Обобщение опыта по теме "Гражданско-правовое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Раздел I. Информационный

  1. Тема опыта: «Гражданско-правовое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»
    1.2. Визитная карточка педагога. (см. Приложение)
  2. Сведения о том, какими материалами представлен опыт работы.
    2.1. Описание опыта «Гражданско-правовое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»
    2.2. Литература
    2.3 Приложения
  3. Степень новизны опыта: усовершенствование имеющегося опыта работы классных руководителей общеобразовательных школ в обобщении теоретических знаний по гражданско-правовому воспитанию учащихся и их
    применению на практике
  4. Способ получения нового: опытничество (наличие опыта в педагогической деятельности, включает как деятельность для получения результата, так и результат);
  5. Содержательно-целевая направленность опыта: педагогические технологии
  6. Длительность функционирования опыта: 4 года

Раздел II. Технологический

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти». Плутарх

Вечная задача педагогики – воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня как никогда остро встаёт перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Начальная школа – это время формирования человеческой личности.

В процессе работы, направленной на развитие гражданского воспитания и правовой культуры школь­ников, должны решаться следующие задачи:

  1. воспитывать личность, осознающую достоинства человека, терпимость;
  2. формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путем;
  3. воспитывать гражданские чувства школьников: уважение к своему народу, тягу к месту своего рождения;
  4. формировать уважительного отношения к жизни, осознание права каждого на жизнь;
  5. формировать гражданственную позицию ученика: «Я - россиянин», «Я - амурчанин»;
  6. развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно-исторических традиций родного города, края, других народов

Основной целью гражданского и право­вого воспитания школьников является формирова­ние правосознания и правовой культу­ры учащихся, воспитание младших школьников в духе гражданственности, патриотизма.

Воспитание – процесс формирования духовных, нравственных, культурных ценностей общества у человека, группы лиц.

Воспитанность – качества человека, отличающегося хорошим воспитанием, умеющего себя хорошо вести.

Гражданин (словарь С.И. Ожегов) – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

Гражданин (учебник «Граждановедение») – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.

Вопрос о гражданском воспитании учащихся в современном обществе актуален всегда. Однако направления решения данной проблемы государство обозначило лишь в 2001 году (Федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 – 2005 годы»).

Всегда волнует вопрос не только, кем станут учащиеся, а главное – какими они будут. Как добиться того, что каждый ученик достойно нёс высокое звание гражданина своей Родины? Гражданско-правовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания учащихся.

Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль гражданско-правового образования граж­дан. Это вызвано усложнением экономических и политических процессов, социальных отно­шений, ростом ответственности человека за свою судьбу.

Гражданско-правовое образование предполагает созда­ние системы обучения и воспитания, направ­ленной на формирование правовой культуры личности. Ядром этой культуры является правосознание личности, включающее как системные научные знания о праве, правопорядке и его охране, так и эмоционально окрашенное оценочное отношение к праву и правопорядку и соответствующие ему установки. Однако правовая культура не ограничивает­ся лишь знаниями, оценками и установками, она шире, чем сфера сознания, так как включа­ет в себя непосредственные действия человека, его поведение (проявление законопослушания, уважения к праву, к закону) в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях; она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нор­мы права и не выходя за рамки закона.

Гражданско-правовое нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что "можно", а что "нельзя", каким образом надо поступать в той или иной жизненной ситуации. С первых шагов, которые ребе­нок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.

Приоритетное место отводится раскрытию ценностей гуманистической этики и формированию у учащихся нравственных цен­ностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведе­ния других людей с позиций добра и зла. Обла­дание правовыми знаниями способствует накоп­лению опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми.

Становление гуманистических ценност­ных ориентаций должно способствовать фор­мированию у младших школьников таких свойств личности, как:

  1. чувство собственного достоинства, уважение к себе;
  2. требовательность к себе, ответствен­ность;
  3. отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению;
  4. протест против любых проявлений наси­лия, стремление защитить свою честь;
  5. жизнестойкость, уверенность в себе;
  6. самообладание при промахе, ошибке;
  7. умение не падать духом при неудачах;
  8. умение радоваться жизни;
  9. вера в добро, в справедливость.

Может возникнуть вопрос: а надо ли вооб­ще изучать со школьниками младших классов гражданско-правовые нормы, может быть, достаточно целе­направленного нравственного воспитания? Из­вестно, что такая точка зрения также существует, однако с ней нельзя согласиться. При всей тесной взаимосвязи нравственных и правовых предписаний правовые нормы обладают своей спецификой, а их знание и усвоение личностью оказывает на нее дополнительное воздействие.

Знакомство учащихся с правовыми норма­ми позволяет более успешно решать задачу формирования нравственных свойств личности. Например, изучение систе­мы прав, предоставляемых гражданам, спо­собствует развитию чувства собственного до­стоинства, а изучение обязанностей - форми­рованию ответственности. Ознакомление с си­стемой запретов, определенных правовыми нормами, позволяет уточнить представления учащихся о зле. Угроза наказания (непосред­ственного или обращенного на родителей) мо­жет стать немаловажным фактором преду­преждения совершения детьми общественно опасных действий.

Гражданско-правовое воспитание имеет ярко выраженную практичес­кую направленность, способствуя адаптации младших школьников к новым формам жизне­деятельности и к новым социальным ролям.

Сегодня школа обязана обучать пра­вовой культуре, как учащихся, так и родителей. Учитель дол­жен формировать уважение к чужим правам и взглядам, проявлять терпи­мость и способность к компромиссам, а также уметь создать такую обстановку, в которой каждый ребенок чувствует себя личностью с ее индиви­дуальностью и неприкосновенностью. Школьников надо знакомить с механизмом правового регулирования общественной и личной жизни, их правами и обязанностями, учреждениями, в которые можно обратиться в случае нарушения их законных интересов.

Систематическая работа с учащимися по приобщению их к деловому режиму повышает общественную активность, укрепляет их гражданскую позицию. Все учащиеся имеют общественные поручения.

Гражданин! В этом слове – весомость, размах, высота.
Тот достоин его, чья душа пред Отчизной чиста.
Гражданин! Нет не титул наследный, а гордое званье:
В нём и совесть, и честь,
И родного народа признанье.
Т. Абдрахманова

Процесс взаимодействия семьи и школы я направляю на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность. В своей работе использую следующие формы работы:

  1. уроки мужества
  2. классные часы
  3. экскурсии в музеи
  4. анкетирования
  5. благотворительные акции «Вам защитники Отечества»
  6. часы общения
  7. внеклассные мероприятия
  8. конкурсы

Эти формы работы направлены на полноценное изуче­ние таких тем и разделов, как «Ты и твое право», «Ты и твоя ответствен­ность», «Права ребенка», «Преступление против чести и достоинства» и др.

В классе провожу мероприятия: «Корни моей семьи», «Традиции семьи», «Здоровый образ жизни» «Я маленький гражданин России» и другие, викторины «Колесо истории», «Счастливый случай», час общения «День пожилого человека», классный час «Любить свой город – значит быть ему полезным», турнир для любознательных «Амурск в вопросах и ответах» и другие.

Классные родительские собрания проходят с участием детей, например: «Отец – в воспитании ребёнка». Устраиваю открытые родительские дни, совместные праздники и развлечения. Организую выставки родителей и детей: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», «Хозяюшка», «Художница». Регулярно провожу праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «А ну-ка, мальчики», «Счастливый случай».

Использую наглядно- информационные формы работы: выставки детских работ по теме «Улыбка мамочки моей», «Мы с папой моим большие друзья», фотогазета «Счастливое мгновенье»

Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности, а любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам. Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка.

С первого класса на уроках и мероприятиях по гражданско-правовому воспитанию даю первоначальные представления о родном городе, крае, о Родине, знакомлю с понятиями «гражданин», «государство», «законы», «права и обязанности», «декларация прав ребенка», «государственные символы: герб, флаг, гимн».

На таких мероприятиях дети должны почувствовать, что они являются частью народа огромной страны, что они граждане России, россияне. Начинаю знакомство детей с малой Родины – города, где они живут, и постепенно подвожу к пониманию того, что город часть большой страны, а дети – жители России, граждане страны, у которого есть права и обязанности. Что нас объединяет и делает гражданами одной страны? Это общая территория, единый язык, законы.

На классом часе «Права и обязанности маленького гражданина» через различные виды работ детям были разъяснены понятия «права», «обязанности». Ученики, как граждане России имеют право на образование. Главная задача школы – вырастить из учеников достойных граждан своей страны. Главная задача школьников – старательно учиться. Решая проблемные ситуации, школьники уяснили, что кроме прав у них есть и обязанности. Они должны бережно относиться к своей школе и своему классу, стремиться внести посильный вклад в то, чтобы они были красивыми и чистыми. Школьники должны следить за своим внешним видом, поддерживать порядок на своём рабочем месте и соблюдать правила поведения в школе.

Отличительной чертой системы работы является её гуманистическая направленность. Она позитивно влияет на работу учащихся, на их поведение, стиль общения со сверстниками и взрослыми, на знания и общий кругозор.

Результат своей работы вижу в активном участии детей в школьных, районных, краевых, Всероссийских конкурсах направленных на гражданско-правовое и патриотическое воспитание.

Раздел III. Внедренческий

В. А. Сухомлинский в своей книге «Как воспитать человека» писал: «смысл патриотического становления заключается в том, что этот уголок на всю жизнь входит в душу, волнует как первый животворный источник, с которого каждый из нас начался…». Для каждого человека Родина начинается с чего-то малого и неприметного и до последнего дыхания остается с нами. Это наш родной уголок, воплощающий в себе живой образ нашего Отечества.

Через уроки и на внеклассные мероприятия я стараюсь прививать детям уважительное отношение к своей семье, друг к другу, к своему государству. У детей укрепляются правильные нравственные ориентиры, формируется система истинных духовных ценностей, в которой важнейшее место занимают любовь к Родине и чувство долга маленьких граждан нашей страны.

За время работы по теме мною собран теоретический и практический материал по данному вопросу (приложение 1-4: мероприятия).

Результаты анкетирования 2006-2007, 2007-2008 учебных годов показали, что дети осмысленно осознают себя частью нации, наследниками великой культуры (приложение 5: анкета).

Распространение опыта по данной теме прошло через открытые уроки, мероприятия; выступление на школьном методическом объединение учителей начальной школы, районном семинаре

Работа по теме «Гражданско-правовое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность» помогает мне воспитывать ученика, который соответствует модели выпускника начальной школы:

  1. коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям:
  2. честен, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчив в преодолении трудностей;
  3. способен к сознательному управлению своим поведением;
  4. он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее Отечества;
  5. обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой.

Литература

  1. Методические рекомендации по проведению «Урока гражданина», журнал «Начальная школа» № 3, 2002 год
  2. Гражданское воспитание, журнал «Начальная школа» № 7, 2002 год
  3. «Я и мой мир» Н. И. Элиасберг, журнал «Начальная школа» №1, 1999 год
  4. «Школьная толерантность и правовая культура» Г. Е. Илюхина, журнал «Начальная школа. До и после» №5, 2007год
  5. «Ваши права, дети» Ю. Яковлев, Москва «Международные отношения», 1992
  6. Программа гражданско-патриотического воспитания, журнал заместителя директора школы по воспитательной работе № 3, 2006 год
  7. «Патриотическое воспитание», И. А. Пашкович, издательство «Учитель», 2006 год
  8. «Патриотическое воспитание», газета «Начальная школа», № 12, 2007 год
  9. «Деятельностные подходы в системе воспитательной работы», И. Н. Лавренкова, журнал «Завуч», № 3, 2006 год
  10. «Организация воспитательной работы в начальной школе» И. Г. Рябинена, журнал «Завуч», № 1, 2006 год
  11. «Ты и твои друзья» В. Н. Романюта

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5