Реализация программы краткосрочного психологического клуба "Мир для тебя" с целью формирования психосоциальной компетентности подростков

Разделы: Школьная психологическая служба


I. Пояснительная записка:

Актуальность:

Психосоциальная компетентность – это способность личности отвечать требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью. Это способность индивида к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в гибком и адекватном социальном поведении.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. рассматривает высокое качество образования через категории “здоровье, социальное благополучие, психологическая защищенность, защита прав личности”. Психосоциальная компетентность это основа пропаганды здорового образа жизни с точки зрения её физического, психического и социального благополучия.

Анализ работы с подростками, воспитывающимися в условиях детского дома, позволил выявить проблемы: низкая способность воспитанников к построению долгосрочных личных и деловых взаимоотношений в широкой социальной среде, преимущественно поверхностное и ситуативное общение и взаимодействие их с окружающими сверстниками и взрослыми.

В течение летнего каникулярного периода воспитанники детского дома отдыхают на летней загородной даче “Пчёлка”, расположенной в сельском поселении “Посёлок Молодёжный” Комсомольского района. На территории посёлка проживает 14 неблагополучных семей, стоящих на учёте в милиции, 9 несовершеннолетних из этих семей состоят на учёте в ПДН, основные причины постановки на учёт подростков – антиобщественное поведение. В МОУ СОШ сельского поселения “Посёлок Молодёжный” обучается 158 человек, из них – в возрасте от 12 до 16 лет – 87 человек. Анализ инфраструктуры данного населенного пункта показал, что в течение летнего каникулярного периода организованная занятость подростков ограничивается их трудовой деятельностью, занятиями в спортивных секциях и кружках, функционирующих на базе школы, спортивными соревнованиями. Этих условий недостаточно для полноценного развития и отдыха детей и подростков в летний период.

Таким образом, идея создания краткосрочного подросткового психологического клуба “Мир для тебя” вызвана причинами:

  1. Необходимость формирования психосоциальной компетентности подростков - воспитанников детского дома, и подростков, живущих в сельской местности как условия их полноценного психического и личностного развития.
  2. Слабая инфраструктура с.п. “Село Молодёжное”, не дающая подросткам возможности полноценной самореализации.
  3. Низкая способность воспитанников детского дома к построению долгосрочных личных и деловых взаимоотношений в широкой социальной среде, преимущественно поверхностное и ситуативное общение и взаимодействие их с окружающими взрослыми и сверстниками.

Программа работы клуба является авторской, она была утверждена педагогическим советом детского дома и получила рецензию кафедры психологии развития ФГОУ ВПО “Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет”.

Цель: формирование психосоциальной компетентности у подростков.

Задачи:

  1. Создать условия для раскрытия интеллектуальных, творческих и организаторских способностей подростков.
  2. Научить подростков приемам эффективного общения, способам самопознания и саморазвития, формам социально-приемлемого поведения.
  3. Вовлечь подростков в социально-значимую деятельность по пропаганде активной социальной позиции и здорового образа жизни.
  4. Сформировать социально - нравственные качества личности: самостоятельность мышления и действий, ответственность за сделанный выбор, интеллектуальную развитость.
  5. Профессиональное просвещение подростков в области профессий социального типа.

II. Основные этапы программы

1. Основная идея программы

Основная идея программы состоит в объединении “домашних” подростков и воспитанников детского дома для общей цели - самопознания, саморазвития, самосовершенствования в процессе социализации. При этом основой такого объединения выступает ведущая деятельность подросткового возраста - общение, а также материальные и моральные аспекты современной субкультуры подростков: предпочтительный стиль одежды, аксессуары, музыку, танцы, привычки, сленг, увлечения. В качестве основной формы работы выступает творчество во всех его проявлениях: активный и потенциальный креатив самих подростков, искусство кино, творческий подход современных рекламных компаний и т.д. Также особенностью программы является то, что подростки превращаются из объектов деятельности в её непосредственных субъектов. Учёт реальных интересов и потребностей подростков, а также работа по формированию этих интересов и потребностей отражается в содержании модулей программы работы клуба: “Я - подросток”, “Мой мир и мир кино”, “Реклама - двигатель... интеллекта”. Каждый модуль имеет свои детализированные цели, задачи, формы и методы работы.

Модуль “Мой мир и мир кино”: цель - приобретение навыков работы с реальностью на основе её чувственного восприятия и отреагирования.

Модуль “Я – подросток”: цель - формирование психосоциальной компетентности подростков в вопросах общения, социального поведения, саморазвития

Модуль “Реклама – двигатель... интеллекта”: цель - развитие интеллектуальных способностей и возможностей воспитанников; развитие творческого потенциала воспитанников.

2. Логика развития клуба

Работа клуба планируется на период с 30.06.2008 по 18.08.2008 г. и предполагает ряд этапов:

№ п/п

Название этапа

Сроки

Содержание работы

1

2

3

4

1

Организационный

30.06. – 6.06

  • Определение участников, актива, привлечение подростков из числа местного населения
  • Выработка системы правил и норм, традиций, символики
  • Знакомство с планом работы клуба
  • Входящая диагностика подростков

2

Основной

7.06 – 10.08

  • Реализация модулей программы: “Я - подросток”, “Мой мир и мир кино” “Реклама - двигатель... интеллекта”
  • Консультирование по запросам
  • Работа по созданию видеофильма

3

Итоговый

11.08 – 18.08

  • Презентация фильма
  • Подведение итогов работы клуба
  • Итоговая диагностика подростков

Реализация данных этапов происходит через различные виды и формы работы. Периодичность занятий - 3 раза в неделю.

2. Формы и методы работы по программе

Программы работы клуба включает три модуля, реализация которых происходит одновременно - “Я - подросток”, “Мой мир и мир кино” “Реклама - двигатель... интеллекта”, сквозной является работа по созданию фильма о подростках консультирование по запросам. Общим основанием подбора форм и средств является опора на реальные интересы и потребности современных подростков, а также использование методов арт - терапии.

Методы и формы работы по программе

№ п/п

Модуль программы

Методы работы

Формы работы

1

2

3

4

1

“Я - подросток”

  • Арт - терапия
  • Методы активного социально - психологического обучения
  • Элементы самодиагностики
  • Метод погружения
 
  • Тренинги
  • Психологические игры, ролевые игры, игры - драматизации
  • Дискуссии, брейн - сторминги
  • Психотерапевтические приёмы
  • Создание коллажей, плакатов, песен
  • Консультирование
  • Рубрика “В мире мудрых мыслей”

    2

    “Мой мир и мир кино”

    • Кинотерапия
     
  • Просмотр фильмов
  • Дискуссии
  • Психологическое просвещение
  • Психологическая диагностика

    3

    “Реклама - двигатель... интеллекта”

    • Коррекционно - развивающие методы
    • Арт - терапия
  • Приёмы развития всех когнитивных процессов
  • Поисковые упражнения, задания
  • Игры - соревнования, сюжетные, ролевые игры
  • Создание поделок из бумаги, работа с геометрическими формами

Особой, сквозной формой работы является создание подростками видеофильма о себе, своей жизни.

Этапы создания фильма:

  • Обсуждение идеи, создание сценария, распределение ролей.
  • Сбор фото и видеоматериалов в процессе занятий и повседневной жизни подростков.
  • Работа подростков-журналистов с взрослыми (педагогами, родителями).
  • Обработка фото и видео материалов, монтаж фильма.
  • Презентация фильма для всех участников.

4. Описание партнёрского компонента

№ п/п

Организация - партнёр

1

2

1

Отдел по молодёжной политике и спорту администрации Комсомольского района

2

Управление образования администрации Комсомольского муниципального района

3

ОВД ОДН Комсомольского муниципального района

4

ФГОУ ВПО “Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет”

5

Администрация сельского поселения “Посёлок Молодёжный”

6

МУЗ “Районная больница” сельского поселения “Село Хурба”

III. Итоги реализации программы краткосрочного подросткового психологического клуба “Мир для тебя”.

1. Аналитическая справка.

Участниками клуба стали 32 подростка. Из них: 18 человек – воспитанники детского дома, 14 человек – домашние подростки – жители с.п. “посёлок Молодёжный”; 19 девушек, 11 юношей; возраст подростков – 12–16 лет; 4 подростка состоит на учёте в ПДН, 3 подростка состоит на ВШК.

Характеристика состава участников клуба

Общее число подростков-участников

32

Воспитанники детского дома

18

Домашние подростки

14

Юноши

11

Девушки

19

Возраст

12 – 16 лет

Состоит на учёте в ПДН

4

Состоит на ВШК

3

Для работы клуба имелось всё необходимое техническое оснащение, диагностический инструментарий, материалы.

2. Жизнь и работа клуба

Организационная структура клуба “Мир для тебя” была представлена детским соуправлением: на первой организационной встрече были выбраны специалисты в различных областях, которые выполняли свои обязанности в течение всего периода работы клуба. Система соуправления: главный специалист, специалист по организации, специалист по информации, специалист по оформлению.

Был совместно создан Устав Клуба, который состоял из следующих параметров: права и обязанности руководителя Клуба, права и обязанности участников Клуба, ответственность руководителя и участников Клуба, условия приёма новых участников Клуба, правила работы Клуба, договор “Наше общение”. Такая система работы позволила каждому участнику внести свои предложения по организации, правилам и формам поведения. Это создало ситуацию значимости мнения каждого подростка, что является необходимым условием полноценной социализации в этом возрасте

Одна из традиций клуба – ведение “Летописи”, которая позволяла не только запечатлевать интересные моменты из жизни клуба, но давала возможность проследить, как менялись все участники с течением времени. В оформлении Летописи участвовали все: кто идеей, кто фломастером.

3. Психолого-педагогический мониторинг функционирования клуба

Психолого-педагогический мониторинг функционирования клуба осуществлялся по следующим параметрам: готовность подростков-участников к личностному саморазвитию, их способность к саморазвитию, уровень развития коммуникативных и организаторских способностей, уровень сформированность социально-нравственных качеств. Эти параметры отражают уровень сформированности психосоциальной компетентности подростков.

В целом, по всем измеряемым показателям наблюдается положительная динамика, что говорит об эффективности проведённой работы. Особую роль в оценке эффективности программы играет фактор времени, так как программа клуба рассчитана также на получение долгосрочного результата.

На основе полученных данных были составлены индивидуальные краткие психолого – педагогические характеристики на всех участников клуба и разработаны и практические рекомендации для педагогов по работе с ними.

Приложение 1

Приложение 2