Урок-викторина во 2-м классе на тему "Путешествие в Цветочный город" (к 100-летию со дня рождения Н.Носова)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • систематизировать знания учащихся о произведениях Н.Н. Носова;
  • продолжить работу над развитием беглого выразительного чтения;
  • учить, вслушиваясь в произведение, определять чувства и настроения автора к герою;
  • развивать мышление детей, их речь;
  • способствовать формированию высоких нравственных принципов: честности, порядочности, сострадания, трудолюбия;
  • развивать умение работать в команде;
  • прививать любовь к чтению;
  • воспитывать культуру поведения на примере литературных героев (положительных и отрицательных).

Ход урока

I. Организационный момент

Каждый может получать
На уроках только “пять”!
Но для этого сначала
Должен выучить немало
И в себя, к тому ж, поверить,
Свои знания проверить!
Юли, Жени и Андрюши,
Саши, Лены и Павлуши,
Вани, Светы и Марины,
Сегодня будет урок-викторина!
Викторина наша, братцы,
Всем поможет разобраться,
Где чуток не доучили,
Что немножечко забыли.
На вопросы отвечайте
Да жетоны получайте.

II. Сообщение темы и цели урока

– Итак, сегодня мы совершим путешествие в Цветочный город и познакомимся с его жителями (Приложение 1. Слайд 2).

III. Основная часть

1. Представление команд.

В славном городе Цветочном
Жил малыш. Его узнай-ка!
Он беспечный, но веселый
Озорник, шалун… (Незнайка).

(Появляется Незнайка.)

Признаюсь, братцы, смело –
Какой-то я чудак!
Все, что бы я ни делал,
Я делаю не так.

И что тут получается,
Никто не разберет.
Все всегда случается
Совсем наоборот.

Теперь скажу вам смело,
Чтоб получилось так,
Я должен буду делать
Все как-нибудь не так.

Коль я не постараюсь,
Случится ерунда,
А если постараюсь,
Получится беда!

И чтобы не наделать
Какой-нибудь беды,
Мне надо будет делать
Побольше ерунды.

– Не нужно делать никакой ерунды, Незнайка! Мы рады видеть тебя и приглашаем совершить с нами увлекательное путешествие в Цветочный город. Чтобы путешествие было интересным и веселым, ребята поделились на три команды. Команды, представьтесь!

– 1-я команда: (дети хором) “Друзья Незнайки”.

Не привыкли мы скучать
И не любим отставать.
Дружба крепкая поможет
Нам сегодня побеждать!

– 2-я команда: (дети хором) “Фантазеры”. Наш девиз:

Мы любую небылицу
Сочиним вам без помех.
Фантазеров без сомненья
Ждут признанье и успех!

– 3-я команда: (дети хором) “Затейники”. Наш девиз:

Мы любители затей
И неслыханных идей
Не выносим слез и плача
Нас сегодня ждет удача!

– Желаю всем командам
Успеха и удачи
Пусть победит сильнейший,
А слабый пусть не плачет!

2. Кроссворд (Слайд 3)

– А вот и первое задание на внимание и сообразительность.

Если человек мечтатель
И по выдумкам призер,
То такого человека
Называют … (фантазер).

Озорные малыши
Из известной детской книжки.
Ростом так они малы,
Что зовут их … (коротышки).

Если не сидится мне
Ни с утра, и ни с обеда,
Как, друзья, меня назвать?
Да я просто … (непоседа).

Рассказы, повести, роман
Нам сочинят писатели,
А чтоб придумать механизм
Нужны … (изобретатели).

Ну что ж, ребята, поздравляю,
За вас каждый будет горд,
Вы с успехом разгадали
Замечательный … (кроссворд).

(За правильные ответы команды получают жетоны.)

– Прочитайте ключевое слово (Носов).

3. О писателе (Слайд 4).

Николай Николаевич Носов талантливый писатель и необыкновенный человек. В этом году ему исполнилось бы 100 лет.

Николай Носов родился 23 ноября 1908 года в Киеве (Слайд 5), но детство его прошло в небольшом городке Ирпень, расположенном в 27 км от Киева на реке Ирпень (Слайд 6).

Николай Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ, он назывался “Затейники”, он отнес в журнал “Мурзилка”. Рассказ напечатали. Это было в 1938 году. Затем последовали и другие рассказы и повести (Слайд 7).

4. Кто больше знает рассказов?

Вы прочитали много рассказов Николая Носова. Давайте вспомним их названия.

(Команды по очереди перечисляют названия рассказов. За каждый правильный ответ получают жетон) (Слайд 8).

5. Работа с диалогами.

– А теперь догадайтесь, из каких рассказов эти диалоги?

(Одна из команд читает диалог, а две другие отгадывают названия рассказов.)

– Я боялся, что ты станешь бранить меня.

– Это только трусы боятся говорить правду! Хорошо было бы, если б я наказала Мурзика?

– Я больше не буду.

– Ну смотри! Только потому прощаю, что ты все-таки сам признался, – сказала мама.

(“Карасик”) (Слайд 9)

– Ты чего хрюкаешь?

– Как это – хрюкаю? Я не хрюкаю, – говорю я.

– Брось хрюкать! Говори по-человечески! – кричит Мишка.

– Я и говорю по-человечески. Зачем мне хрюкать?

(“Телефон”) (Слайд 10)

– А что делать, когда нападают волки, если ружья нет?

– Бросать в них горящие головешки, – говорю я.

– А где их брать, эти головешки?

– Развести костер – вот тебе и головешки.

– А у тебя есть спички?

– Нету.

(“Бенгальские огни”) (Слайд 11)

6. В гостях у Незнайки.

– Позднее к веселым героям рассказов присоединился еще один, на этот раз – сказочный. Этот герой Незнайка. Незнайка – и вместе с ним целая орава веселых и шумных друзей-коротышек – принесли Носову наибольшую известность. Им посвящена целая серия романов-сказок: “Приключения Незнайки и его друзей” (1954), “Незнайка в Солнечном городе” (1958) и “Незнайка на Луне” (1965) (Слайд 12).

7. Кроссворд (Слайд 13).

– Следующее задание поможет вам вспомнить героев книг Носова о Незнайке и его друзьях-коротышках и узнать, о ком спели песенку малыши из Цветочного города на концерте.

 

  1. В костюме я строгом
    И с книжкой под мышкой.
    Меня ты узнай-ка.
    Конечно, я... (Знайка.)

(Проанализировать характер Знайки как положительного героя: трудолюбивый, воспитанный, любознательный, усидчивый, внимательный и т. д.)

  1. Два веселых друга
    Всегда будут дружить:
    Один будет лаять,
    Другой – говорить. (Пулька и Булька.)
  1. Берусь всегда за все дела,
    Немножко я зазнайка.
    Люблю командовать, приврать,
    Зовут меня... (Незнайка.)

(Проанализировать характер Незнайки как отрицательного героя: хвастливый, самоуверенный, невоспитанный, драчливый и т. д.)

  1. Главный врач в Зеленом городе. (Медуница)
  2. Поэт из Цветочного города. (Цветик)
  1. Люблю я конфеты,
    С вареньем батончик.
    Я хитренький, добрый.
    Зовут меня... (Пончик.)
  1. Художник из Цветочного города. (Тюбик)
  2. Малышка, которая придумала сажать арбузы. (Соломка)

– Какое слово получилось по вертикали? Давайте споем песенку про кузнечика, которую придумал Цветик.

8. Физкультминутка (дети поют песню “В траве сидел кузнечик” (2 куплета) (Приложение) и выполняют движения под музыку) (Слайд 14).

9. Задача (Слайд 15).

– А теперь зарядка для ума. Решите задачу:

Если на скамейку сядут малыши, то Медуница займет 3 см, Пулька 6 см, а Тюбик – 8 см. Уместятся ли они все, если длина скамейки 20 см?

10. Чтение главы 2.

– А теперь давайте прочитаем отрывок из книги Носова “Приключения Незнайки и его друзей”. (Чтение отрывка из главы “Как Незнайка был музыкантом”).

11. Беседа.

– Что было главное для Незнайки в музыке? (Громкое исполнение.)

– А что об этом думал Гусля? (Красота исполнения.)

– Умел ли играть Незнайка? (Не умел.)

– Как он говорил об обучении игре? (“Зачем учиться, я и так умею…”)

– Как вы думаете, как автор относится к Незнайке и к его игре на трубе? (С иронией.)

12. Инсценировка.

– С Незнайкой постоянно происходили какие-нибудь забавные истории. Одну из них мы сейчас увидим.

(Инсценировка отрывка из книги “Приключения Незнайки и его друзей”, глава “Как Незнайка сочинял стихи”).

13. Внимание, “черный ящик”!

– Кому из героев могут принадлежать эти вещи? (Учитель по очереди вынимает из ящика: градусник, очки, пластырь, гаечный ключ, конфету, кисточку, палитру) (Слайд 16).

 IV. Итог урока

– Вот и подошло к концу наше путешествие. Кто из героев вам больше понравился и почему? На кого из них вы хотели бы быть похожими?

– Ребята, мне показалось, что вы хорошо узнали героев Носова и полюбили их. Предлагаю вам закончить предложение: “Я люблю героев книг Носова, потому что они…” Незнайка много путешествовал, он даже побывал в Солнечном городе будущего. Ребята, как вы думаете, если бы Незнайка путешествовал по нашей стране, какой солнечный город он смог бы посетить? (Солнечный город-курорт Кисловодск) (Слайд 17).

– А теперь самое приятное: давайте подсчитаем жетоны и выберем команду-победителя и самых активных участников нашего путешествия (Слайд 18).

V. Домашнее задание

Придумать и рассказать (может быть, и нарисовать) о том, каким бы мог быть “Музей Незнайки и его друзей”, и какие в него можно поместить вещи (экспонаты).

Раскрасить Незнайку (Рисунок 1). Помните, что Незнайка любил очень ярко одеваться (Рисунок 2).

Приложение