Урок литературы в 7-м классе. Тема: "Серебряные звоны" (по роману А.К. Толстого "Князь Серебряный")

Разделы: Литература


Тип урока: урок-образ: общее знакомство с произведением.

1 модуль.

Учащимся раздаются карточки со словами эпиграфа к роману.

Каждый из вас получил карточку с одним единственным словом. Как и когда вы встречались с этими словами, слышали их или произносили сами, держали в руках предметы, называли явления, испытывали чувства?

Обсуждение

Посмотрите, у каждого нашлось своё воспоминание, они не связаны друг с другом, очень разные, очень личные. Но я попытаюсь соединить их магической серебряной нитью.

Дети нанизывают карточки на нить.
На доске открывается эпиграф романа:

А тут рабское терпение и такое количество пролитой дома крови утомляет душу и сжимает её печалью. И я не стал бы просить у читателей в своё оправдание ничего другого, кроме позволения не ненавидеть людей, так равнодушно погибающих.

Тацит.

Летопись. Книга 16 (лат).

Как видите, серебряная нить оказалась магической. Перед нами эпиграф к роману А.К. Толстого “Князь Серебряный”. И такие знакомые, казалось бы, слова заиграли новыми красками, зазвучали по-другому. Через тысячи лет Толстой услышал мольбу римского учёного Тацита “не ненавидеть” и взглянул на трагическую и кровавую страницу русской истории. Что увидел он там: равнодушно погибающих жертв и равнодушно погибающих палачей.

Все они пройдут пред нами: князья и бояре, холопы и разбойники.

“Многое доброе и злое, что как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и тёмных недрах минувшего” - этими словами заканчивается роман “Князь Серебряный”. При чтении этого романа у нас бьётся сердце, потому что мы знаем, что прежде и мы принадлежали к этому миру.

Внимание детей обращается на витрину с серебряными предметами: колокольчик, кинжал, подсвечник, зеркало и т.д.

Перед вами серебряные предметы – они разные, они не похожи друг на друга, как не похоже бывает и само серебро. Оно бывает светлым, ясным и чистым, отражающим мир подобно зеркалу. Бывает мутным, почерневшим, но приложи усилия, и оно вновь засияет и заблестит. Этот драгоценный металл ценился людьми издавна. И к нему всегда было двоякое непростое отношение. В материальном отношении серебро дешевле золота, но металл этот почему-то всегда считался более благородным, более чистым. В названии книги, которую мы с вами открываем сегодня, два слова соединяясь, издают мелодичный звон: вслушайтесь – Князь Серебряный. Изящная ненавязчивая аллитерация – и как будто серебряный колокольчик зовёт нас в дорогу. Давайте же последуем за ним.

2 модуль: рациональный образ всего произведения – символ – выход на ассоциативную схему-действие.

Рассказ – составление ассоциативной схемы: (оглавление романа)

Серебряный – это слово будет обозначать не только фамилию главного героя. Эпитет “серебряный” свяжет для нас весь сюжет романа единой нитью.

Мы слышим серебряный “звон” - это возвращается из далёкой Литвы князь Никита Серебряный, и за звонкими песнями селян слышит он впервые это страшное слово 1. “Опричники”. Он ещё не знает, что это новые его враги, но с радостным удивлением встречает здесь и других людей, которых назовёт 2. “Новые товарищи”. 3. “Колдовство” на мельнице – и как струна звенит влюблённое сердце Вяземского. А 4. “Дружина Андреевич и его жена” ещё не слышат этот звон копыт Серебряного. И не догадывается прекрасная Елена, что этот звон сулит ей скорую 5. “Встречу”.

Мы вглядываемся в серебряный “ручей” - разделивший всю страну на две части, в одной из них Дружина Андреевич оказывает Серебряному 6. “Приём”, а в другой стороне, в 7. “Александровой слободе” - уже ждёт его государь Иоанн Васильевич. Попадёт Никита Романович здесь и на 8. “Пир” и на 9. “Суд”. И поймёт, что серебряный ручей разделил не только страну, но и семью, и по разные стороны ручья, как по разные стороны добра и зла оказались 10. “Отец и сын”.

Ах, снять бы с себя это наваждение – как серебряный “перстень” с руки. И не видеть этого 11. “Ночного шествия”, и не слышать этой 12. “Клеветы”. А как покатится перстень с руки, появится перед князем 13. “Ванюха Перстень и его товарищи”, и так замелькает всё перед глазами, что не поймёшь, где разбойник, где друг, где пощёчина, где 14. “Оплеуха”, а где 15. “Поцелуйный обряд”.

Серебряный “блеск” замутит взор и 16. “Похищение” станет главным средством любви. И 17. “Заговор на кровь” - не спасёт. 18. “Старый знакомый” - не узнает. 19. “Русский человек добро помнит” - так блестит вновь начищенное серебро. И 20. “Весёлые люди” отражаются в этом блеске.

Но острым лезвием серебряного “ножа” близится развязка. Сладкая 21. “Сказка” не обманет. 22. “Монастырь” не скроет. 23. “Дорога” никуда не приведёт. Готовятся к 24. “Бунту станичники”. Идёт 25. “Приготовление к битве”.

И серебряный “крест” на шее – единственное спасение для людей. Обменяйтесь крестами, всё равно с другом или с врагом. 26. “Побратимство”. 27. “Басманов” 28. “Расставание” близко. И крест – это всего навсего часть тюремной решётки. 29. “Очная ставка”. И когда чистое серебро не спасает – остаётся лишь 30. Заговор на железо.

“Князь” Серебряный уповает на 31. “Божий суд”. И последние проблески надежды 32. “Ладанка Вяземского” и 33. “Ладанка Басманова”. Ведь и Вяземский тоже князь. И за 34. “Шутовским кафтаном” не спрячешь страданий. И незаметной игрой одной лишь буквы слово князь превращается в 35. “Казнь”.

Но когда кажется, что нет больше сил, чтобы пережить все эти страдания, с неба проливается серебряный “дождь”. Он и есть возвращение и прощение. И пусть не скоро слово слобода опять обретёт истинный смысл – свобода, но последнее свидание героев – залог того, что свобода не в столице и не в слободе, не на войне и не в монастыре, не в голове и даже не в сердце, она либо есть у тебя в душе, либо нет! А у русского человека она есть всегда. Только ищет он её не в душе, и не в голове, и даже не в сердце, а на войне или в монастыре, в слободе или в столице, а чаще всего в Сибири, отправляя туда посольство Ермака. 36. “Возвращение в Слободу”. 37. “Прощение”. 38. “Выезд из слободы”. 39. “Последнее свидание”. 40. “Посольство Ермака”.

3 модуль: личностное осмысление.

Каждый герой романа так или иначе становится перед выбором. А какой выбор сделали бы вы?

Никита Серебряный совершает множество поступков, неосторожных, неосмотрительных с точки зрения обывательского благоразумия. Но каждый его шаг проникнут чувством справедливости. “Мне нельзя не ехать. Не могу хорониться один от царя моего, когда лучшие люди гибнут”.

Никита Романович идёт в конце концов против государя.

Максим Скуратов идёт против отца. Кто из вас мог бы поступить так же?

Елена разве не должна была оставить всё во имя любви и спасти Серебряного? А как поступили бы вы на её месте?

4 модуль: действие – диалог, встреча с персоной.

Три вопроса задаст вам этот человек и всего три вопроса зададите ему вы.

(Театрализованный диалог автора романа и учащихся: один из учащихся одевает элементы костюма автора и задаёт одноклассникам вопросы по содержанию урока, затем учащиеся задают вопросы ему)

5 модуль: актуальный разговор - возвращение к теме урока.

Нам с вами предстоит прочесть удивительную книгу. И если ваша душа откликнется серебряной струной на переживания героев, если чистая слеза прольётся над страданиями книжных персонажей, значит Истина, которую ценил Алексей Константинович Толстой превыше всего – торжествует, и история становится частью нас с вами, а мы становимся частью истории.