Урок химии по теме "Номенклатура, изомерия, физические свойства альдегидов и кетонов"

Разделы: Химия


Цель урока:

  1. Формирование у учащихся первоначальных представлений о новом классе кислородсодержащих соединений.
  2. Знакомство со свойствами альдегидов и кетонов. Продолжение формирования мыслительной операции перенос.

Оборудование:

  1. Таблица “номенклатура органических соединений”.
  2. Образцы альдегидов.

Ход урока

Учащимся предлагается решить задачу на вывод формулы органического соединения по массовым долям элементов. С данным типом задач учащиеся знакомились ранее, поэтому могут применить уже имеющиеся знания.

Относительная плотность паров органического соединения по кислороду равна 2,25. Массовая доля углерода в этом веществе – 66,67%, массовая доля водорода – 11,11%, массовая доля кислорода – 22,22%. Выведите молекулярную формулу органического соединения. Ответ – С4Н8О. Правильность решения задачи учащиеся проверяют, на слайде презентации, сопровождающей урок (Приложение 1). Затем учащимся предлагается составить возможные структурные формулы, соответствующие данной молекулярной формуле. При этом учащиеся также выполняют уже знакомые им действия, применительно к новому классу соединений. После выполнения задания учащиеся определяют принадлежность вещества к кислородсодержащим соединениям, производным углеводородов и записывают определение, пользуясь текстом учебника и уже имеющимися у них знаниями.

Альдегиды и кетоны – производные углеводородов, в которых содержится одна или более карбонильных групп -COH. Если карбонильная группа связана с одним радикалом и водородом, такие соединения называются альдегидами (исключение – формальдегид). Проделаем операцию, которую вы выполняете на уроках многих учебных дисциплин, рассмотрим происхождение слова альдегиды. Само название альдегиды отражает химические свойства веществ, с которыми мы будем знакомиться далее и происходит от латинских слов alcohol dehydrogenatus, то есть спирт, от которого отняли водород. Соединения, в которых карбонильная группа соединена с двумя одинаковыми или разными радикалами, называются кетонами. В следующей части урока учащиеся знакомятся с изомерией альдегидов и кетонов. На основании анализа структурных формул, учащиеся делают вывод, что альдегиды и кетоны являются изомерами по отношению друг к другу, кроме того, для альдегидов возможна изомерия углеродного скелета радикала, связанного с карбонильной группой, а для кетонов – изомерия положения функциональной группы.

На следующем этапе урока учащимся предлагается назвать вещества, структурные формулы которых они предложили. При этом учащиеся пользуются уже сформированным ранее навыком названия органических веществ, применяя его к новому классу органических веществ.

В качестве закрепления учащимся предлагаются задания на карточках по номенклатуре и изомерии альдегидов и кетонов (Приложение 2). В задании кроме предельных альдегидов представлены также и непредельные, что служит мостиком к следующему этапу урока, на котором учащиеся получают представление о классификации альдегидов и кетонов по характеру углеводородного радикала. По данному признаку альдегиды могут классифицироваться на а) предельные б) непредельные и в) ароматические. Учащимся предлагается сравнить классификацию спиртов, уже им известную с классификацией альдегидов (упоминаем о возможности существования диальдегидов и дикетонов). Учащиеся, пользуясь уже имеющимися знаниями делают вывод о невозможности классификации по характеру атома углерода (так как альдегидная группа всегда связана с первичным углеродом, а кетогруппа с вторичным).

В заключительной части урока учащиеся знакомятся с физическими свойствами альдегидов и кетонов. Формальдегид или метаналь газ с характерным неприятным запахом пропанон жидкость. Последующие гомологи метаналя и ацетона жидкости. Высшие альдегиды твердые вещества. Альдегиды и кетоны растворимы в воде (учащиеся вспоминают понятие о водородной связи с которым знакомились на примере спиртов), растворимость в воде ухудшается по мере увеличения молекулярной массы веществ. Высшие гомологи обладают приятными запахами и используются в парфюмерной промышленности.

Анисовый кетон – обуславливает запах аниса и фенхеля; карвон – тмин, майоран, имбирь; камфара – сосна, пихта, розмарин. Запах кетонов это мягкость, сладость, свежесть и непредсказуемость, привкус зелени и кислых плодов.

Бензилальдегид – жасмин, роза, розовое дерево; коричный альдегид – корица, гвоздика; фурфурол – базилик, запах свежего хлеба. Альдегидами пахнет комфорт, роскошь и уют.

 Литература

  1. Габриелян О.С. “Химия 10 класс”; М.; “Дрофа” 2002 г.
  2. Денисова В.Г. “Поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна”; Волгоград; “Учитель” 2003 г.
  3. Рабинович В.А., Хавин З.Я. “Краткий химический справочник”; Л.; “Химия” 1977 г.
  4. Эткинс П. “Молекулы”; М.; “Мир”; 1991 г.

Приложение 1

Приложение 2