Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Открытое занятие творческого объединения "Изготовление объемной композиции-оберега "Счастливый лапоть"

Разделы: Преподавание технологии


Объект труда: изготовление объемной композиции-оберега "Счастливый лапоть".

Цель: приобщение обучающихся к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность.

Задачи:

  • Научить изготавливать оберег из природного материала.
  • Рассмотреть значение понятия "оберег" для человека.
  • Вызвать эмоциональный интерес к работе.
  • Развивать мышление, память, творческую активность.
  • Воспитывать аккуратность, усидчивость, культуру труда.

Оборудование: образец изделия, технологическая карта, иллюстрации оберегов.

Инструменты: ножницы, игла швейная.

Материалы: основа-спил, природный материал (шишки, крупа, злаки и т.д.), нитки льняные, х/б для шитья, для вышивки, тесьма атласная , ткань для вышивки, железные монетки, мешковина (10 x 10 см).

Клей "Момент" (клеевой пистолет)

Ход занятия

Организация начала занятия.

Приветствие. Готовность к работе.

Вступительная беседа.

Сообщение целей и задач.

Многовековая история культуры наших предков неразрывно связана с народными поверьями и приметами. Она пришла к нам из глубины веков как память о наших предках, первые попытки понять окружающий мир, оградить себя от неблагоприятных событий.

Понятие - ОБЕРЕГ пришло к нам в современную лексику с давних времён, когда наши далёкие предки всецело зависели от природы. В те времена люди старались на неё воздействовать с помощью обрядов. Их целью было заклинать плодородие земли, хороший приплод домашнего скота, семейное изобилие и благополучие. Особенно стойко сохранились традиции, шедшие из далёких времён, когда огромное значение придавалось всевозможным оберегам. Они применялись всюду - и при постройке жилища, при изготовлении предметов домашней утвари, орудий труда, одежды и даже в детских играх.

Словарная работа

ОБЕРЕГ - символы защиты. По представлениям предков делали вещь непроницаемой для злых духов.

ОБЕРЕГ(С.И.ОЖИГОВ) - предмет, оберегающий, охраняющий от чего-либо.

При строительстве дома предки глубоко продумывали систему защиты от "вездесущих, всепроникающих злых духов". Орнаментировались все проёмы, все отверстия, через которые "злыдни" могли проникнуть к человеку. Особенно тщательно выбиралось место для строительства. В начале строительства под углы первого венца брёвен клали клочок шерсти, горсть зерна, ладан, воск - это имело магическое значение.

Предметы мебели, бытовая утварь внутри дома имели форму, оформление и назначение ОБЕРЕГОВ. Ковши имели форму утки, лебедя, ладьи, коня - символы движения светила.

Оберегами в одежде считается вышивка, в которой, по традиции, на строго определённых местах располагались соответствующие знаки. Ворот, обшлага рукавов, подол являлись входом к человеку. Поэтому именно эти места особенно тщательно защищали системой знаков от злых духов. Таким образом, рассматривая образ жизни наших предков, мы видим не просто желание украсить окружающие его предметы, а стремление придать им особую значимость, призванную помогать человеку, притягивая защитные силы добра, отгоняя всё тёмное враждебное злое.

Постепенно, по мере того, как поколение сменялось поколением, и люди воспитывались и росли в законе христианском, древние боги отходили всё дальше вглубь прошлого. Кое - что из верований, правда, потеряв весь религиозный смысл, сохранилось и дожило до наших времён в разных обычаях, поверьях, празднествах. Так прочны и долговечны, оказались верования пережитков седой языческой старины.

Несмотря на то, что традиция украшения оберегами своих домов зародилась в глубокой древности в наше время композиции - ОБЕРЕГИ стали прекрасным украшением семейного очага и замечательным подарком к любому празднику.

Если посмотреть на фотографии готовых композиций-оберегов (<Рисунок 2>, <Рисунок 3>, <Рисунок 4>), вы увидите символы, обозначающие каждый своё доброе предназначение. Каждый предмет в композиции-обереге несёт в себе определённое значение. Но по представлениям предков, значима была не столько каждая сила по отдельности, сколько их единство. Поэтому, создавая композицию - оберег, мастера используют систему знаковых предметов, которые отображают мечты и чаяния, веру в добро и счастье. Приложение2. "Значение предметов в обереге".

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Планирование предстоящих трудовых действий

Форма и содержание композиции-оберега зависит от пожеланий и верований в добро, счастье, благополучие. Самые распространенные обереги это оберег-плетень, коса-домовушка, лапоть, веничек, мягкая игрушка - домовой.

Сегодня на занятии мы выполним композицию-оберег "Счастливый лапоть".<Рисунок 1>

Рисунок 1

Порядок выполнения работы:

Приложение1. Инструкционная карта "Порядок выполнения композиции-оберега "Счастливый лапоть".

Определить смысловое содержание композиции-берега. Подготовить необходимые материалы и инструменты ,<Рисунок 5>

Выполнить вышивку, сшить мешочки из мешковины, голову домовёнка закрепить на деревянной палочке <Рисунок 6>

3. Сгруппировать детали, наклеить на основу-спил элементы композиции в соответствии с замыслом.

4. Окончательно оформить работу: покрыть лаком, завязать тесьму на мешочек. <Рисунок 1>

Рисунок 5

Рисунок 6

Подведение итогов.

Выставка работ.

Приложение 1.

Приложение 2.