Роль театра в воспитании экологической культуры учащихся младших классов

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему миру, единства с ним, необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Приложение 1
Приложение 2
Презентацию и приложения можно получить у автора статьи.

Экологическая культура есть результат образования, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. Начинать экологическое образование и воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Особенно актуальной проблемой в современной начальной школе становится развитие у младших школьников потребностей и определенных умений творческой деятельности.

В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком. При этом развитие экологической культуры происходит тем успешнее, чем большую нагрузку получают не только слух и зрение, но и другие органы чувств под воздействием музыки, живописи, поэзии, танца.

В младшем школьном возрасте преобладающую роль в становлении и развитии отношений играют эмоциональные процессы. Мотивы и эмоции служат своеобразными сигналами о силе отношения – положительной, отрицательной, противоречивой или безразличной. Важнейшей составной частью отношений детей к окружающей среде является выражение ими определенных чувств к многообразным проявлениям жизни на Земле, к обилию красок, форм, звуков, ароматов. У учащихся необходимо воспитывать эстетическую и нравственную отзывчивость на прекрасное и экологически неприемлемое в окружающей среде, в поведении людей. Рассмотрим отражение природы в театральном творчестве.

У детей младшего школьного возраста часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развита память, внимание. Самой короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – игра, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним, активизируют мыслительные процессы и познавательный интерес; помогают овладению навыками общения и коллективного творчества. В то же время психологи отмечают, что способность создания образов силой воображения является одним из способов совершенствования мыслительных процессов.

Театр можно рассматривать как дидактическое средство. Природные взаимосвязи и процессы детям легче осознать, если они представлены в игровой, персонализированной форме. Часто приходилось рассматривать моральные и правовые нормы в поведении героев. Основное значение имеет состояние душевного комфорта, уверенности в себе, которое возникало в ходе подготовки представления. Терпение, бережливость, аккуратность формировалось при изготовлении костюма. Диалог строился с учетом особенностей детского восприятия, сопровождался и усиливался интонационно и музыкальным оформлением.

Каждому ребенку присущ “театральный инстинкт” - стремление посредством игры побывать в роли другого. Это помогало острее реагировать на поведение окружающих людей и животных и представляло возможность выразить свое отношение через определенные действия – приласкать, погладить, утешить, сказать теплые слова. Театр позволил создать реальную возможность для выражения себя в той или иной нравственной ситуации. Подбор материала и ролей для каждого ученика помогал пережить эмоции, связанные с осознанием сопереживания и деятельностного сострадания. Условием формирования нравственных отношений у младших школьников стало овладение ими системой обобщенных понятий, как индивидуальность, честь, достоинство, права, любовь, дружба, милосердие.

Театральные постановки помогли расположить ребенка к общению, учить детей слушать и слышать друг друга, совместно усваивать нравственные понятия, вырабатывать собственную позицию, пробуждать в детях мотивацию на взаимодействие, на душевное, доверительное общение в семье вокруг категорий “счастье, добро, любовь”. Постановки доставили удовольствие и радость творчества. Помогли более ощутить свою значимость как личности.

Мы приучаем детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать тем требованиям-заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы: соблюдение тишины, терпение, внимательность.

Творчество – волшебный пропуск во внутренний мир ребенка, и поэтому возможность “играть в театр” – щедрый подарок учителю в формировании нравственных установок, усвоения духовных ценностей, управлении развитием личности не покушаясь на свободу выбора ребенка, свободу воли. Эмоции интегрировали личность, воздействовали на мышление, воображение, мотивировали поведение. Эмоциональность – универсальный для всех видов художественного творчества показатель одаренности. Эмоциональная сфера “соприкасается” с глубочайшими бессознательными пластами духовной жизни. Познание окружающего мира на уроках театрального творчества происходило через переживание, сотворчество, творчество; многообразие художественного пространства раскрывало индивидуальность ребенка как ценность; особая стилистика поведения, тонкость отношений, чистота, радость сотрудничества, духовность общения способствовала формированию здорового микроклимата в коллективе; подводила к осознанию роли каждого человека на земле.

В приложении представлены разработки театральных постановок для учащихся начальной школы.

Литература

  1. Барышева Т.А. Творчество на уроках искусства в начальной школе. СПб., Издательство, РГПУ. 2000.
  2. Бурова Л.И. Экологическая практика учащихся начальной школы. Череповец.1999.
  3. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М., Педагогический поиск.1999.
  4. Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического творчества. //Начальная школа. – 1989, № 12, с. 40–44.
  5. Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес. //Начальная школа. – 1990, № 5, с. 28–34.
  6. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М., Просвещение. 1985.
  7. Ливитман М.Х. Экология-предмет: интересно или нет? СПб., Союз. 2001.
  8. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., Прометей, 1995.
  9. Львов Л.Р. Школа творческого мышления. М., Дидакт. 1993.
  10. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. М., Педагогическое общество России. 2002.
  11. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. М., ЦГП. 2003.
  12. Начальная школа. 2003. № 6.
  13. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. М.: Просвещение, 1990.
  14. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. М., АСАДЕМА. 2000.
  15. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. М., Владос. 2000.
  16. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. М., Педагогическое общество России. 2000.
  17. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль. Академия развития. 1997.

Приложение 1
Приложение 2
Презентацию и приложения можно получить у автора статьи.