Образовательная программа "Увлекательное рисование"

Разделы: Работа с дошкольниками


В законе РФ “Об образовании” определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности (ст.2). Практический гуманизм предусматривает обеспечение комплекса условий для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности.

Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт-терапия )

Развитие творчества – это один из “мостиков”, ведущих к развитию художественных способностей.

К сожалению, современная массовая “школа” еще сохранила нетворческий подход к усвоению знаний. Часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

В каждой группе есть дети, которые выделяются на фоне остальных на занятиях по рисованию. Они всегда стараются дополнить рисунок, создаваемый по образцу деталями, которые делают работу неповторимой и уникальной. В простой, казалось бы закорючке они видят целый мир – то это необыкновенный цветок, то летящая птица, которая тут же превращается в русалку. Но развиваем ли мы увиденные нами творческие способности и задатки у таких детей? Ведь наша основная задача – дать детям знания, умения и навыки рисования. После проведенной диагностики вывести процент усвоения детьми программных задач. Как можно процентами измерить воображение и творческие замыслы человека, тем более ребенка, который каждый день придумывает себе жизнь, и живет в этом удивительном мире фантазий? Да и нужно ли это? Не слишком ли часто мы, взрослые, вместо того, чтобы создать условия для свободного раскрепощения ребенка, развития его задатков и способностей (в том числе творческих) сидим за умными книжками, составляем диагностики, затем с упоением их применяем на практике, чтобы доказать кому-то, что дети действительно развиваются.

При таком подходе внимание ребенка сосредоточено на технике, а чувства, эмоции представляются второстепенными. Но есть и другой взгляд – взгляд художников. Суть его в том, что ребенок должен получать удовольствие от работы с краской и кистью, у него следует развивать чувство прекрасного, способность получать наслаждение от рисования. Ребенку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творчеством, мотивируемым взрослым, который не учит, а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях, чувствах и т.п.

Приобщая детей к искусству, я использую разные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.

Данная программа “Увлекательное рисование” предлагает занятия по рисованию с использованием нетрадиционных способов рисования.

Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей 6-7 лет средствами нетрадиционного рисования.

Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.

Основные задачи программы:

- Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту. Формировать эстетический вкус.
- Развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
- Предоставить свободу в отражении – доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира.

Важно не дать способностям угаснуть, способствовать их дальнейшему развитию. При правильном отборе в группу попадут дети с ярко выраженной неординарностью и высоким уровнем творческих способностей. Основная задача образовательной работы состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование этих способностей

Педагогические условия для реализации программы:

- создание художественно-развивающей среды в детском саду (изобразительная студия);
- разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация.

Изучено и освоено около двух десятков различных техник, ранее не используемых мною в работе с детьми дошкольного возраста, разработан тематический план для работы в изобразительной студии (приложение 1), а также 28 занятий (одно из нихприложение 2).

Программа рассчитана на один год обучения детьми подготовительной группы в составе не более семи человек. Периодичность занятий – один раз в неделю. В ноябре и январе – количество занятий уменьшается за счет каникул. Занятия начинаются с октября и заканчиваются 15 мая. В сентябре часть детей еще не посещает детский сад, в последние две недели мая проводится диагностика и анализ полученных результатов работы.

К концу года ребенок может:

- различать и называть способы нетрадиционного рисования;
- самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т.д.);
- самостоятельно передавать сюжетную композицию, используя разные ее варианты с элементами перспективы;
- выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Раздел 1. “Пластилинография”

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров.

Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на белом листе бумаги по уже заготовленному контуру, накладывая “мазки” один на другой. Можно большую выразительность придать, смешивая кусочки пластилина разного цвета.

Раздел 2. “Монотипия”:

Ниткография

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Кляксография обчная

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Раздел 3. “Акварель и цветные мелки”

Акварельные мелки

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Раздел 4. “Граттаж”

Граттаж цветной

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Граттаж черно-белый

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Раздел 5. “Батик”

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: гуашь, акварель, цветная тушь или чернила, резерв (расплавленный парафин или клей ПВА), ткань из шелка или хлопка, кисть.

Способ получения изображения: ребенок наносит эскиз простым карандашом на ткань. Обводит резервом по контуру, когда резерв высохнет, изображение расписывается красками. После высыхания проутюживает батик с изнаночной стороны или через лист бумаги.

Занятия в изостудии полезны и интересны. Интересны потому, что происходят в необычной обстановке, не в группе, к которой дети привыкли, а в специально для этих занятий созданных помещениях, оформленных особым образом, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Детям нравится заниматься в изостудии, они охотно идут на эти занятия.

Работа в изостудии позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. В студии имеется весь необходимый изобразительный материал, место для выставки детских работ. На занятиях в изостудии использую музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа.

Занятия в изостудии тесно связаны с общей воспитательно-образовательной работой в детском саду, так как уровень овладения изобразительной деятельностью и ее результаты во многом зависят от уровня воспитательной работы с детьми в целом.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., и др. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ “Сфера”, 1999.
  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и
  3. Казакова Р.Г.,Рисование с детьми дошкольного возраста:  методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  4. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/.– М.: ТЦ Сфера, 2004.
  5. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании.// Дошкольное воспитание. – 2002. – №2
  6. Хасанова М.Видт И. Дошкольник в мире художественно-эстетической культуры.// Дошкольное воспитание. – 2004. – №2. – с.51-53.

Приложения