Организация работы дошкольного учреждения с родителями по проблеме "Здоровая семья"

Разделы: Работа с родителями


Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе. О.В. Такмакова

Закон “Об образовании” (ст.18) возлагает всю ответственность за воспитание детей на семью, а все остальные социальные институты (в том числе дошкольные учреждения) призваны содействовать и дополнять семейную воспитательную деятельность.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи должно лежать сотрудничество, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.

Исходя из этого, в нашем дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с туберкулезной интоксикацией сформулированы следующие цели и задачи:

Цель: Оказание помощи и поддержки семье в оздоровлении, развитии и валеологическом воспитании ребенка.

Задачи:

  • формирование у детей и родителей осознанного бережного отношения к своему здоровью и здоровью близких;
  • медико-педагогическое просвещение родителей;
  • обеспечение преемственности ДОУ и семьи в вопросах воспитания, оздоровления и развития ребенка;
  • формирование у семей воспитанников понимания ценности семьи, ответственного родительства;
  • совершенствование уровня включения родителей в деятельность ДОУ.

В детском саду создана оригинальная система оздоровления тубинфицированных дошкольников. Но никакая оздоровительная программа не может дать положительных результатов без участия семьи. Установить же доверительный деловой контакт между семьей и детским садом на основе сотрудничества очень сложно в условиях нашего учреждения.

Особенности работы с семьей:

  • Семьи приходят из разных детских садов, с разным уже сформированным отношением к ДОУ на основе традиций и требований воспитателей;
  • семьи приходят в детский сад только на один год (реже 6 мес.), и относятся к ДОУ как к временному, т.е. не очень ориентированы на сотрудничество. Поэтому степень включенности родителей в организацию образовательно-оздоровительного процесса невелика: в основном это пассивные наблюдатели – 85%, активные участники – 15%;
  • не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями. Приходя в оздоровительный детский сад, да еще с бесплатным содержанием ребенка, большинство родителей перекладывают всю полноту ответственности за здоровье, воспитание и образование детей на работников учреждения;
  • контингент семей неоднороден по составу: семьи группы риска: неполные, неблагополучные, семьи опекунов ( рисунок 1);
  • Воспитателям не всегда удается наладить доверительный контакт с семьей, т.к. трудно за короткий период пребывания ребенка в ДОУ изучить индивидуальные особенности родителей.

Рисунок 1

Состав семей:

Малообеспеченные 28 %;

Одинокие мамы 16 %;

Неблагополучные 9 %;

Контактные 37%;

Из общего числа семьи группы риска составляют около 30 %.

Специфика работы с семьями в нашем детском саду такова, что приоритет в этой деятельности принадлежит индивидуальным и интерактивным формам взаимодействия. Так, при поступлении ребенка в детский сад заведующая в индивидуальной беседе знакомит родителей с условиями учреждения, выясняет потребности, ожидания родителей, дает рекомендации по адаптации ребенка к ДОУ, заключает договор.

Врач-фтизиатр проводит собеседование по индивидуальной программе оздоровления ребенка.

Мы стараемся влиять на формирование ценностей семьи, связанных с сохранением здоровья. Нами разработана программа учреждения “Дорога к собственному здоровью”, которая включает и работу с родителями по проблеме “Здоровая семья”.

Работа с семьей по проблеме “Здоровая семья”:

  • Реализация программы “Дорога к собственному здоровью”;
  • реализация индивидуальной оздоровительной программы каждого ребенка совместно с семьей;
  • индивидуальная работа с семьями по их проблемам;
  • консультативно- просветительская работа на занятиях “Школы здоровья”;
  • проектная деятельность по проблеме “Здоровая семья”.

“Школа здоровья”

В рамках программы в учреждении ежемесячно проводятся занятия “Школы здоровья”, организованной нами еще в 1997 году.

Темы занятий рекомендует врач-фтизиатр, выбирают педагоги и сами родители через анкетирование, устные опросы.

Наша принципиальная позиция состоит в том, чтобы вопросы здоровья освещали именно специалисты, которые могут дать основы профессиональных знаний педагогики, психологии, медицины.

За многие годы существования “Школы здоровья” в учреждении побывали врачи: фтизиатр, педиатр, хирург, стоматолог, иммунолог, детский гинеколог, дерматолог – венеролог, специалисты “Центра СПИД”, психолог, офтальмолог, логопед и др.

Структура занятия “Школы здоровья”:

  • Показ деятельности педагога с детьми (фрагмент занятия, оздоровительного мероприятия с детьми, валеологический театр, игры, использование элементов здоровьесберегающих технологий) с последующим обсуждением;
  • консультация специалиста (врача, психолога, педагога) по определенной теме, по интересующим родителей вопросам;
  • практическая часть: разучивание комплексов лечебно-профилактических упражнений, элементов здоровьесберегающих технологий и др.;
  • обмен опытом семейного воспитания, защита семейных проектов;
  • наглядная агитация, анкетирование, памятки, рекомендации.

Проектная деятельность

В своей работе мы используем технологию активного обучения – метод проектной деятельности, позволяющий родителям “пропустить” проблему через себя, через опыт своей семьи.

Если раньше мы проводили семейные конкурсы тематических газет, где целью деятельности являлась сама газета, то с 2001 года в ДОУ нами организовывается проектная деятельность с родителями, под которой мы подразумеваем комплекс действий, организованных педагогами, по решению значимой для каждой семьи проблемы. Стараемся помочь родителям осознать свою роль и возможности в формировании здоровья ребенка и всей семьи. Проектная деятельность четко спланирована и поэтапно выполняется.

Ценность метода в том, что он развивает самостоятельность мышления человека, помогает личности поверить в свои возможности, обеспечивает связь теории с практикой.

По мнению основоположника метода проектов У.Х.Кильпатрика проект предполагает “энергичную от всего сердца деятельность”. Только такая деятельность, наверное, может способствовать решению проблемы здоровья семьи.

Объектами деятельности в ходе проектирования выступают разные сферы культуры здоровья: занятия спортом, оздоровительные процедуры, активный отдых семьи, духовно-нравственные аспекты здоровья.

Нами используются коллективные проекты, которые решают общие проблемы ДОУ и семьи. Такие проекты как “Здоровье планеты – здоровые дети”, “Быть здоровыми всегда” были направлены на осмысление каждым участником проекта понятия “здоровье”, “здоровый образ жизни”, “экология человека”. В программу проектов входили совместные спортивные, валеологические и музыкальные праздники по темам, творческие конкурсы газет, плакатов, обмен семейным опытом на родительских встречах.

В проекте “Карусель здоровья” по проблеме внедрения в практику ДОУ и семьи элементов развивающих двигательных программ мы получили ощутимые практические результаты: в физкультурном зале появилось специальное оборудование для использования двигательных программ, изготовленное руками воспитателей и родителей. Педагоги овладели методикой развивающих двигательных программ, разработали картотеки упражнений. Также многие семьи, участвовавшие в проекте, изготовили для занятий дома нехитрые тренажеры, разучили упражнения для детей на развитие координации, сенсомоторных функций.

Наряду с коллективными используем семейные проекты.

Как показывает наш опыт, именно семейные проекты, направленные на саму семью, ее саморазвитие, являются наиболее интересными для родителей и эффективными.

Их основной целью является обогащение детско-родительских отношений опытом совместной эмоционально-насыщенной двигательной и творческой деятельности, направленной на решение проблемы оздоровления и других, значимых для семьи проблем.

Разработкой и планированием проекта занимается творческая группа, состоящая из педагогов и родителей. 7 наших педагогов из 17 прошли курсы повышения квалификации по проблеме социального проектирования. В семейном проекте воспитатель – консультант, вдохновитель, но ни в коем случае не лидер проекта.

Тематика проектов постоянно меняется, хотя стержнем каждой темы является здоровье семьи, которое мы рассматриваем в единстве физического, психического и духовно-нравственного.

Мы не ставим перед родителями слишком отдаленные задачи, а предлагаем им небольшие проекты, которые объединяются нами в определенную систему – сложную длительную программу “Дорога к собственному здоровью”. Важно, чтобы родители, приступая к проекту, поняли свою определяющую роль в формировании ЗОЖ семьи.

Таким небольшим проектом можно назвать проект “Посещение соревнований по мини-футболу”. Родителям мальчиков подготовительной группы было предложено рассказать детям о мини-футболе, вместе с ними посетить соревнования, поболеть за какую-нибудь команду, поделиться своими впечатлениями о просмотренной игре, сделать выводы о значении спорта в укреплении здоровья. После посещения соревнований 4 ребенка записались в футбольный клуб “Торпедо”. Один из них, Влад Куцко, и сейчас, уже будучи школьником, продолжает заниматься футболом, он был награжден Дипломом как лучший защитник команды в турнире на приз газеты “Вечерний Рубцовск” в 2007 г..

Организация проектной деятельности ведется поэтапно:

Подготовительный этап:

Перед родителями ставится проблема, определяются задачи и сроки ее решения. Введение в проблему осуществляют воспитатели групп индивидуально с каждой семьей в процессе собеседования.

На этом этапе педагоги выявляют особенности семьи, оказывают помощь в подборе литературы, отборе информации, планировании деятельности, помогают изоматериалами для художественно- творческого оформления проекта.

Опыт показывает, что лучшие проекты являются результатом искренней заинтересованности и высокой внутренней мотивации педагогов и родителей.

Так перед выполнением проекта “Карусель здоровья” воспитатели показали родителям в практической деятельности с детьми, какой эффект дают развивающие двигательные программы. После открытых просмотров многие родители заинтересовались развивающими упражнениями, а наиболее активная часть родителей сразу включилась в проект.

Большой интерес вызывают темы, связанные с семьей как таковой: “Герб семьи”, “Традиции нашей семьи”, “Семейная реликвия”. Ведь семья для каждого из нас – источник духовного здоровья. А для ребенка родной дом – это весь его мир. И наша задача в этих проектах помочь осознать родителям, особенно молодым, что над созданием счастливой семьи нужно постоянно трудиться: вырабатывать общие правила, традиции, беречь историю, опыт предшествующих поколений и поддерживать индивидуальность своей семьи.

В результате участия в этих проектах семья развивается, приобретает свое лицо.

Любая семья может проявить себя, почувствовать интерес к себе со стороны других людей.

С какой гордостью рассказывают родители об истории своего рода, о традициях, о своих выдающихся предках. И когда мы раздаем после конкурса творческие работы, некоторые родители говорят: “Да пусть у вас останется, пусть кто-нибудь еще прочитает”. Поэтому мы делаем ксерокопии наиболее содержательных материалов, и сейчас в детском саду собрана богатейшая копилка семейного опыта.

Основной этап:

Проекты дают родителям возможность связать и соотнести общие представления, полученные на занятиях, консультациях в “Школе здоровья” с реальностью их семьи.

Жизнь убеждает, что значительные изменения могут начаться с малого поступка. Поступок влечет за собой не только конкретные действия, но и положительный пример. Поэтому на этапе реализации проекта родители должны продумать не только то, что есть в семье на настоящий момент, но и как решать проблему дальше, какие хотя бы маленькие шаги можно сделать на пути ее решения.

Родители реализуют проект через свое практическое участие в оздоровлении ребенка, в наработке положительного опыта семьи в области ЗОЖ. Для этого им приходится искать информацию по вопросам педагогики и психологии дошкольника, обращаться за советом к врачу-педиатру и фтизиатру, осваивать элементы здоровьесберегающих технологий.

А в проекте “Всей семьей на каникулах зимой” надо продумать каждый день семейного отдыха, распределить обязанности и, конечно, рассчитать бюджет.

Свой опыт родители оформляют в продуктивной творческой деятельности в виде плакатов, газет, рассказов, альбомов, фильмов, компьютерных презентаций. Это необходимо для обобщения впечатлений и последующего совместного обсуждения приобретенного опыта, анализа событий, проектирования.

Творческий процесс в ходе оформления результатов проекта – занятие увлекательное, здесь ребенок – активный зритель, который под руководством взрослого учится оценивать продукт творчества, сам участвует в его создании; у него формируется осознанное отношение к себе, к своему здоровью и здоровью близких.

Для стимулирования деятельности пассивных родителей педагоги периодически информируют их о промежуточных результатах активных участников проекта, демонстрируют образцы их успешной деятельности, беседуют с детьми по теме проекта, и уже дети становятся инициаторами проектной деятельности в семье.

Презентация:

Цель: Представить аудитории родителей, детей, педагогов пути решения проблемы в данной семье. Распространение положительного опыта.

Эта часть работы организуется в режиме конкурса семей и оценивается жюри, куда входят представители педколлектива и родительского комитета. Победители конкурсов награждаются призами.

Семья Никиты Кутина обобщила свой опыт по воспитанию здорового ребенка и представила его на “Школе здоровья”, когда малыш ходил еще во 2 млн. группу. Их установка на ежедневные прогулки в любую погоду, физические упражнения на домашнем стадионе дали свои результаты: мальчику 7 лет, он редко болеет, очень спортивный, подвижный, в городской “Мини-олимпиаде” для дошкольников занял 1-е место по метанию и 3 место по прыжкам. Такой опыт может и должен стать примером для других семей.

В 2007–2008 гг. участники конкурса семейных проектов “Всей семьей на каникулах зимой” представляли не только газеты, но и фильмы, компьютерные презентации о том, как они сумели организовать зимний отдых для укрепления здоровья всех членов семьи.

Мы изначально не ставим перед собой и родителями цель сделать творческую работу по семейному проекту для детского сада. Ведь родители выполняют проект для себя, своей семьи, поэтому их альбомы, газеты мы всегда возвращаем, чтобы это стало еще одной страничкой их семейной истории.

Проектирование требует от педагогов кропотливой трудоемкой работы и материальных затрат. Вот почему для успешной реализации проекта очень важна поддержка администрации ДОУ, родительского комитета: предоставление литературы, изоматериалов для оформления творческих работ, поощрение родителей, педагогов и другие формы поддержки.

Нами реализованы следующие проекты:

В 2003 г. – жюри из специалистов и родителей оценивало достоинства творческих семейных проектов “Как я берегу свое здоровье”.

В 2004 г. на групповых родительских собраниях проводилась презентация проектов по проблеме “Традиции нашей семьи”.

В 2005 г. – проекты “Разговор о правильном питании”, “Герб семьи” (Приложение № 1).

В 2006 г. – проекты “Вот какая мама, золотая прямо!”, “Карусель здоровья”.

В 2007 г. – проекты по проблемам “Мой город”, “Реклама здоровья” (Приложение № 2).

В 2008 г. – проект “Всей семьей на каникулах зимой”.

Результативность:

  • Родители осознают свою роль и возможности в формировании здоровья ребенка и всей семьи;
  • происходит осознанное использование родителями педагогической науки в воспитании детей;
  • повышается авторитет родителей, их самооценка;
  • родители овладели реальным опытом общения с детьми;
  • за прошедшие годы около 200 семей в разных формах обобщили свой опыт семейного воспитания;
  • знакомство с позитивным семейным опытом вызвало интерес у родителей, помогло повысить их педагогический уровень, умение видеть и анализировать положительные и отрицательные моменты в своей родительской практике;
  • растет мастерство педагогов во взаимодействии с семьей, в руководстве проектной деятельностью, поэтому с каждым годом число участников увеличивается. Родители, работающие над проектами, чувствуют себя причастными к работе ДОУ, чаще интересуются жизнью, занятиями, здоровьем своего ребенка, больше внимания уделяют профилактическим методам оздоровления.

Считаем нашим главным результатом в работе по проблеме “Здоровая семья” то, что здоровьесберегающая мысль родителей разбужена и, надеемся, активно действует.