Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок по окружающему миру в начальной школе по теме "Славные символы России"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цель курса “Окружающий мир”: формирование личности с активной гражданской позицией, любящей свою Родину, бережно относящейся к её историческому прошлому.

Задачи урока:

  1. Познакомить детей с Государственными символами России, дать представление об историческом прошлом символов, расширить представление детей о символах родного края.
  2. Воспитывать чувство гордости за Россию, за свой родной край.
  3. Развивать творческие способности учащихся на примере создания символов школы, класса.

Форма урока: урок-лекция с элементами проектной деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.

Программное обеспечение: Презентация: “Государственная символика России”.

Основа для герба в форме геральдического щита (2 шт), картинки-символы на тему школы, спорта, искусства, взаимоотношений, основа для флага, гуашь, кисти, информационные карты.

План урока.

  1. Оргмомент. Приветствие.
  2. Просмотр видеоматериалов.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Изучение нового материала.
  5. Рефлексия.
  6. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Приветствие.

2. Просмотр видеоматериалов (вручение наград на спортивных соревнованиях, военный парад).

- В начале учебного занятия мы посмотрим два видеофрагмента: (по очереди).

1. Вручение наград на Олимпиаде в Турине.

2. Парад Победы на Красной площади.

После просмотра я прошу вас ответить на вопрос:

- Что объединяет эти видеофрагменты?

После просмотра вопрос повторяется:

- Что общего вы увидели в этих фрагментах? (В каждом из них звучал гимн России, поднимался флаг России)

- Какие ещё государственные символы России вы увидели в этих видеофрагментах? (Флаг России, Герб России)

3. Постановка цели урока.

Сегодня на учебном занятии мы будем говорить о государственных символах России.

4. Изучение нового материала.

4.1. Учитель рассказывает о гербе, используя слайдовую презентацию. (Приложение № 1)

К государственным символам любой страны относятся герб, флаг и гимн. Обязательная традиция каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн установилась только в XX веке. Жители разных стран по праву гордятся своими символами.

Обратиться к эпиграфу на доске.

Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным.

Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб появился в конце XV в. Слово “герб” произошло от немецкого слова “erbe” (“эрбе”), что обозначает “наследство, фамильное достоинство”. На протяжении многих веков герб несколько раз видоизменялся.

Современный герб России появился 25 декабря 2000 года, когда Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал федеральный Конституционный закон “О Государственном гербе Российской Федерации”. Государственный Герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, заострённый в оконечности красивый геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Над орлом три короны – две малые и одна большая. Все три короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр (жезл), в левой – держава (золотой шар с крестом).

В центре герба еще один герб. Это герб Москвы. Почему он расположен в центре российского герба? (Москва – столица России). На нем изображен всадник, Святой Георгий Победоносец, Это покровитель воинов, защитник христианской веры, устроитель и просветитель русской земли. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

- Скажите, где в жизни вы встречаете изображения герба?( паспорт, монеты, свидетельство о рождении, аттестат об окончании школы, диплом об окончании института). Вывод: герб изображается на официальных документах, денежных банкнотах, устанавливается при въездах на территорию страны, области, города.

Мы с вами живем в Пензенской области, и у нашей области есть свой герб. На зелёном геральдическом щите изображены три снопа – пшеничный, ячменный, просяной, перевязанные красной лентой. Зелёный фон олицетворяет плодородие пензенской земли.

Проектная деятельность. У нашей страны есть герб, у нашей области есть герб. Создайте герб своего класса, используя информационную карту.

Информационная карта
(напечатана в 2-х экземплярах на листах формата А4)

  1. Изображение герба должно располагаться на геральдическом щите, который может быть различной формы(круглой, квадратной, прямоугольной, овальной).
  2. Ваш класс является частью школьного коллектива. Подумайте, какое главное назначение у школы. Исходя из этого решите, что может быть главным элементом на гербе класса. Поместите его в центр герба.
  3. Подумайте, чем славится ваш класс в школе. Отразите этот факт также в вашем гербе.
  4. Защитите свой проект.

(Работа выполняется на листах бумаги, вырезанных в форме геральдических щитов и разделённых на секторы. В качестве символов ребятам предлагаются картинки на тему школы, спорта, искусства, взаимоотношений детей, учителя и детей. Время – 4 мин.)

- Ваш класс живёт интересной жизнью, судя по вашим гербам. Это здорово.

4.2. Учитель рассказывает о флаге, используя слайдовую презентацию. (Приложение № 1).

У каждой страны есть не только герб, но и флаг. Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время вручения наград за спортивные победы, вывешивают во время праздников. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета.

Впервые трехцветный флаг России (триколор) был использован российским императором П