Музыкально-познавательная игра "Музыка – сердце России"

Разделы: Музыка


Цель: Приобщение обучающихся к музыкальной культуре России.

Задачи:

  • Закрепить знания обучающихся о классической музыке, народных инструментах, песнях военных лет.
  • Развивать интеллектуально-познавательные способности.
  • Воспитывать чувства гражданственности и патриотизма средствами музыки.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись военных песен, карточки с числами, доска с нотами-заданиями, фонограммы песен.

Ход занятия

Учитель. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады видеть вас на музыкально-познавательной игре “Музыка – сердце России”. Музыка занимает в нашей жизни большое место. Она звучит повсюду: в передаче по радио и телевидению, в театре и в концертном зале. Наверное, каждый из вас задавал себе вопрос: “Что же такое музыка?” Древние философы утверждали, что музыка – это величайшая сила. Она может заставить человека любить и ненавидеть. Она помогает поднять настроение, поддерживает в трудную минуту.

Музыка – это всегда что-то новое, неповторимое, таинственное, вызывающее восхищение. Она передается от сердца к сердцу. С помощью музыки воспитываются такие чувства, как гордость за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. И сегодня я предлагаю вам вспомнить замечательных композиторов, исполнителей, лучшие произведения, которые вошли в музыкальную историю нашей страны.

В игре принимают участие две команды.

  • Команда “Золотой ключ”
  • Команда “Серебрянный ключ”.

Познакомимся с правилами игры. Игра состоит из трех туров. Время каждого тура ограниченно. По истечении времени прозвучит звуковой сигнал.

1 тур: Теоритический
“Музыка в вопросах и ответах”

Состоит из трех категорий: “С классикой в ладу”, “Народные инструменты”, “Песни опаленные войной”.

Рис. 1

Каждая категория содержит 5 вопросов. Каждый вопрос оценивается баллами. Чем больше баллов стоит нота, тем сложнее вопрос. Команды по очереди выбирают категорию и номер вопроса. Прежде чем начать игру, послушайте вопрос, и той команде которая первой даст правильный ответ, будет предоставлено право начать игру.

Один из трех китов в музыке? – (песня, танец, марш)

Сектор № 1.
“С классикой в ладу”

С самых далеких времен нашу Отчизну, прославляют поэти и музыканты. Далеко за пределами нашей Родины известны такие имена, как Чайковский, Мусоргский, Шаляпин, Глинка и многие другие.

Вопросы:

  1. Полная фамилия композитора Римский – …? (Римский-Корсаков)
  2. Как называется торжественная государственная песня? (Гимн)
  3. Какой великий русский композитор написал несколько балетов и стал новатором в области балетной музыки? (Чайковский)
  4. Великий русский певец-бас? (Шаляпин)
  5. Какой русский композитор, проживая вторую часть своей жизни в США, в годы Великой Отечественной войны отдавал деньги от своих концертов в пользу Красной Армии? (С.В. Рахманинов)

Сектор № 2.
“Народные инструменты”.

Важной составляющей традиционной музыкальной культуры каждого народа являются музыкальные инструменты. Многие из них уникальны и неповторимы. Есть такие инструменты и у нашего народа.

Вопросы:

  1. Если я пуста бываю, про тебя я забываю,
    Но когда несу еду – мимо рта я не пройду.
    (Ложка)
  1. Треугольная доска, а на ней три волоска,
    Волосок тонкий, голосок звонкий.
    (Балалайка)
  1. На этом инструменте часто играли пастухи. Это пастуший… (Рожок)
  1. От калитки до калитки натянуты стальные нитки.
    Под нитками – яма, в яме – гамма.
    (Гусли)
  1. Инструмент, получивший название по имени древнерусского певца-сказителя. (Баян)

Сектор № 3.
“Песни опаленные войной”

На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины. Особенно дорогой ценой досталась нашему народу победа в Великой Отечественной войне. Это были годы мужества, беззаветной любви к родине. И конечно же неизменной спутницей в борьбе с врагом была песня, которая согревала сердца воинов своей искренностью, глубокой человечностью.

Вопросы:

  1. Песня написанная композитором А.В.Александровым, на стихи В.И.Лебедева-Кумача в 1941 году. Она прошла все испытания вместе с советскими воинами к победе. (“Священная война”)
  2. Одна из самых любимых песен в годы Великой Отечественной войны. Она звучала не только по нашей стране, но и по всему миру. Ее именем назвали на фронте реактивные минометы – грозное для врагов оружие того времени. (“Катюша”)
  3. История этой песни начинается в 1940 году. Но это была песня мирных дней. В 1942 году по просьбе Клавдии Ивановны Шульженко был написан другой текст песни. Строчи пулеметчик за его самую дорогую, близкую и любимую женщину. За горе, страдания, за разлуку с которой он будет мстить врагу. О какой песни идет речь. (“Синий платочек”)
  4. В 1942 году шла съемка фильма “Два бойца”, постановка которого сопровождалась только симфонической музыкой. Но по ходу съемки режиссер почувствовал, что без песни не обойтись, не получалась сцена в землянке. Он стал так ярко передавать чувства героев, их внутреннее состояние, что композитор сел к роялю и сразу, без остановки сыграл мелодию будущей песни. Быстро и удачно сложились на эту музыку и стихи. (“Темная ночь”)
  5. Эта песня написанна в 1943 году, слова Алексея Фатьянова, на музыку Соловьева-Седого. Перед уходом на фронт молодой воин предлагает девушке свое сердце, но девушка в шутку отвечает: “Когда вернешься с орденом, тогда поговорим”. Как называется эта песня ? (“На солнечной поляночке”)

Время первого тура истекло, мы переходим ко второму туру.

 2 тур: Практический
“Мелодии любимых песен”

Как и в первом туре, вам предлагается несколько категорий: “С классикой в ладу”, “Песни опаленные войной”, “Уголок России, отчий дом”.

Рис. 2

Вам необходимо по звучащему фрагменту назвать произведение. (Угадай мелодию).

 Сектор № 1.
“С классикой в ладу”

  1. Чайковский – Сцена из балета Лебединное озеро.
  2. Римский-Корсаков – Полет шмеля.
  3. Свиридов – Вальс.
  4. Хачатурян – Танец с саблями.
  5. Глинка – Увертюра к опере Руслан и Людмила.

 Сектор № 2.
“Песни опаленные войной”

  1. Смуглянка (муз.Новикова, слова Я.Шведова).
  2. В землянке. (сл. Суркова, муз. Листова).
  3. В лесу прифронтовом (муз .М.Блантера, сл. М.Исаковского).
  4. Эх, дороги. (сл. Ошанина, муз. Новикова).
  5. Давай закурим (сл.Френкеля, муз. Табачникова).

Сектор №3.
“Уголок России, Отчий дом”

  1. Уголок России,
    Отчий дом.
    (Песня из репертуара Валентины Толкуновой.)
  1. Прости, Земля
    (Из репертуара группы “Земляне”, муз. В.Добрынина, сл. Л.Дербенева)
  1. Подмосковные вечера
    (Муз. Соловьева-Седого)
  1. Чистые пруды
    (Из репертуара И.Талькова)
  1. А я иду шагаю по Москве.
    (Из кинофильма “А я иду шагаю по Москве”)

3 тур: Творческий
“Споемте друзья…”

В третьем туре командам так же предлагаются три категории. В каждом категории под числами зашифрованны фразы из различных песен.

Рис. 3

Участникам разрешается открывать фразу по одному слову. Если команда угадывает песню по одному открытому слову, то получает 5 баллов. Если команда затрудняется дать правильный ответ, то она может открыть следующее слово и т.д., но количество баллов получает соответственно меньше. Если команда не угадывает песню, то количество баллов заработанное командой будет равно 0.

После этого все участники вместе исполняют один куплет из угаданной песни.

Сектор № 1.
“Песни опаленные войной”

  1. Песенка фронтового шофера.
1
2
3
4
5
Через реки горы и долины
  1. Огонек.
1
2
3
4
5
На позиции девушка провожала бойца

Сектор № 2.
“Уголок России, Отчий дом”

  1. Под крышей дома твоего.
1
2
3
4
5
Мы все спешим за чудесами
  1. С чего начинается Родина.
1
2
3
4
5
С хороших и верных товарищей

Сектор № 3.
“Песни из кинофильмов”

  1. Любимый город (сл.Долматовского, муз. Богословского из кинофильма “Истребители”)
1
2
3
4
5
В далекий край товарищ улетает
  1. Три танкиста (сл.Ласкина, муз. Покрасс из кинофильма “Трактористы”
1
2
3
4
5
На границе тучи ходят хмуро

Время третьего тура подошло к концу. Настало время подвести итог и подсчитать количество баллов набранное каждой командой.

(Награждение победителей.)

Вот и закончилась игра в которой мы окунулись в песенное прошлое и настоящее. Я думаю, что перед вами ожила и вновь прошла огромная эпоха, полная героики и романтики.

И нашу встречу хотелось бы закончить исполнением легендарной песни “Подмосковные вечера”, которая звучит на языках всей планеты. Именно, через эту проникновенную мелодию люди мира постигают характер русского человека, спокойствие и величие нашей страны, ее душевную глубину.

Исполнение песни “Подмосковные вечера”.