Развитие комптентности учителя современной гимназии в систме методической работы школьного методического объединения учителей

Разделы: Общепедагогические технологии


Современная ситуация в образовании требует комплексного изменения всех аспектов образовательного процесса (ОП): обновление образовательных программ, системы оценки, внедрение новейших технологий и пр. Центром преобразований стали участники ОП. В частности, стало необходимым изменение не только педагогических позиций учителя, но и принципов, стиля его управленческой деятельности.  Одним из передовых стилей управления является личностно-деятельностный подход, который предполагает, что учитель-управленец владеет теорией деятельности, имеет способности к рефлексии, имеет навыки организации организованной коммуникации. Преодолены этапы осознания различий между педагогикой и управлением, наступило понимание органического единства, нерасторжимости педагогических и организационных процессов, происходящих в школе. В этом случае функции педагога и менеджера уже не смешиваются, но успешно дополняют друг друга.
Вместе с тем возникают новые задачи по координации и интеграции педагогической деятельности   на уровне группы учителей, объединенных в методическое объединение. Суть этого этапа заключается в постепенном приобщении педагогов к ценностям и смыслам современной педагогики. Ведущая роль в этом процессе принадлежит руководителю методического объединения. Я являюсь руководителем методического объединения (МО) учителей предметов образовательной области. Естествознание МОУ "Гимназия №75" с 2002 года и считаю проблемы совершенствования системы методической работы центральными  вопросами своей управленческой деятельности. Считаю наиболее эффективным использование в своей работе принципов ценностного управления.
Под ценностным управлением мной  понимается процесс постепенного переосмысления целей образования всеми субъектами педагогической деятельности с последующей выработкой общей для всего коллектива духовной культуры, позволяющей педагогам в оценке своего труда руководствоваться не только традиционными критериями обученности детей, но внимательно фиксировать этапы их личностного  роста, происходящего по мере освоения ребенком иерархии ценностей.
Стратегическая задача выработки общей для всего коллектива МО духовной культуры обнажает специфический характер управленческой тактики. Очевидно, что инновации не могут быть навязаны сверху, но должны быть свободно приняты педагогами по глубокому внутреннему убеждению.
Первым шагом в решении этой задачи является пропаганда идей современной педагогики. Сложности этого этапа:

  • Неготовность педагогов к восприятию идей;
  • Традиционная ориентация учителя на зримые результаты деятельности (обученность, умения, навыки, знания)
  • Стремление части учительства уйти от мировоззренческих проблем образования (в силу различных причин, например, как закономерная реакция на идейный разброд последних лет).

В силу сказанного основными моими  принципами, как руководителя МО, являются: постепенность, этапность, дозированность информации. С самого начала управленец должен быть настроен на медленную кропотливую помощь учителю. Для руководителя МО чрезвычайно важно новыми глазами взглянуть на ежедневную, неброскую практику своих коллег. Этим достигаются  сразу два результата:

  • Выявляется  группа педагогов, интуитивно разделяющих инновационные позиции, следовательно, наиболее подготовленных к их восприятию;
  • Руководитель МО может способствовать повышению самооценки педагогов, раскрывая подлинный, глубинный смысл их деятельности.

Я убеждена, что помощь педагогу в осмыслении собственного труда и своего никем не заменимого места в культуре – важнейший атрибут вдохновляющего управления.
Второй шаг – мотивационный. Роль этого шага очевидна – нет более разрушительного процесса для личности, чем потеря смысла своей деятельности. Здесь необходимо  усилить в коллегах ощущение не напрасно проживаемой жизни, стимулировать обретение смысла собственной деятельности.
Другие  прикладные приемы (материальное и моральное поощрение) и способы руководства не отбрасываются, но дополняются и углубляются на мировоззренческом уровне, что соответствует мировой тенденции развития менеджмента.
На практике именно наличие общих, разделяемых коллективом ценностей  обеспечивает слаженность в работе. Примечательно, что в  случае достижения ценностного уровня управления, само управление как таковое почти незаметно, так как успех достигается не столько специальными управленческими действиями, сколько в результате солидарности и сплоченности людей, разделяющих общие педагогические позиции.  Но, конечно же, поддержание сплоченности  – важнейшая управленческая задача, требующая от руководителей постоянных  продуманных и взвешенных действий. А этот новый уровень рождает свои проблемы, например, опасность духовной эксплуатации и пр.
В системе организационного механизма  нашей гимназии методическое объединение  учителей предметов о.о. Естествознание является, на мой взгляд, уникальной структурной единицей, которая сочетает выполнение традиционных функций с решением задач, обусловленных гуманитарной направленностью учебного заведения.
Методические объединения в традиционном понимании:

  • Как правило, решают текущие вопросы обучения и воспитания;
  • Нацелены на достижение реальных практических результатов: обученность учащихся, сохранение и укрепление здоровья, внедрение современных педагогических технологий и т.п.;
  • Внедряют ряд небольших преобразований  в ОП традиционными средствами углубления  и расширения межпредметных связей;
  • Руководят самообразованием педагогов, осуществляют наставничество по отношению к молодым специалистам. Однако, даже самообразование педагога в рамках традиционных методических объединений  носит подчеркнуто утилитарный характер, поскольку нацелено на достижение наилучших учебных результатов учащихся в максимально сжатые сроки.

Если абстрагироваться от огромного количества более частных деталей в работе традиционного методического объединения, то очерченный круг проблем позволяет увидеть, что в центре внимания методического объединения  – зримые и осязаемые результаты обучения и развития учащихся. Это, конечно, очень хорошо, но, очевидно, что при таком подходе учитель превращается всего лишь в средство, в инструмент, который совершенствуется для достижения целей обучения и воспитания.  Так проявляется ущербность педоцентризма, учитель, проявляя педагогический альтруизм,  забывает о  развитии собственной личности.
В нашей гимназии методическое объединение учителей предметов образовательной области "Естествознание" ориентировано еще и на создание условий для личностного роста учителей, обогащая их идеями, для формирования целостного педагогического мировоззрения. Кроме прочего, наше МО:

  • Пытается решать  проблемы личностного роста учителей через проведение тренингов личностного роста, вовлечение в руководство научно-методической деятельностью учащихся, участие в коллективных и авторских инновационных проектах (при участии педагогов МО создано и опубликовано практико-ориентированное пособие "Создание культуротворческих ситуаций в современном гуманитарном образовании");
  • Расширяет панораму представлений учителя, постепенно выводя педагога за рамки узкопрофессиональной прикладной тематики. Для этого в нашем МО наиболее благоприятные условия – в составе объединения – учителя естественных предметов, каждый из которых представляет свою узкую прикладную систему знаний (физика, химия, биология, астрономия, физическая география);
  • Стимулирует самообразование педагогов преимущественно в гуманитарной сфере в соответствии с программой развития, что подтверждается результатами анкетирования педагогов;
  • Создает условия для естественного, органичного взаимообучения  педагогов.

В силу особенностей такого МО, происходят изменения в реализации классических управленческих функций.
В планировании:

  • Усиливается аспект целеполагания, придающий планированию стратегический характер. В результате возрастает ориентация педагогов на долгосрочную перспективу деятельности.
  • Появляется возможность более органично учитывать цели  естественнонаучного обучения и воспитания в соответствии с методами познания, что положительно отражается на качестве проведения внеклассных мероприятий, учебных занятий, способствует качественному развитию ключевых компетентностей обучающихся на уроках предметов естественнонаучного цикла.

Идейная общность педагогов МО гармонизирует учебно-воспитательный процесс в его конкретных проявлениях. Например, на уровне интеграции, проблематизации, систематизации.

  • Оптимальным документом планирования деятельности учителей МО является личный план методической работы педагога.   С учетом личных интересов и общих идей МО в оптимальном для каждого учителя режиме планируется  деятельность педагога, поэтапное развитие  его профессиональных компетентностей, творческий рост. На основе этих документов составляется план работы  МО, который помимо прочего, содержит этапы анализа, обобщения и распространения педагогического опыта педагогов МО, их инновационной деятельности.

В организации учебно-воспитательного процесса:

  • Работа МО над содержанием (структурирование и отбор) естественнонаучного образования преобразует ОП в соответствии с принципами гармоничности  и системности;
  • В соответствии с профилем ОУ согласованность педагогов МО позволяет осуществить гуманизацию и гуманитаризацию естественнонаучного образования в гимназии, формирование целостной картины мира и личностных смыслов.

В  контроле:

  • Специфика контроля состоит в нацеленности на отсроченные педагогические результаты, получаемые по косвенным  показателям (активное проявление педагогической позиции, готовность к инновационной деятельности и пр.
  • Оптимальной формой контроля становится заседание МО в форме педагогического консилиума, позволяющее видеть всех участников ОП в целом, оценить эффективность их взаимодействия.

Эффективность  системы методической работы  МО учителей предметов образовательной области Естествознание МОУ "Гимназия №75"  подтверждается показателями успешности педагогической практики и личностного успеха учителей МО.
Приведу выдержку из отчета о работе МО за прошлый год:

Информация о МО

Методическая тема МО: "Структурно-содержательное моделирование процесса развития компетентностей учащихся средствами предметов о.о. Естествознание".

Цель: эффективное и результативное развитие ключевых компетентностей обучающихся средствами предметов о.о. Естествознание.

Задачи:

  • Создание оптимальных условий для развития компетентностей учащихся на уроках предметов о.о. Естествознание и дополнительного образования.
  • Корректировка деятельности учителей предметов о.о. Естествознание  по развитию компетентностей учащихся, организация  их  методического взаимодействия, вовлечение в инновационную деятельность гимназии.
  • Разработка критериального аппарата по отслеживанию эффективности и результативности процесса развития компетентностей учащихся в процессе изучения предметов о.о. Естествознание.

В составе МО   работают 8 человек (2 – декретный отпуск).

ФИО

Пед. стаж

Категория

Награждения

Методическая тема

1. Сабирова Р.Р.

15 лет

высшая

Грамотой Министерства Образования России Структурно-содержательное моделирование и реализация процесса развития компетентностей учащихся на уроках физики.
2. Вирютина М.В.

14 лет

Высшая

Грамотой УО Администрации Омской области Развитие ключевых компетентностей обучающихся средствами предмета биологии
3. Волошина В.В.

2 года

вторая

  Декретный отпуск
4. Блинова С.А.

4 года

9 разряд

  Формирование ОУУН у школьников второй образовательной ступени средствами предмета биологии.
5. Ремаренко Е.Г.

17 лет

первая

Грамотой УО Администрации г. Омска Декретный отпуск
6. Борисенко М.Д.

46 лет

первая

"Отличник народного просвещения" 1973, "Ветеран труда",1986. Деятельность учителя по созданию условий для достижения современных целей образования при изучении географии.
7. Кузьменко Т.В.

23 года

высшая

Грамотой Министерства Образования России Актуализация практической направленности преподавания химии в классах гуманитарного профиля.
8. Разумович Ю.В.

6 лет

первая

Грамотой УО Администрации г. Омска Актуализация практической направленности преподавания химии в классах предпрофильного обучения.

Квалификация педагогов МО

Так же пополняется  банк методических разработок педагогов МО. В этом году в него добавились:

  • Обновленные задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по физике, химии, биологии, астрономии, экологии  Сабировой Р.Р., КузьменкоТ.В., ВирютинойМ.В., Разумович Ю.В.;
  • Выступления на Международных Чередовских чтениях, публикации в сборнике статей – «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках физики в гуманитарной гимназии» – Сабирова  Р.Р,  «Реализация технологии проектного метода при обучении химии в основной школе» Разумович Ю.В.;
  • Материалы Открытого Всероссийского конкурса «Мои инновации в образовании» – Сабирова Р.Р., в номинациях «Управление образовательным процессом», «Образовательные технологии»;
  • Модель учебно-методической среды кабинета представленная  на городской конкурс «Моя методическая  коллекция»  – Сабирова Р.Р.;
  • Статья «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках физики в гуманитарной гимназии», опубликована в итоговом комплекте материалов (книга тезисов статей и CD-ROM) Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», издательского дома «Первое сентября».

Успехи учащихся также подтверждают эффективность системы методической работы учителей  МО.
Несмотря на гуманитарную направленности нашей гимназии, благодаря работе педагогов МО по вовлечению учащихся в исследовательскую работу, реализации принципов личностно-деятельностного подхода, учащиеся гимназии ежегодно участвуют в олимпиадах по физике, химии, биологии, астрономии,  географии, причем число участников ежегодно растет. В  традиционно проводимом в гимназии Дне науки в работе секции "Естествознание" принимает все большее число участников.
Традиционные показатели – качество знаний, успеваемость за последние два года возросли в среднем на 18% по всему циклу естественных наук.
В конце прошлого учебного года при определении профилей дальнейшего обучения 30% выпускников 9 классов избрали информационно-технологический профиль, где физика – один из профилирующих предметов, и 27% выпускников гимназии поступили в вузы медицинской и технической направленности, вступительными экзаменами в них, кроме прочих, были физика, биология, химия.

В этом учебном году наши учащиеся показали результаты:

  • на олимпиаде по биологии заняли 7 призовых мест в окружном туре олимпиады,  2 первых места в городском и 1 место в областном этапе;
  • по химии– 3 место в окружном туре;
  • по физике – 3 место в городском туре;
  • по астрономии – 3  призовых места в окружном туре олимпиады;
  • команды 10, 8, 7 классов участвуют в дистанционной Всероссийской олимпиаде по физике, имеют неплохие шансы на призовые места;
  • учащиеся 10, 8 классов направили свои работы в адрес жюри Всероссийской заочной олимпиады "Авангард".

Под руководством педагогов МО наши гимназисты приняли участие:

  • V Городские научные чтения "Омск вчера, сегодня, завтра", секции "Природные ресурсы" и "Медицина и человек";
  • Ломоносовский турнир – 4 место по физике;
  • городской естественнонаучный биатлон, команда набрала максимально возможное количество баллов на станции "Химия";
  • ГНПК школьников и учащейся молодежи в секциях "Физика", "Биология" – 2 лауреата, рекомендованы к участию в областном этапе конференции.