Авторский урок чтения во 2-м классе. Тема: «Зима. С.Маршак "Белая страница"; В.Бианки "Книга зимы"»

Разделы: Начальная школа


Цель урока: совершенствовать знания о творчестве С. Маршака и В. Бианки; активизировать внимание учащихся на значимости роли природы в их произведениях.

Задачи:

  • Образовательные:
    • проконтролировать степень усвоения знаний, полученных на предыдущем уроке;
    • познакомить с изменениями в природе, происходящими зимой;
    • расширить представления детей о животных.
  • Развивающие:
    • формировать внимание, умение сравнивать, размышлять;
    • способствовать развитию речи.
  • Воспитательные:
    • воспитывать бережное отношение к животным, к природе, умение внимательно и доброжелательно слушать товарищей.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

I. Вступительная беседа

– Где вы были на прошлом уроке?
– Что видели во время экскурсии?
– Что вам больше всего понравилось, запомнилось?
– Чем покрыты деревья, кустарники зимой?
– Какого цвета снег?

– Еще недавно уныло чернели голые, хмурые поля и леса. И вот наступила зима. И всё кругом бело. Зима, как художник, окрашивает пушистой белой кистью все вокруг. Деревья уже не кажутся голыми, они оделись в белый наряд, побелели и дорожки.

– Давайте вспомним стихотворение, которое выучили на экскурсии (И. Сурков “Зима”).

“Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело”.

– Снег всё сыплет и сыплет, а ветер кружит его, вздымает и гонит белым крутящимся вихрем. От холода прячутся в снег тетерева, рябчики, глухари. Снег служит надежным укрытием также для различных зверей. В густых еловых лесах спят медведи в берлогах. Медведь спит неспокойно: нет-нет, да и посмотрит зеленым глазом из отверстия в берлоге, затем повернется набок и опять спит. И ёж спит, его тоже засыпало снегом. Спит в глубокой норе барсук. Как тихо! Зимой не услышишь пение птиц. Теперь им не до песен. Многие улетели на юг, а те, что остались, забились в укромные уголки, попрятались от холода. Снегопады в лесу засыпали все сорные травы с семенами, поэтому и пожаловали к нам пернатые гости, поближе к жилью людей. Не забывайте каждый день насыпать корм в птичью кормушку. Воробьи, синицы, снегири прилетают к кормушкам. Особенно много воробьев.

– В лесу теперь очень тихо. Можно ходить иной раз целый день и не встретить ни одной живой души. Кажется, вымер лес. Но это только кажется.

– Посмотрите, сколько разных следов.

Рисунок 1

(Рисунок 1)

– Это следы зверей, птиц. Лес и сейчас живет интересной жизнью. Свои тайны он открывает тому, кто умеет внимательно читать книгу зимы.

II. Сообщение темы урока

– Давайте вместе совершим прогулку по зимнему лесу. А помогут нам в этом текст В. Бианки “Книга зимы” и стихотворение С. Маршака “Белая страница”.

1. Словарная работа

большая
распишется
гигантская
множество
таинственный
черточки
непонятные
огромная

– Найти слова, близкие по смыслу (гигантская, огромная, большая).
– Расположить эти слова по мере увеличения признака.

2. Чтение текста В. Бианки
– О каких “непонятных значках” и “таинственных буквах” говорит писатель?
– Почему они таинственны?

3. Чтение про себя с заданием: определить сколько частей в тексте

– Давайте представим, что перед вами лежит книга – белая, снежная книга зимы.

А. Мы открыли книгу. Так давайте прочитаем первую страницу этой книги – 1 часть.

Рисунок 2

(Рисунок 2)

– Как покрыл снег землю?
– На что похоже заснеженные поля и поляны?
– Какая разница между полями и полянами?
– Как расписывается тот, кто проходит по снегу?

Б. Чтение 2 части.

Рисунок 3

(Рисунок 3)

– А почему страницы чистые?

В. Чтение 3 части.

– А что это за “черточки, точки, запятые”?

Г. Чтение 4 части.

Д. Чтение 5 части.

– Посмотрите на рисунок. Чьи следы нарисованы?

Рисунок 4

(Рисунок 4)

– Вот через поляну тянется ровный следок, он будто по нитке выведен. В углубление от передней лапы лиса точно опускает заднюю. Проходя где-нибудь несколько раз, она аккуратно ступает в прежний след. По размеру след лисы похож на собачий.

Рисунок 5

(Рисунок 5)

– А вот совсем другие следы: впереди рядом 2 больших отпечатка, а затем один за другим 2 маленьких. Такой след оставляет после себя заяц. Заяц весь день сидит под кустом. Снег белый и заяц белый – его и не видно. А ночью поскачет заяц искать пищу: кору погрызет у деревьев, особенно он любит осину.

4. Выборочное чтение

– Как выглядят зимой поля и поляны?
– Какие они, если только что покрылись снегом?
– Когда покрываются белые поля следами животных?

III.

– Мы познакомились с писателем, который с любовью описал зимний лес. А теперь я прочитаю стихотворение С. Маршака “Белая страница”.
– Понравилось? Чем?

А. Чтение про себя.

– О чьих следах рассказывается в этом стихотворении?

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 1

Б. Чтение хором.

В. Чтение по частям.

IV.Обобщение.

– Что общего в произведениях В. Бианки и С. Маршака?
– С чем поэт и писатель сравнивают поляны, покрытые снегом?
– Как называется стихотворение С. Маршака?
– А как можно назвать эту страницу учебника?
– О чем говорят следы зверей и птиц на снегу? (Застывшая, кажущаяся мертвой, зимняя природа жива)
– Смеркается. На небе зажглись первые звезды. Застыл лес. Тишина. Но мы знаем: в лесу кипит жизнь со своими радостями, со своими маленькими бедами.

V.Домашнее задание.