Урок литературы в 11-м классе. Тема: "Личность и творчество. Романтический мир А.А. Блока"

Разделы: Литература


Цель урока: познакомить учащихся с атмосферой, в которой вырос Блок; показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока; показать особенности поэтики первой книги – “Стихов о Прекрасной Даме”.

Оборудование урока: портрет А.А.Блока, мультимедийный проектор, экран.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, с помощью слайдов, выразительное чтение стихотворений, их разбор.

Ход урока

Слайд 2. Вступительное слово учителя:

А.А.Блок – одно из ключевых имен русской литературы, который завершил поэтические искания всего XIX века и открыл поэзию XX века, соединив русскую классику и новое искусство.

Родился и воспитывался Блок в Петербурге, в дворянской профессорской семье. Семейная атмосфера, в которой он вырос, способствовала тому, что традиции классической культуры были неотделимы в восприятии Блока от понятия слова “дом”. Отец поэта – профессор Варшавского университета, мать – переводчица, дочь ректора Петербургского университета. Детские и юношеские годы поэта прошли в доме деда, он рос в обстановке Любви, заботы, среди литературы и музыки. В семье Бекетовых многие занимались литературным делом: дед был автором научных трудов, бабушка и ее дочери занимались переводами научных и художественных произведений.

Сам Блок начал писать рано, еще в пятилетнем возрасте, однако серьезное обращение к литературному творчеству приходится на годы окончания им гимназии и поступления в университет в 1898 году.

Слайд 3

На доске: вочеловечиваться – воипостаситься, делаться человеком, принимать вид, образ человека, естество его, воплощаться, вселяться в человеческое тело. (Словарь В.Даля)

Лирика Блока – “Трилогия вочеловечевания” Сам Блок говорил: “ Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в своем устремлении, как стрела прямой. Несмотря на все уклонения, сомнения, покаяния – я иду.”

На доске: вочеловечиваться – воипостаситься, делаться человеком, принимать вид, образ человека, естество его, воплощаться, вселяться в человеческое тело. (Словарь В.Даля)

- Каков путь поэта?

-Что, посредством своего творчества, хочет донести до читателя автор?

Слайд 4. А.А.Блок. Своеобразие лирики. Образ Прекрасной Дамы.

В начале 1900 – х годов произошли два события, которые повлияли на личную и литературную судьбу Блока – любовь и женитьба на Л.Д.Менделеевой и увлечение философскими трудами В.С.Соловьева. Появляется первая книга поэзии Блока – “Стихи о Прекрасной Даме” (1904 – 1905), поставившая автора в круг видных русских поэтов.

К.И.Чуковский говорил: “Он был Лермонтовым нашей эпохи. И у него была тяжба с миром, богом, собою, тот же роковой, демонический шок, та же тяжелость не умеющей приспособиться к миру души, давящей, как бремя”.

К.Федин отмечал: “Блок умер молодым, но странно ощутилось, что с Блоком отошла прежняя старая эпоха, та которая, дожив до революции, сделала шаг в ее владения, как бы показав, куда надо идти, и упала обессиленная тяжестью своего дальнего пути. Стало очевидно, что уже никто оттуда не сделает такого шага, если повторит его, в том не будет подобного мужества и подобной тоски о правде будущего, какие проявил А.Блок”.

Слайд 5, 6.

Русский романтизм оказал влияние на формирование эстетики символизма, которая заняла лидирующее место в поэзии. Желание пересоздать реальный мир, увидеть ирреальное в реальном, одиночество и устремленность к родственной душе, роковая невозможность достичь идеала, исповедальность – вот какие черты нашли свое отражение в лирике Блока, в первой книге “Стихов о Прекрасной Даме”, о которой он говорил: “ Стихи – это молитва, а поэт Апостол, слагающий их в “Божественном экстазе”, его вдохновение сродни вере”.

Слайд 7, 8, 9.

Знакомство с русской символистской поэзией произошло на первых курсах университета, Блок, как представитель молодых символистов, воспринял от Д.Мережковского и В.Брюсова поэтику намеков, оттенков и понятие символа как образа, воплощающего безграничную идею. Идеалистическое, религиозное отношение к действительности, идеи о порочности мира А.Блок воспринял у В.Соловьева – философа и поэта. Идея Мировой Души или Вечной Женственности, позаимствованная у немецких романтиков (Гете, Новалис…), которые все земное рассматривали через отношение к небесному, вечному, бесконечному. Более всего Блок воспринял тезис, что “в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, и любовь к миру открыта через любовь к женщине”. В этом духе и были написаны “Стихи о Прекрасной Даме”, а Спасительница Мира – София, Мировая Душа, Венная Женственность – идеал, предшественницей которого стала его жена – Л.Д.Менделеева. (Чтение стихотворения “Вхожу я в темные храмы…”)

- Какова интонация стихотворения?( Торжественно-молитвенная интонация)

- Кого ожидает лирический герой?(Ожидание чуда – появление Прекрасной Дамы, уводящей от бытового уровня в молитвенно-возвышенное состояние души)

- В каком облике предстает образ Прекрасной Дамы? (Образ религиозный - Богоматери, животворящего начала, при появлении которого в душе героя наступит гармония и вера)

Чтение стихотворений цикла и второй книги: “Мне снились веселые думы…”(1903); “Скрипка стонет под горой..”(1903); “Рассвет”(1903); “Осенняя воля”(1905).

Итак: выступает три образа героини – Душа Мира, в космическом плане; в религиозном Царица Небесная; в земном – возлюбленная.

Чтение и комментирование стихотворений: “Ты свята, но я Тебе не верю…” (1902);

“Тебя скрывали туманы..”(1902); “Она стройна и высока…” (1902); “Днем вершу я дела суеты…” (1902); “Я жду призыва, ищу ответа…” (1901).

Слайд 10.

“Стихи о Прекрасной Даме” Ответы на вопросы по прочитанным стихотворениям.

  1. Каков лирически герой? К чему он стремится?
  2. Что стоит за этим стремлением?
  3. Кому жаждет служить лирический герой?
  4. Что противостоит этому стремлению?
  5. Что ожидает поэт от своей Прекрасной Дамы?
  6. В образе кого появляется любовь героя?
  7. Для чего устремляется поэт в неизвестность и что хочет найти?

Слайд 11

Чтение стихотворения “Ушла. Но гиацинты ждали…”

Вопросы: Какие чувства переживает лирический герой этого стихотворения?

Каков образ его возлюбленной? Как он создается?

Какой цветовой ряд представлен в этом стихотворении?

Символичен или реалистичен образ героини?

Слайд 12.

Чтение стихотворения “Незнакомка”

Вопросы: Как построено стихотворение?

Что противопоставляется друг другу?

О Чем говорится в первой части стихотворения? Во второй? Какой образ возникает во второй части?

Что это за друг единственный?

О каких дальних берегах идет речь?

Что за сокровище в душе поэта?

Итог урока:

На основании подробного обсуждения двух стихотворений учащиеся должны сделать вывод об особенностях лирики А.А.Блока ( Цикл “Стихов о Прекрасной Даме” объединен одной темой, героями – это как “роман в стихах”: ожидание сменяется отчуждением, появление Прекрасной Дамы – несовместимостью путей земных и небесных, недостижимости мечты, предчувствием приближения “Вечной Женственности”, которая озарит и изменит мир.)

Домашнее задание: выучить наизусть наиболее понравившееся стихотворение А.А.Блока из цикла “Стихи о Прекрасной Даме”.

Приложение