Тема: "Подготовка к написанию сочинения с учетом требований к заданию с развернутым ответом"

Разделы: Русский язык, Литература


Цели:

  • Обобщить знания об особенности художественного стиля.
  • Совершенствовать навыки анализа текста.
  • Формировать умения обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.
  • Обучить учащихся написанию сочинения с учетом требований к части С ЕГЭ по русскому языку.
  • Воспитывать чувство любви, радости к жизни, чуткости и заботы по отношению к своим близким и окружающему миру.

Средства обучения: исходный текст, слайды с опорными таблицами, таблица с критериями, памятка для учащихся.

Ход урока

Эпиграф: Сочинение выпускника всегда должно быть показателем его гражданской зрелости, эрудиции… (Г.Т. Егораева)

Слово учителя: Каждый, даже самый беспечный выпускник волнуется перед экзаменом. Как сдать? И всего за 3 часа! Послушайте общение выпускников на страничке форума Интернета, посвященной сдаче ЕГЭ.

Вика: Кто сдавал ЕГЭ по русскому языку в прошлые годы, поделитесь опытом, а еще – шпаргалками-ответами, если такие есть!

Алекс: А мне так лучше кидайте на ящик шпоры сочинений для части С, нам сказали, что так как она творческая, за нее ставят самые высокие баллы!

Алла: Еще бы не ставили! Дома над сочинением неделю сидишь, а тут надо за три часа и часть А решить, и В, а еще и в оставшееся время успеть нарисовать что-то вразумительное в С. Какое там творчество, если текст порой такой попадается, что невозможно понять, о чем писать!

Бывалый: Выпускникам мой привет и сочувствие! Я вам как студент говорю: не паникуйте! Тексты все внятные, и если уж не совсем тупой, то в руки себя взять, пару проблем найти и поразмыслить над ними сможешь. Главное – не дергаться! Помогает, верняк! Я 18 баллов снял за третью часть!

Сегодня мы с вами продолжим работу по подготовке к ЕГЭ. Вспомним важные орфографические и пунктуационные правила, совершенствуем навыки анализа теста, познакомимся с требованиями к заданию С ЕГЭ. Но самое главное – усовершенствуем умение писать сочинения. Задание С – творческое, и именно оно показывает ваше стремление мыслить, заявить о своем видении мира, общества, человека.

На ваших партах лежит текст Б. Екимова. Внимательно прочитаем его, расставим пропущенные буквы, раскроем скобки и объясним орфограммы.

  1. Рано утром (в)потьмах поднимался я и брел к электричке, ехал в битком набитом вагоне.
  2. Потом – слякотный перрон…
  3. Городские зимние угрюмые сумерки.
  4. Людской поток несет тебя ко входу в метро.
  5. Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, по. . земных переходах.
  6. В ж. . лтом электрическом свете теч. . т и теч. . т м. . лчаливая людская река…
  7. К вечеру нагл. . дишься, наслушаешься, устанешь, еле бредешь.
  8. Снова – метро, его по. . земелья…
  9. Выбереш(?)ся оттуда, вздохнеш(?) и спешиш(?) к электричке, В ее вечерн. . толкотню, Бога моля, чтобы не отменили.
  10. Так и текла моя московская жизнь: (за) днем – день, за неделей – другая.
  11. (За)темно встанешь, (за)темно к дому прибьешься.
  12. Н. . чему не рад, даже зиме и снегу.
  13. Уже пош. . л декабрь, спеша к новогодью…
  14. Однажды вечером мне повезло (в)двойне: электричку не отменили и вагон ок. . зался не больно набитым.
  15. Уселся, газету ра. . вернул.
  16. Хотя чего там вычитывать: убили, взорвали, ограбили…
  17. Вечерний поезд, усталые люди.
  18. Зима, теснота, из тамбура дует, кто(то) ворчит…
  19. Глаза пр. . крыл, но задремать не успел: застрекотали рядом молоденькие девушки.
  20. слава богу, что о. . ходились без убогого, «короче». «прикольно».
  21. Обычная девичья болтовня: лекции, практика, зачеты – словом, учеба.
  22. Потом Новый год вспомнили, ведь он недалеко.
  23. – Подарки пора покупать, – сказала одна из них.
  24. – А чего дарить?
  25. И все дорого.
  26. – Ты еще подарки не приготовила?! – ужаснулась другая девчушка.
  27. – Когда же успеешь?!
  28. – А ты?
  29. – Ой, у меня почти все готово.
  30. Маме я еще осенью, когда в Кимрах была, купила домашние тапочки на войлоке, старичок продавал.
  31. Ручная работа, недорого.
  32. У мамочки ноги болят.
  33. А там – войлок.
  34. Ой, как мама обрадуется! – голос ее прозвенел такой радостью, словно ей самой подарили что-то очень хорошее.
  35. Я голову поднял, взглянул: обычная молоденькая девушка.
  36. Лицо живое, милое, голосок, как колокольчик, звенит.
  37. – А папе …
  38. У нас такой папа хороший, работящий…
  39. И я ему подарю…
  40. А дедушке…
  41. А бабушке…
  42. Не только я и соседи, но, кажется, уже весь вагон слушал счас. . ливую повесть девушки о новогодних подарках.
  43. Наверное, у всех, – как и у меня, о. . ступило, забылось дневное, (не)сладкое, а проснулось, нахлынуло иное, ведь и (в)правду новый год близок…
  44. Я вышел из вагона, торопиться не стал, пропуская спешащих.
  45. Дорога славная: березы да сосны сторожат тропинку; не больно холодно, а на душе вовсе тепло, сердце радуется.
  46. Спасибо той девочке, которую унесла электричка.
  47. А в помощь ей – малиновый чистый закат над черными елями, бормочущая во тьме речушка под гибким деревянным мостком, говор вдали, детский смех и, конечно, надежда.
  48. Так что шагай, человече…

(По Б. Екимову)

Ребята, давайте определим тему. О чем этот рассказ?

(О встрече с добрым, хорошим человеком. Об изменении настроения под влиянием хороших людей. О человеческих заботах и радостях.)

Выделите микротемы, связанные с темой.

  • Жизнь в сутолоке.
  • Счастливая повесть молоденькой девушки о новогодних подарках.
  • Обступило, забылось дневное, несладкое.
  • А на душе вовсе тепло, сердце радуется.

– Как вы думаете, какое утверждение не соответствует содержанию теста?

  1. Даже простые человеческие заботы могут сделать человека оптимистом
  2. Только окружающая природа может сделать человека радостным.
  3. Надежда на лучшее будущее поддерживает радость к жизни.
  4. Хорошее настроение другого человека может изменить пессимистический взгляд на жизнь.

В чем заключается основная мысль рассказа? Что утверждал своим текстом автор? (Хорошее настроение другого человека, встреча с добрыми людьми могут изменить пессимистический взгляд на жизнь. Надежда на лучшее, забота о близких могут сделать человека оптимистом.)

К какому стилю речи относится этот текст? Почему?

(Художественный стиль. Автор предает эмоциональное состояние героя: «ничему не рад, даже зиме и снегу», «нахлынуло иное», «На душе все тепло, сердце радуется». Использованы изобразительно-художественные средства: эпитеты – угрюмые сумерки, молчаливая людская река, малиновый закат, черные ели; олицетворения – текла жизнь, пошел декабрь, застрекотали молоденькие девушки, проснулось иное, унесла электричка, бормочущая речушка, березы да сосны сторожат тропинку; сравнения – как колокольчик, словно ей подарили что-то очень хорошее.)

Итак, обобщая ваши ответы, предлагаю опорную таблицу (проецируется через экран).

Художественный стиль речи 

Сфера применения Используется художественных произведениях
Задачи речи Нарисовать живую картину, изобразить то, о чем рассказывается, передать читателю чувства (эмоции), которые испытывает автор.
Стилевые черты Высказывание бывает конкретным, образным и эмоциональным.
Языковые средства Конкретные слова, слова в переносном значении, эмоционально-оценочные слова, предложения восклицательные, вопросительные, с однородными членами
Использование изобразительно-выразительных других стилей  
Эстетическая функция художественного стиля речи  

– Определите тип речи. Докажите свое мнение. (Повествование, в тексте повествуется об одном случае жизни, заставивший взглянуть в мир иными глазами. При этом выделяется несколько микротем. Ведущая часть речи – глагол. Частотны наречия места и времени. Синтаксис индивидуален – используется разные типы предложений)

III Формирование умений и навыков. Разноуровневое задание.

1-й базовый уровень.

  1. Из 4 предложения выпишите словосочетания разного вида.
  2. Определите тип односоставного предложения (7, 8)
  3. Найдите грамматическую основу 1предложения.
  4. Из 10-18 предложений найдите предложение с деепричастным оборотом.
  5. В последнем абзаце найди слово, используемое в значении другой части речи. (Спешащих – 44 предложение)

2-й уровень, повышенной трудности

  1. Из предложений 44-48 найдите предложение с обособленным членом.
  2. Составьте схему 45-го предложения.
  3. Определите вид 35, 46 предложения.
  4. Найдите грамматическую основу в 43 предложении, определите выраженность.
  5. В последнем абзаце найди слово устаревшей формы (человече – 48 предложение).

IV. Подготовка к написанию сочинения.

Учитель: Для успешного написания я вам предлагаю памятку «Советы учащимся» (проецируется через экран)

Что такое проблема? (Ответы учащихся: задача, которая требует решения; вопрос, поднимаемый автором в тексте)

Проблема – это сложный вопрос, требующий решения. А какие проблемы чаще всего рассматриваются в художественных и публицистических произведениях? (вывешивается таблица определениями проблемы)

  • нравственные;
  • экологические;
  • социальные;
  • психологические;
  • философские;
  • социально-психологические;
  • социально-философские;

Какую же проблему поднимает автор в данном рассказе? (Проблему восприятия окружающего мира человеком. Что может изменить отношение человека к окружающему миру?)

Учитель: Действительно, в своем тексте автор затрагивает проблему восприятия окружающего мира человеком. Определяя проблему нужно уметь правильно изложить ее. В этом вам поможет следующая табличка с клише (на доску вывешивается памятка с клише).

– Найдя проблему, тебе захочется подчеркнуть и ее актуальность. Для этого можно использовать следующие определения. Итак, проблемы, рассматриваемые автором, могут быть:

  • общественно-значимой;
  • злободневной;
  • животрепещущей;
  • актуальной;
  • жизненной;
  • насущной;
  • острой;
  • важной;
  • серьезной;
  • спорной;
  • неотложной;
  • основной;
  • глубокой;
  • назревшей;
  • неразрешимой;
  • наболевшей;
  • мучительной;
  • жгучей;
  • главной;
  • сложной.

Учитель: Следующий этап работы над сочинением – прокомментировать проблему. Комментарий – это рассуждение, а не пересказ. Исходя из выше изложенных определений к проблеме, подумайте о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться подобной проблемой.

Также возможны два способа изложения:

  1. От частных фактов к формулировке проблемы.
  2. От формулировки проблемы к комментарию.

Прокомментируем проблему нашего текста.

Выступления учащихся:

  1. Эта философская проблема заставила глубоко задуматься. Нерадостный человек? «За днем – день, за неделей – другая. Затемно встанешь, затемно к дому прибьешься. Ничему не рад…». Можно, наверное, эту всеобщую нерадостность объяснить сложнейшими проблемами времени, социума, государства. Может быть, нам всем надо научиться находить радости среди однообразных и трудных будней?
  2. Проблема, поднимаемая автором, заставляет читателя серьезно размышлять о том, почему с каждым днем человек становится хмурее, несчастнее. И почему человек перестает находить радость в окружающем его мире. Это скупость на радость нельзя объяснить только скучной повседневной работой, проблемами жизни. Человек стал черствее душой, не пытается понимать законов бытия. И такой человек опасен для общества.
  3. Проблема пессимизма, действительно все глубже проникает в нашу жизнь. И если спросить любого из нас, что нас сегодня обрадовало, мало кто вспомнит хоть одно радостное мгновение дня. «Ничему не рад, даже зиме и снегу» – говорить автор и сам не понимает, что происходит с ним, с другими. Этот текст помогает читателю переосмыслить свое отношение к окружающему миру, понять свое внутренний мир и призывает быть оптимистами.

Что же потребуется, чтобы выявить позицию автора?

Позиция автора - это ответ на поставленный вопрос в тексте. Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как он оценивает описываемую ситуацию, поступки героев? Наконец, каково мнение автора по поставленной проблеме? Отвечая на эти вопросы, , выполняется следующее требование к написанию сочинения. Возвращаемся к тексту и описываем авторскую позицию.

Ответы учащихся:

  1. Автор рассказа образно представляет суть проблемы, которая его волнует. Каждодневная толкотня, людской поток у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах не дает ощущать радость дня, оптимистично смотреть на жизнь. Автор считает, что все это бесконечно, но человек должен уметь радоваться даже среди «дневного, несладкого». Счастливая повесть молоденькой девушки перевернула взгляд на всю жизненную суету, окружающий мир, природу. Автор благодарен девушке за оптимистический дух, который перешел и другим». Наверное, у всех как у меня, отступило, забылось дневное, а проснулось, нахлынуло иное…» – пишет он. Он глубоко убежден, что хорошее настроение другого человека или встреча с добрыми людьми могут изменить отношение человека к окружающему миру.
  2. Я думаю, автор считает, что забота о близких, надежда на лучшее будущее делает человека оптимистичным. Можно радоваться и «славной дороге, и березам и соснам, что сторожат тропинку, малиновому закату, и бормочущей речушке». Душа услышит и детский смех, если есть надежда на завтрашний день. Нужно научиться и в мелочах жизни увидеть счастье и радоваться тому, что есть. Через описание разговора девушек автор четко изложил решение этой насущной проблемы и своего отношения к ней.

Ребята вы согласны с автором? Разделяете его мнение о том, что хорошее настроение другого человека, встреча с добрыми, заботливыми людьми, окружающая природа, забота о близких, надежда на лучшее будущее могут изменить пессимистический взгляд на жизнь и сделать человека оптимистом? В этой части вы даете свою оценку прочитанному. Если разделяете мнение автора, то ищите дополнительные доказательства: примеры из вашего жизненного или читательского опыта. Если не согласны с автором, то находите контраргументы. Подумайте, как вежливо возразить автору, как защитить свое понимание проблемы.

Давайте подумаем, какие примеры из жизни или художественной литературы вы могли бы привести в качестве доказательств согласия с автором.

Ответы учащихся:

  1. В жизни множество примеров, когда оптимистичный дух одного человека поднимает плохое настроение другого. Встреча с жизнерадостными людьми дают новый импульс для жизни, пробуждает надежду на лучшее. И поэтому в подавленные моменты мы тянемся именно к таким людям, в них находим опору, восстанавливаем свои силы. Забота о близких тоже поддерживает в нас интерес к жизни, радостное чувство. Ведь именно на доброте и любви держится земля. Надо любить и заботиться друг о друге, уважать, помогать тем, кто в беде, и радоваться вместе, когда приходит радость. Одинокие люди стараются найти себе друга, чтобы заботиться, хлопотать о ком-то. Потому что во время одиночества они понимают, в чем радость бытия, существования человека.
  2. В русской литературе тоже очень много утверждений, примеров тому, что надо радоваться тому, что имеешь. У другого человека не может быть и этого. Вспоминается герой рассказа И. С. Тургенева «Живые мощи» больная, прикованная к постели девушка Лукерья радуется каждому светлому дню, бабочке, залетевшей в ее хижину, зайцу, посетившему ее. И она довольна своей жизнью, даже отказывается от предложения барина показаться врачам.

V. Творческая часть урока.

– Ребята, а сейчас я предлагаю вам примерное сочинение, написанное учеником 11 класса. В роли эксперта приглашаю группу учащихся (группа состоит из 3-4 учеников) Задание: оцените в соответствии с критериями К1-К12. Заполните бланк, проставьте баллы. Будьте внимательны: аргументируйте каждую позицию.

(Остальная часть класса за это время работает над сочинением по исходному тексту, опираясь на задания к части С.)

Примерное сочинение.

Если спросить любого из нас, что нас сегодня обрадовало, мало кто вспомнит хоть одно радостное мгновение дня. Мы смутимся и попытаемся объяснить, что нам не до радости, сколько проблем приходится решать.
Да, жизнь сложна, но радость пушистого снега, синих вечерних сумерек – это то, что доступно каждому из нас, причем абсолютно бесплатно. Почему же человек не замечает красоту окружающего мира, не может находить радость в нем? Автор рассказа поднимает очень тонкую психологическую проблему – формирование культуры радости.
Своим рассказом он утверждает, что каждому человеку важно научиться находить радость в однообразных и трудных буднях жизни. Как эта молоденькая девушка. Ведь у нее тоже свои проблемы: зачет, практика, экзамен. Но заботливость ее делает счастливой. Сколько радости в ее счастливой повести о новогодних подарках, что у всех, кто невольно слушал, «проснулось, нахлынуло иное». Она одарила всех радостным чувством, оптимизмом. Автор показывает, что хорошее настроение другого человека, или встреча с добрыми заботливыми людьми вселяет надежду на лучшее, изменяет пессимистический взгляд на жизнь. Да, даже просто человеческие заботы и радости могут сделать человека оптимистом. А в помощь ей – малиновый чистый закат над черными елями, речушка, детский смех, надежда. Все то, что придает человеку силу и уверенность, радость бытия. С призывом обращается автор ко всему человечеству: «Так что и шагай, человече!»
Я недавно прочитал книгу Ф. Р. Вейсса «Нравственные основы жизни». В ней множество философских или просто житейских заметок. Так вот, в заметке «О счастье» написано: «Счастье – внутреннее состояние человека, которое не зависит от внешних факторов». Радость и счастье - равносильные понятия. Радостный человек не может быть несчастливым.
Почему же человек не может просто быть счастливым, радостным человеком, если зависит от внутреннего состояния?
Может быть, нужно учиться культуре радости. Мы привыкли стесняться радости: вокруг так много печали. Наша личная радость кажется нам эгоистичной, и мы скрываем ее. Не нужно скрывать радости! Так уж устроен мир: в нем есть и трагедии, и трудности, и враги, и месть, и агрессия. Но человек властен выбирать иной путь – путь радости. Заснеженная алая гроздь рябины, склоненные над тихой деревенской речушкой ивы, прохладная благодать березовой рощицы на окраине села – разве они не способны вселить в измученную современными ритмами жизни человеческую душу покой и истинную радость?
Русский писатель М. Пришвин прожил долгую жизнь во время адских лет революционной власти, репрессий – он остался в памяти людей как автор светлых рассказов о природе.
Это был принцип восприятия мира. Радоваться солнцу, новому дню, встрече с человеком; любить природу, дождь, снег, ветер, жару – вот основа долгой жизни. Чувство полноты жизни, радость бытия свойственно многим литературным героям. Они поддерживают оптимистически дух окружающих, возвращают к жизни. Например, образ Наташи в «Войне и мире». Она – сама душа радостного человеческого общения, душа ее открыта для всего мира. Девиз Наташи – жизнерадостность. И душевная драма А. Болконского преодолевается благодаря Наташе, что и доказывает правильность авторской позиции. И я с ним согласна. Ведь только светлый поэтический мир девушки помогает Андрею по-новому ощутить жизнь.
В нашей современной жизни тоже множество утверждений о том, что люди с искорками в глазах, с лучиком в сердце согревают людей своей добротой. И становится на сердце тепло и радостно. «Хорошо что, на земле хороших людей немало…»

Выступление творческой группы с анализом сочинения.

(Во время выступления экспертной группы учащиеся делают заметки, совершенствуют свои сочинения.)

VI. Домашнее задание.

Закончить сочинение по данному тексту.

Советы для выполнения задания «C» ЕГЭ – Приложение 1, Аргументация собственного мнения – Приложение 2.