Реализация принципа исследования на уроках биологии

Разделы: Биология


Главная дидактическая цель: формирование навыков научного исследования.

Главная развивающая цель: развитие аналитического мышления.

Главная воспитательная цель: формирование личностно-эмоционального общения с природой.

Задачи урока:

  1. Формировать умения выделять и планировать этапы учебного исследования.
  2. Учить прогнозу предполагаемых результатов.
  3. Развивать умения и навыки коллективного поиска.
  4. Развивать умения межличностной коммуникации в рамках учебной ситуации.

Форма урока: проектная лаборатория.

Методы: частично поисковый, проблемный, практический, словесный, наглядный.

Приемы: прогнозирование, целеполагание, детальное изучение.

Источники информации: учебник, натуральные объекты (комнатные растения), гербарии, демонстрационные таблицы, мультимедийные ресурсы.

Прогнозируемый результат: учащиеся должны:

  1. Получить опыт исследовательской работы с предложенными источниками информации.
  2. Учиться сравнению, анализу, обобщению.
  3. Углубить знания о внешнем строении листа и функциях листа.
  4. Получить личностно-значимый материал.
  5. Получить эмоциональное удовлетворение от результатов деятельности.

 Проект урока

Этапы урока

Основное содержание

Формы организации работы, виды деятельности

Методические обоснования и рекомендации

Организационный момент

Проверка готовности к уроку, приветствие учителя.

Дежурный докладывает о готовности класса к уроку.

Во время приветствия важно обратиться к детям, как к исследователям. Этот прием изначально настроит детей на серьезный поиск.

Актуализация знаний детей о строении растений.

Работа над понятийным аппаратом по теме «Органы цветкового растения»

  1. расшифровка понятий;
  2. определение связей между понятиями;
  3. составление схемы.

Фронтальная работа с магнитным пособием на доске.

Использование магнитных стрелок и карточек с понятиями приносит несколько плюсов: 1. даёт детям право на исправление ошибок; 2. делает работу увлекательной, живой; 3. увеличивает скорость выполнения работы.

Целеполагание

Тяну зеленые ладошки, От солнца лучики по крошке Я собираю день-деньской, Труд, выполняя важный свой.

Кто или что является героем этого стихотворения? Что за зеленые ладошки тянут растения к солнцу? О какой важной работе намекает растение из стихотворения? Насколько важно как можно больше знать о растениях и почему? Какой орган растения в наибольшей степени участвует в процессе фотосинтеза?

Учитель читает стихотворение.

Фронтальная беседа, в ходе которой выявляется уровень знаний учащихся о строении и роли растений в природе и в жизни человека.

Использование поэтических строк придает уроку положительную эмоциональную окраску.

Главным итогом беседы должен стать вывод детей о роли растений в жизни всей планеты.

Определение темы

Давайте, ребята, вместе сформулируем тему нашего исследования на уроке, так, чтобы она выражала главные вопросы изучения.

Строение и функции зеленого листа

Выслушиваются предложения учащихся, выбирается наиболее точное определение темы.

Тема записывается на доске.

Важно выслушать все варианты, предложенные учащимися.

Полезно подвести детей к самостоятельному наиболее точному определению темы.

Примечательно: формулировки темы могут быть вариативными.

Планирование  хода исследования

Какие вопросы по этой теме вас интересуют, прежде всего?

Расположите вопросы в логической последовательности.

1. Как устроены листья? 2. Одинаково ли  они располагаются на стебле? 3. Что у листа внутри? 4. Какую работу и как выполняют листья? 

Дети задают вопросы (фронтальная работа). Дети работают в парах.

Вопросы записываются на доске.

Хорошо, если у детей появится большое число вопросов.

Уместно дать детям возможность доказать логичность своего плана.

Прогнозирование

Как вы думаете, на какие вопросы мы сможем получить ответ сегодня на уроке, а какие проблемы стоит отложить на будущее?

Фронтальная беседа.

Важно, чтобы дети поясняли свои суждения.

Определение источников знаний.

Какие источники знаний помогут нам решить поставленные задачи?

Натуральные объекты (живые растения, гербарии) учебник, дополнительная литература; демонстрационные таблицы; видеофильм; медиаресурсы.

Обсуждение в группах с последующим озвучиваем списка источников.

Будет неплохо, если учащиеся выберут из списка источников знаний основные и второстепенные.

Лабораторная работа «Внешнее строение листа»

Работа состоит из 5 частей:

I часть «Части листа» Знакомство с новыми понятиями: листовая пластинка черешок верхушка листа основание листа край листовой пластинки пазуха листа жилкование листа

Список понятий дается на доске. 

Работа в группах по инструктивным карточкам.

Оформление результатов исследования в виде рисунков с указателями, схем, таблиц (форма оформления выбирается детьми самостоятельно после обсуждения в группах).

 

Инструктивныекарточки составлены по принципу увеличения доли самостоятельности учащихся в постановке вопросов, в определении хода исследования и выбора способов оформления результатов исследования.

II часть «Типы жилкования листа» Выход на понятия сетчатое, дуговое, параллельное жилкования листа

III часть «Листья простые и сложные» Выход на понятия листья простые и листья сложные

IV часть «Способы прикрепления листьев к стеблю» Выход на понятия черешковые и сидячие листья.

V часть «Расположение листьев на стебле» Очередное, супротивное, мутовчатое расположение листьев.

Обобщение изученного.

Закрепление понятийного аппарата.

Прослушивание выступлений представителей групп по результатам исследования.

Просмотр мультимедийной презентации «Строение листа» (См. приложение 1)

В своих отчетах учащиеся могут использовать схемы, рисунки и т.п.

Использование презентаций активизирует ребят, позволяет мобилизовать их внимание.

Продолжение работы над новым материалом.

Постановка проблемного вопроса. Верно ли высказывание: «Растения – легкие планеты»?

Прослушивается выступление подготовленного ученика.

Просмотр CD «Экология. Общий курс», Новый диск, издательство мультимедиа «Образ»  

Выступление должно быть доступным, коротким и эмоциональным.

Использование медиаклипа позволяет наглядно продемонстриро - вать процесс фотосинтеза на молекулярном уровне. Такой приём можно использовать в качестве пропедевтики изучения данной темы в старших классах.

Подведение итогов.

На какие вопросы мы получили ответы в результате исследования?

На какие вопросы нам еще предстоит искать ответы на следующих занятиях, чтобы в большей мере понять, как листу удается выполнять свои функции?

Что у листа внутри?

Фронтальная беседа.

Хорошо, если дети смогут предположить, какое оборудование им понадобится, чтобы найти ответ на оставшиеся вопросы.

Определение домашнего задания.

Что надо будет сделать дома по минимуму? Проверить себя по вопросам учебника. При необходимости обратиться к текстам.

Что можно сделать по желанию? 1. Подготовить сообщения из дополнительных источников. 2. Составить сказки, загадки, написать стихи. 3. Оформить рубрику для сменного стенда «Это интересно» 4. Создать мультимедийную презентацию

Фронтальная беседа.

Важно учить детей умению определять содержание своей самостоятельной работы дома.

Инструктивная карточка к лабораторной работе «Внешнее строение листа»

I часть «Части листа»

  1. Рассмотрите гербарный материал. Обратите внимание на внешнее строение листьев.
  2. На какие части можно было бы разделить лист растения? Попробуйте дать названия этим частям.
  3. Обратитесь к учебнику. Найдите по оглавлению нужный раздел или тему. Выберите и прочтите конкретный текст. Сравните результаты своих исследований с научными данными.
  4. Зарисуйте лист любого растения в тетради, сделайте надписи к рисункам, используя новые понятия.

II часть «Типы жилкования листа»

  1. Рассмотрите листовые пластинки на свет.
  2. Сделайте выводы по наблюдениям.
  3. Попробуйте дать названия типам жилкования.
  4. Составьте схему с рисунками.

III часть «Листья простые и сложные»

  1. Рассмотрите гербарный материал.
  2. Распределите растения на две группы в соответствии с темой данной части работы.
  3. Проверьте своё решение по материалам учебника.
  4. Составьте схему – рисунок.

IV часть «Способы прикрепления листьев к стеблю»

  1. Рассмотрите побеги растений, найдите принципиальные отличия.
  2. Попробуйте классифицировать найденные отличия.
  3. Составьте схемы.

V часть «Расположение листьев на стебле»

  1. Рассмотрите побеги растений, найдите принципиальные отличия.
  2. Попробуйте классифицировать найденные отличия.
  3. Составьте схемы.