Система работы по развитию творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы-интерната

Разделы: Администрирование школы


Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества.

Б.П. Никитин, педагог-новатор.

С незапамятных времен люди мечтали о гармоничном человеке. Еще в древнегреческом государстве Афины в условиях прогрессивного для своего времени строя рабовладельческой демократии конечная цель воспитания определялась понятием “калокагатиа”, обозначавшим единство красоты внешней и внутренней.

На основе обобщения педагогического опыта Афин древнегреческий философ Платон сделал вывод о том, что процветание государства находится в прямой зависимости от того, в какой мере будут полноценными с точки зрения физических и нравственных качеств его граждане. Он разработал систему гармоничного воспитания детей из аристократических семей.

Аристотель, продолжая идеи Платона и Гераклита, конкретизировал, что живопись создается в результате смешения красок, музыка – путем слияния звуков высоких и низких, протяжных и коротких, речь – соединением гласных и согласных звуков. Подобным образом и в человеке, подчеркивал Аристотель, заключено единство двух начал – телесного и духовного, когда они находятся в единстве, гармонии, – она-то и является основой прекрасного.

Строя гипотезу, создавая художественный образ, человек попадает или в тон и такт природе, или берет фальшивую ноту… Попавшие в тон – преуспевают. Вот сущность творчества.

Школьный период в жизни ребенка создает благоприятные условия для общения детей, обмена личностными интересами, реализуется потенциал развития ребенка, как познающего не только самого себя, но и окружающий мир. Детей объединяет желание быть значимыми и полезными.

Работая с учениками нашей школы, мы наблюдаем, что среди детей с дефектами в развитии есть ученики, имеющие определённые способности.

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями развития подтвердил идею Л.С. Выготского о том, что раннее включение ребенка в процесс коррекционно – воспитательной работы способствует раскрытию его потенциальных возможностей и обеспечивает создание необходимых предпосылок для перехода на следующую стадию психического развития.

В школе созданы все условия, способствующие раскрытию и реализации потенциальных возможностей каждого ребенка: небольшая наполняемость классов; содержание воспитания, способствующее разностороннему воздействию на детей и включение их в разнообразные виды деятельности; многообразие форм воспитания и обучения (индивидуальные, групповые, фронтальные); участие в работе ребенком широкого круга специалистов (логопеда, психолога, воспитателя, медицинского персонала, учителя – дефектолога, учителя лечебной физической культуры, ритмики, музыки)

Особенности речи с нарушениями интеллектуального развития рассматриваются многими исследователями (В.В. Воронкова, А.К. Аксенова, М.Ф. Гнездилов). Неумение многих детей с ограниченными возможностями здоровья правильно пользоваться акцентным членением фразы и интонацией обедняет и без того несовершенную устную речь, лишая ее эмоциональной окрашенности, выражения личностного отношения к сказанному.

Существует ряд методик по развитию выразительной речи, но они как правило предназначены для занятий в урочное время. В связи с этим существует необходимость в разработке методических подходов во внеурочное время. Одним из таких подходов в школе стала театральная студия “Успех”.

Внеклассная работа имеет большое образовательное и воспитательное значение для учащихся нашей школы. Она способствует расширению и углублению знаний, развитию творческой активности, осуществлению нравственного воспитания, помогает ребенку самореализоваться.

В детях коррекционной школы учителя и педагоги дополнительного образования стараются развивать самые разные интересы. Для этого ставятся доступные увлекательные задачи, уделяется специальное внимание проблемам развития (физического, психического, умственного) и воспитания (художественно – эстетического, нравственного, патриотического, трудового), ведется наблюдение за интересами ребенка.

На протяжении десяти лет в школе успешно ведется работа с театральным коллективом, в котором, занимаются дети, имеющие способности и интерес к сценическому мастерству.

Искусство играет огромную роль в формировании личности. Общение с искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой идеал, соотносить ценностные ориентиры разных народов.

Цель реализации программы “Театр в школе” – развитие выразительной речи; формирование раскованного, общительного человека, не только владеющего основами сценического мастерства, но и коммуникативные качества личности ребёнка, умеющего слушать и понимать.

Общим принципом воспитательной работы с детьми, нуждающимися в компенсирующем обучении и воспитании, является позитивное принятие наших воспитанников такими, какие они есть, с учётом их природной своеобразности; принятие их и уверенность в том, что они нам очень нужны, а наша педагогическая деятельность им крайне необходима.

Работа в театральной студии направлена не только на приобретение ребенком художественных умений и навыков, но и на формирование эстетического чувства, развитие игрового поведения, способности творчески относиться к любому делу, навыков общения со своими сверстниками

“Театр и игра” понятия неразделимые, и поскольку в младшем школьном возрасте у детей с проблемами в развитии ведущей остается игровая деятельность, необходимо начинать занятия по развитию выразительной речи с игры.

Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры, призваны обеспечить не только развитие выразительности речи, но и естественные психомоторные возможности детей, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Дети, которым с большим трудом дается устная речь, легко заменяют речь мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову.

Театральная деятельность развивает личность ребенка, совершенствует навык воплощения в игре определенных переживаний, прививает интерес к литературе, восприятию художественных произведений, пониманию роли интонации, темпа, тембра голоса и др.

Для того, чтобы добиться результатов в художественном воспитании школьников, педагог опирается на эмоциональный мир ребёнка, на его познавательный интерес. В связи с этим проводится большая работа с использованием стихотворного текста. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребёнку легче общаться с партнёром.

В ходе подготовки к спектаклю педагог старается соблюдать несколько основных правил:

  • не перегружать детей;
  • не навязывать своего мнения;
  • не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
  • предоставлять всем детям возможность пробовать себя в разных ролях.

Как правило, при работе с детьми, для сценического воплощения используются сказки. Сказки пробуждают в детях умение сострадать, стремление бороться со злом, желание понять другого человека, побуждают к справедливости.

Выбирая материал для инсценировки, педагог учитывает интересы детей и отталкивается от их возрастных возможностей, знаний и умений. Но в то же время он должен обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности детей.

Занятия и репетиции должны проходить в благоприятной, радостной атмосфере, когда ребёнок должен получать удовольствие от творчества. И тогда результат не заставит себя долго ждать. И конечной целью работы театральной студии является воспитание и формирование личности думающего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности.

Учитывая потребности и интересы ребят, мы вышли на создание фольклорной группы. Мероприятия, проводимые фольклорной группой, представляют собой синтез вокального, театрального, хореографического и других видов искусств.

Достаточно высокий уровень подготовки детского театрального коллектива дал возможность принять участие в конкурсе “100 классных проектов”, проводимой компанией “РУСАЛ” и направленной на поддержку общественно – полезных инициатив школьников, живущих в ряде регионов Сибири.

За основу была взята работа фольклорной группы “Печки – лавочки”.

И в 2005/2006 учебном году наша школа вошла в число победителей вышеназванного конкурса.

 

 Проект назывался “Фольклорная группа “Печки-лавочки”.

Целью нашего проекта являлось возрождение культуры русского народа; пробуждение интереса у детей и взрослых к народному творчеству; привлечение к сотрудничеству социально незащищённой категории населения.

Актуальность выбора темы проекта:

  • коррекция познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и социально-психологической адаптации;
  • подготовка воспитанников к активной жизни;
  • усвоение элементов национальной культуры, социальных норм и ценностей;
  • привитие любви к своей земле и к своему народу, богатой и живой культуре;
  • Чувство свободы и раскрепощения;
  • воспитание активного, жизнерадостного человека;
  • поддержка положительных эмоций;
  • приобретение детьми дополнительного объёма знаний.

Почему именно это направление было выбрано?

Как известно музыкальное воспитание детей с дефектами в речевом развитии является одним из эффективных методов коррекции эмоционально – волевой сферы и социально – психологической адаптации.

Обращение к различным формам русского фольклора способствует подготовке воспитанников к активной жизни, помогает усвоить элементы национальной культуры, социальные нормы и ценности. Привить детям любовь к своей земле, народу, его доброй мудрости, накопленной веками, богатой и живой культуре – очень важная задача. Готовясь к празднику, дети усваивают, что народный праздник– это не безделье, а день труда и веселья.

Проводимые мероприятия несут радость и чувство удовлетворения не только детям, но и взрослым.

  • Итогом продолжительной работы стали праздничные представления:
  • “Покров Пресвятой Богородицы” для коррекционных групп детских садов.
  • “Декабрь – Солнцеворот” для Аскизской коррекционной школы – интерната.
  • “Святочные вечера”, “Русская масленица” для детей коррекционных групп детских садов и детей-инвалидов (общество инвалидов, реабилитационные центры).

Проводимые мероприятия находят очень теплый отклик среди зрителей.

Народный праздник – удивительная форма общения. Здесь предоставляется возможность “и себя показать, и на других посмотреть”.

Пример: выездное выступление в Аскиз на праздник “Декабрь – Солнцеворот”. Выступая перед зрителями в русских народных костюмах, играя с неподдельным азартом, выплясывая и распевая песни и частушки, дети демонстрируют свою индивидуальность, имеют возможность почувствовать себя успешными в своей роли на представлении. Выступая перед школьниками села Аскиза дети ощутили свою значимость, ответственность, а главное – раскрылся внутренний мир участников праздника.

Литература

  1. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе.– СПб.: Питер, 2001. (Серия “Хрестоматия по психологии”).
  2. Статья Л.С. Выготского “ Основные проблемы современной дефектологии”, (с.14, 20).
  3. Кузнецов Л.В. “Гармоничное развитие личности младшего школьника”, М.: Просвещение, 1988.
  4. Диагностика, коррекция, оздоровление в системе специального образования/ Сост. и общая редакция А.А. Дмитриев, И.Ю. Жуковин, В.И. Петроченко. Красноярск, 2002.