Особенности работы на уроках обучения грамоте в классах КРО. Формирование и отработка навыков чтения на основе рабочей тетради

Разделы: Начальная школа


Классы коррекционно-развивающего обучения были созданы для работы с детьми имеющими диагноз ЗПР.

К сожалению, при приеме ребенка в школу мы не можем получить достаточных сведений из истории раннего развития ребенка, не знаем подлинного состояния его мозга:

поражен он пренатально, во время родов, или постнатально, не знаем, обусловлено ли это нарушениями эндокринной системы, интоксикацией или хроническими соматическими заболеваниями. Это вызывает определенные трудности в работе. Особенно сложно на первом этапе обучения детей, которым нужно пройти адаптацию в школьной среде. Тем не менее, по опыту работы мы знаем, что в большинстве случаев эти дети обладают сохранными возможностями развития интеллекта.

В благоприятных условиях нарушенные функции частично восстанавливаются, а иногда и полностью корректируются. Среди неуспевающих детей выделяется группа учащихся, воспитывающихся в двуязычных семьях. Безусловно, детям с языковым барьером, сложнее достичь нормативных требований обучения. Классы КРО создаются для того, чтобы помочь детям в решении проблем в обучении, тем более, что наполняемость класса в 10-15 человек позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Работая в классах КРО, мы пришли к выводу, что фронтальная работа с “Азбукой” не дает возможности в полной мере научить ребенка читать и не позволяет учащемуся в должной степени овладеть фонетической стороной речи. Для решения этой проблемы была разработана тетрадь на печатной основе к учебнику “Русская азбука”.

При использовании этой тетради в работе у учителя появляется возможность контролировать и отслеживать деятельность учащихся во время урока, так как результаты фонетического анализа наглядно видны как учителю, так и учащемуся. Кроме этого в тетрадях ведется лексическая работа и работа по развитию мелкой моторики, проводится логопедическая работа (скороговорки, чистоговорки) и работа по развитию памяти и внимания.

Разнообразие содержания страниц позволяет учителю проявить индивидуальность и творческий подход, использовать в своей работе разнообразные методические приемы.

Тетрадь построена таким образом, что на одном уроке дети пользуются различными видами деятельности, причем виды деятельности постоянно меняются. Так дети выделяют из слова новый звук и тут же штрихуют квадратик, обозначающий гласный звук. В этот момент происходит смена речевой деятельности на мыслительную и мышечную, развивающую мелкую моторику кисти руки. Мышечную деятельность ребенок сменяет на мыслительно-речевую, так как упражняется в восприятия звука. Для этого ученик анализирует на слух ряд слов, предложенных учителем. далее дети печатают изученную букву. Так же на уроке учитель знакомят малышей с веселыми стихами и просит в каждой строчке найти изученную букву и подчеркнуть ее. Оставшееся время можно использовать для развития мелкой моторики. С этой целью в пособии предусмотрены рисунки, которые можно раскрашивать цветными карандашами, а так же наносить штриховку в заданном направлении.

На каждой странице присутствуют скороговорки и чистоговорки, которые могут быть использованы во время дополнительной паузы на уроке, чтобы отработать артикуляционное произношение учащихся.

Помимо этого в пособии (см. Приложение) предусмотрен большой объем дополнительных материалов, в том числе для дополнительного чтения, развития орфографической зоркости. Все стихи ритмичны и легко учатся. Их можно использовать для заучивания классе.

См. далее Приложение