Чаще всего дети попадаются на уловку и выписывают северо-восток как прилагательное).

Объяснение детей:

Темно-русый – сложное прилагательное обозначает оттенок цвета, поэтому пишется через дефис.
Лимонно-желтым – сложное прилагательное обозначает оттенок цвета, поэтому пишется через дефис.

Какой частью речи является северо-восток?

Рассуждение учеников:

Существительным, от него можно образовать сложное прилагательное – северо-восточный, которое будет писаться через дефис.

На доске записано слово горько-соленый, учитель задает вопрос: как мы будем рассуждать при написание сложного прилагательного?

Это сложное прилагательное, образованное от двух независимых слов, между которыми можно вставить союз и горький и соленый, поэтому данное прилагательное пишется через дефис.

По учебнику устно по цепочке выполняется упражнение:

(Сельско)хозяйственный, (физико)математический, (русско)английский, (стале)литейный, (средне)вековой, (туго)плавкий, (зеленовато)серый, (десяти)этажный, (паровозо)ремонтный,(юго)восточный, (изжелта)красный, (трех)метровый, (садово)огородный, (рельсо)прокатный, (северо)западный, (сорока)километровый, (древне)русский, (фабрично)заводской, (хлопчато)бумажный, (двух)комнатный, (чугуно)литейный.

Открываем тетрадь Богдановой Г.А. стр.39, упр.79:

Один из учащихся читает задание: обозначьте в словосочетаниях главное слово и зависимое и образуйте от них прилагательные:

Дальний Восток –
Древний Рим –
(языки) восточных славян –
Черные волосы –
Длинные ноги (журавля) –
Широкие плечи (юноши) –
(дом) из крупных паилей –

Учитель спрашивает выборочно.

Ребята, сложные прилагательные, обозначающие оттенки цвета или сочетания цветов помогают «увидеть» разнообразие, разноцветие окружающего нас мира.

В произведениях И.А. Бунина – великого мастера слова – очень часто используются такие прилагательные (мы сегодня их уже рассматривали частично).

Выпишите из примеров, взятых из произведений писателя, сложные прилагательные вместе с существительными. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

  1. (Зелено)серебристый свет,
    (Не)уловимый свет
    Восход…т над землёй.

  2. (Прозрачно)бледный, как весной,
    Сл…зит…ся снег (не)давней стужи.

  3. Вдруг молния всю чащу озарила
    Таинствен…ым и (бледно)синим светом.

  4. …Там глыбы (ж…лто)пепельных камней.

  5. И ягоды (туманно)сини
    На можжевельнике сухом.

  6. …Лишь море в летн…й штиль
    Все так же сыпл…т ласково на рифы
    (Лазурно)фосфорическую пыль.

  7. В семье г…рдились жеребц…м (сиво)железного цвета.

  8. Серп месяца, (мутно) красный и поникший на сторону,
    Покачивался на краю неба.

  9. На полянах, в солнечн…м блеске, сверкали паутинки и неподвижно рдели (светло)золотые клены.

  10. Слабо брезж…т (синевато)свинцовый свет угасающего дня.

Ученики выполняют самостоятельно, учитель у трех учеников проверяет, ставит отметки, с остальными проверяют вслух.

6. Итог урока

Давайте ещё раз проговорим правило, когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда раздельно:

Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания.

Железнодорожный < железная дорога

Через дефис пишутся сложные прилагательные:

  1. обозначают оттенки цветов: жёлто-синий
  2. образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис: юго-западный< юго-запад
  3. Слово образовано от сочетания независимых слов: садово-огородный< сад и огород.

Есть слова, которые необходимо запомнить:

Общественно полезный
Общественно-политический

7. Домашнее задание

Домашнее задание учитель записывает на доске. Домашнее задание на усмотрение учителя. Например, упр. 309. В одну колонку нужно выписать сложные прилагательные, в другую – прилагательные, которые пишутся через дефис. Один из учеников читает задание. Учитель выясняет, всем ли понятно, как выполнять упражнение.