Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок по окружающему миру в начальной школе по теме "Славные символы России"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цель курса “Окружающий мир”: формирование личности с активной гражданской позицией, любящей свою Родину, бережно относящейся к её историческому прошлому.

Задачи урока:

  1. Познакомить детей с Государственными символами России, дать представление об историческом прошлом символов, расширить представление детей о символах родного края.
  2. Воспитывать чувство гордости за Россию, за свой родной край.
  3. Развивать творческие способности учащихся на примере создания символов школы, класса.

Форма урока: урок-лекция с элементами проектной деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.

Программное обеспечение: Презентация: “Государственная символика России”.

Основа для герба в форме геральдического щита (2 шт), картинки-символы на тему школы, спорта, искусства, взаимоотношений, основа для флага, гуашь, кисти, информационные карты.

План урока.

  1. Оргмомент. Приветствие.
  2. Просмотр видеоматериалов.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Изучение нового материала.
  5. Рефлексия.
  6. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Приветствие.

2. Просмотр видеоматериалов (вручение наград на спортивных соревнованиях, военный парад).

- В начале учебного занятия мы посмотрим два видеофрагмента: (по очереди).

1. Вручение наград на Олимпиаде в Турине.

2. Парад Победы на Красной площади.

После просмотра я прошу вас ответить на вопрос:

- Что объединяет эти видеофрагменты?

После просмотра вопрос повторяется:

- Что общего вы увидели в этих фрагментах? (В каждом из них звучал гимн России, поднимался флаг России)

- Какие ещё государственные символы России вы увидели в этих видеофрагментах? (Флаг России, Герб России)

3. Постановка цели урока.

Сегодня на учебном занятии мы будем говорить о государственных символах России.

4. Изучение нового материала.

4.1. Учитель рассказывает о гербе, используя слайдовую презентацию. (Приложение № 1)

К государственным символам любой страны относятся герб, флаг и гимн. Обязательная традиция каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн установилась только в XX веке. Жители разных стран по праву гордятся своими символами.

Обратиться к эпиграфу на доске.

Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным.

Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб появился в конце XV в. Слово “герб” произошло от немецкого слова “erbe” (“эрбе”), что обозначает “наследство, фамильное достоинство”. На протяжении многих веков герб несколько раз видоизменялся.

Современный герб России появился 25 декабря 2000 года, когда Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал федеральный Конституционный закон “О Государственном гербе Российской Федерации”. Государственный Герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, заострённый в оконечности красивый геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Над орлом три короны – две малые и одна большая. Все три короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр (жезл), в левой – держава (золотой шар с крестом).

В центре герба еще один герб. Это герб Москвы. Почему он расположен в центре российского герба? (Москва – столица России). На нем изображен всадник, Святой Георгий Победоносец, Это покровитель воинов, защитник христианской веры, устроитель и просветитель русской земли. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

- Скажите, где в жизни вы встречаете изображения герба?( паспорт, монеты, свидетельство о рождении, аттестат об окончании школы, диплом об окончании института). Вывод: герб изображается на официальных документах, денежных банкнотах, устанавливается при въездах на территорию страны, области, города.

Мы с вами живем в Пензенской области, и у нашей области есть свой герб. На зелёном геральдическом щите изображены три снопа – пшеничный, ячменный, просяной, перевязанные красной лентой. Зелёный фон олицетворяет плодородие пензенской земли.

Проектная деятельность. У нашей страны есть герб, у нашей области есть герб. Создайте герб своего класса, используя информационную карту.

Информационная карта
(напечатана в 2-х экземплярах на листах формата А4)

  1. Изображение герба должно располагаться на геральдическом щите, который может быть различной формы(круглой, квадратной, прямоугольной, овальной).
  2. Ваш класс является частью школьного коллектива. Подумайте, какое главное назначение у школы. Исходя из этого решите, что может быть главным элементом на гербе класса. Поместите его в центр герба.
  3. Подумайте, чем славится ваш класс в школе. Отразите этот факт также в вашем гербе.
  4. Защитите свой проект.

(Работа выполняется на листах бумаги, вырезанных в форме геральдических щитов и разделённых на секторы. В качестве символов ребятам предлагаются картинки на тему школы, спорта, искусства, взаимоотношений детей, учителя и детей. Время – 4 мин.)

- Ваш класс живёт интересной жизнью, судя по вашим гербам. Это здорово.

4.2. Учитель рассказывает о флаге, используя слайдовую презентацию. (Приложение № 1).

У каждой страны есть не только герб, но и флаг. Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время вручения наград за спортивные победы, вывешивают во время праздников. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета.

Впервые трехцветный флаг России (триколор) был использован российским императором Петром Первым в конце XVII века.

Белый цвет – это цвет мира.

Синий – это вера, верность.

Красный – цвет силы и цвет крови, пролитый за Родину и ее независимость.

Флаг, также как и герб, на протяжении веков менял свой облик. А вновь Россия обрела свой исторический трёхцветный флаг в 1991 году, и с тех пор 22 августа мы отмечаем день Государственного флага РФ.

Такие же почести, как и государственному флагу России, воздаются Красному знамени Победы. Это знак благодарности потомков победителям в Великой Отечественной войне.

Пензенская область также имеет свой флаг. Вот его изображение.

Проектная деятельность. У нашей страны есть флаг, у нашей области есть флаг. Создайте флаг своей семьи, используя информационную карту.

Информационная карта

Белый цвет: мир, чистота.

Синий цвет: верность и честность.

Красный цвет: любовь.

Зелёный: трудолюбие.

Жёлтый: доброта, тепло, забота.

Используя цвета, символизирующие различные качества, нарисуйте флаг своей семьи. Также ваш флаг может содержать изображение какого-либо символа, связанного с увлечением вашей семьи.

По окончанию работы все флаги вывешиваются на доске. Несколько человек защищают свои проекты.

- У вас замечательные семьи, это видно по вашим флагам.

4.3.Учитель рассказывает о гимне, используя слайдовую презентацию. (Приложение № 1)

Слово “гимн” греческого происхождения и означает “ торжественная хвалебная песнь”. Первые государственные гимны возникли в XVIII веке.

Слова и музыка гимна на протяжении многих веков изменялись несколько раз. Последним вариантом является гимн на слова поэта С.В.Михалкова и композитора А.В.Александрова.

- Вы знаете, в каких ситуациях исполняется гимн?

Каждый новый день наша страна встречает и провожает мелодией гимна. Звучит гимн и в новогоднюю ночь после того, как часы на Спасской башне Московского Кремля пробьют двенадцать раз. Вспомните видеофрагменты в начале урока, в них мы тоже слышали гимн России. При официальном исполнении Государственного гимна РФ присутствующие слушают его стоя, мужчины – без головных уборов, военные отдают честь.

Есть гимн и у Пензенской области.

- Послушайте гимн России (дети слушают стоя). (Приложение № 2)

5. Рефлексия.

- Наше занятие подходит к завершению. Посмотрите на результаты нашей работы.

Вы сможете узнать свой флаг?

- Потому что это ваше отношение к своей семье, в свою работу вы вложили чувства, которые вы испытываете к своей семье.

- Вы сможете узнать герб своего класса среди множества других?

- Потому что это ваше отношение к своему классу, в свою работу вы вложили чувства, которые вы испытываете к своему классу.

- Вы сможете узнать символы России среди символов других стран?

- Потому что символы страны – это как флаг семьи, как герб класса, в них вложены те же чувства, что и к семье, к классу, к городу, в котором мы живём.

- Какие чувства вы испытываете к своей стране?

- Какие чувства испытывали вы, когда слушали гимн России? (Любовь, гордость, уважение, скорбь по погибшим и т.д.)

- Давайте ещё раз вернёмся к эпиграфу нашего занятия: Отношение к гербу, флагу, гимну России – это отношение к самой России.

6. Домашнее задание.

Домашнее задание будет творческим и необычным. Я решила пополнить нашу классную библиотеку новой книгой “С чего начинается Родина”. Книга очень перекликается с темой нашего урока, в ней собраны стихи лучших поэтов России. Прочитав эти стихи, вы узнаете, какие чувства испытывали они к своей Отчизне, как выражали свою любовь к ней. Надеюсь, что эти поэтические строки найдут отклик в вашей душе. Я предлагаю вам дома нарисовать иллюстрацию, написать стихи или сочинения на тему “С чего начинается Родина”. Эта книга будет вам хорошей помощницей в выполнении домашнего задания.