Урок природоведения в 5-м классе по теме "Суша планеты"

Разделы: Внеклассная работа


Задачи: Расширить кругозор учащихся, воспитать любовь к изучению природы, развивать самостоятельность в работе, логическое мышление. Научить работать с картой мира и контурными картами.

Оборудование: Контуры материков, атласы, контурные карты, цв. карандаши

Ход урока

I. Орг.момент: 

II. Проверка домашнего задания:

– Что такое вулкан?

– Расскажите строение вулкана

– Расположите по порядку слова МАГМА, МАНТИЯ,ЛАВА.

– Какие вулканы бывают по форме?

– Какие по времени извержения?

III. Изучение новой темы:

В реальной жизни не каждому удается стать участником экспедиции, открытий И сердце, с грустью отзывается на трогательные строки Э.Багрицкого:

…Все неизвестно! А пока туманы
Плывут под парусами корабля.
Там, позади, неведомые страны,
Там, впереди, – чудесная страна.

У нас с вами сегодня будет возможность сделать открытие для себя. Мы отправляемся в заочное путешествие по миру. Но сегодня мы побываем только на суше Земли и научимся работать с картой. И узнаем что же на Земле Самое, самое…

Что же на Земле мы относим к суше?(Материки о острова) Сегодня мы поговорим только о материках. Что же такое материк? (Это огромный участок суши со всех сторон, окруженный водой).

На Земле 6 материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.

Итак.

1) Первый материк, который мы посетим это (ребус) ЕВРАЗИЯ.

Это самый большой материк. Здесь находятся самые высокие горы мира – ГИМАЛАИ. (Запись в контурные карты)

Выступление ученика о Гималаях:

«Гималаи начинаются там, где кончаются остальные горы» - точнее и справедливее не скажешь. Одиннадцать из 14 вершин мира, превосходящих 8000 м, находятся в Гималаях. Самая высокая вершина мира Эверест (8848 м) С незапамятных времен скрытый за облаками величайший и недоступный пик вызывал у местных жителей трепетное поклонение, порождал мистические легенды, сказания.. Не случайно непальцы называют его Сагарматхой (Властелин неба), а тибетцы Джомолунгмой (Богиня – мать мира).Непальцы

Также здесь находится самое глубокое озеро на Земле – Байкал.

Выступление ученика:

Байкал – это самое глубокое озеро на Земле. Байкал – тюркоязычное слово «БАЙ-КУЛЬ» – значит богатое озеро. Некоторые авторы считают, что это слово происходит от монгольского «БАЙГАЛ» - богатый огонь или БАЙГАЛ - ДАЛАЙ – большое озеро (море) Народы, обитающие в Прибайкалье каждый по-своему именовал озеро – эвенки – ЛАМУ (море), буряты БАЙГАЛ –НУУР (озеро Байкал).

Глубина Байкала доходит до 1620 м. Это тектоническое озеро, т.е. образовалось от расхождения двух литосферных плит Амурской и Сибирской. В данное время плиты расходятся со скоростью 2 см в год. Из-за этого прибайкальская зона считается сейсмоопасной. Здесь часто происходят землетрясения.

В него впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара. В Байкале 27 островов. Самый крупный – Ольхон.

Озеро богато флорой и фауной (1800 видов) Очень много эндемиков – голомянка, омуль, бокоплав, эпищура и др.

Это самое чистый водоем на Земле, хотя в последнее время экологическая обстановка здесь ухудшилась.

Кроме этого здесь располагается самое большое по площади озеро – Каспийское и самые гигантские равнины Восточно-Европейская и Среднесибирское плоскогорье.

2) Следующий по площади материк – это АФРИКА

– Вспомните стихотворения о Африке.

Здесь расположилась самая большая пустыня мира – Сахара.

Выступление ученика:

«Сахара» или «сахра», - арабское слово, оно означает однообразную коричневую пустынную равнину. В нем слышится хрип человека, задыхающегося от жажды.

Сахара – самая большая пустыня мира, в основном это необозримые равнины равнины, покрытые камнем. Самая жаркая область на Земле (у города Трполи зафиксирована температура воздуха + 58), там годами не бывает дождя, а, если и случается, то часто капли высыхают в воздухе, не достигая земли.

«стреляющих», а жители пустыни говорят : «Солнце в нашей стране заставляет кричать даже камни»

И протекает самая длинная река – Нил.

Выступление ученика:

От экватора до Средиземного моря через опаленные солнцем пустыни Северной Африки несет Нил свои воды, даря влагу землям девяти государств. Его длина 6671 км.

Многие тысячелетия происхождение Нила оставалось загадкой для людей. И лишь в прошлом веке исследователи, наконец, открыли, что фактически он состоит из двух рек, совершенно непохожих друг на друга по своему характеру. Это Белый и Голубой Нил.

Белый Нил – это самый длинный рукав. Он несет свои воды в гигантское озеро Виктория и, пройдя через темные джунгли извергается могучим водопадом Мерчисон и вступает в пределы жарких, сухих пустынь Судана. Здесь в его водах рыщут крокодилы и резвятся гиппопотамы..

Голубой Нил – отличается необузданным нравом. Он устремляется сквозь озеро Тана, мчится через окутанный водяной дымкой водопад Тис- Ысат, с яростным шумом врывается в девственные леса глубокого ущелья и, наконец, выплескивается в невыносимо душные просторы Судана.

В столице Судана оба рукава сливаются, образуя собственно Нил. Отсюда он держит путь к Средиземному морю, до которого остается еще 3 тыс. км.

Кроме того самой высокой точкой Африки считается вулкан Килиманджаро.

3) Третий по площади материк – это СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Чтение учебника вслух, обозначение на карте самого, самого.

4) Четвертый – ЮЖНАЯ АМЕРИКА – самостоятельное чтение и выделение самого, самого. (водопад Анхель – самый высокий)

Самой полноводной рекой планеты является – Амазонка (выступление ученика)

Самая полноводная река мира. Амазонка= Конго + Миссисипи +Янцзы + Обь. Она кажется морем, ведь стоя на одном берегу, совершенно не удается увидеть другой. Амазонка вторая по длине река нашей планеты. Ее длина с главным притоком Мараньон – 6400 км. У нее более 500 притоков, она разливается на 300 км вширь при встрече с Атлантическим океаном.

В Амазонке известно свыше 1/3 видов пресноводной рыбы существующих на нашей планете. Вода в реке мутная и желтая, а потому не видно, что творится на глубине. На поверхности можно увидеть лишь огромных речных дельфинов и рыб пираруку, выпрыгивающих из воды.

Дважды в год Амазонка вздувается от дождей, и дважды в год вода спадает. В мае, когда уровень воды в реке достигает своего максимума, наводнение превращается в поток: вода заливает огромные пространства амазонских лесов на сотни км. Это ад на Земле! В октябре все меняется, дожди прекращаются, вода спадает, на реке обнажаются отмели. В это время кругом вдоволь пищи. Не нужно утруждать себя и ловить рыбу, ее черпают корзинами. На речных отмелях появляются огромные черепахи, откладывающие яйца, любимое лакомство прибрежных жителей.

Работа в контурных картах.

5) – А вот какой следующий материк вы узнаете из ребуса – АНТАРКТИДА.

Рассказ учителя.

6) – Стихотворение (читает ученик)

Вы в АВСТРАЛИИ бывали?..

– Это самый маленький материк и самый сухой. (рассказ учителя)

IV. Итог урока:

Итак мы побывали на всех материках. Давайте вспомним, что же нового и интересного мы узнали?

– Я называю утверждение, а вы должны согласиться со мной или опровергнуть

  1. На Земле 5 материков
  2. самый маленький – Антарктида
  3. Евразия – самый большой
  4. Нил – самая длинная река Евразии
  5. Миссисипи – самая длинная река планеты
  6. Африка – самый жаркий материк
  7. Самая высокая вершина планеты – Килиманджаро
  8. Гора Эверест находится в Евразии
  9. Самое глубокое озеро на Земле – Байкал
  10. Самый большой остров мира – Сахалин.

– На каком материке вы хотели бы побывать? О чем хотели бы узнать поподробнее? У вас есть возможность это сделать.

V . Домашнее задание:

С. 68-71

Рабочую тетрадь доделать.

Подобрать дополнительный материал о географическом объекте, который вас заинтересовал.

Презентация – Приложение 1.