Внеклассное мероприятие, посвященное Году семьи. Тема: "Самоварец, самовар, самоварище"

Разделы: Начальная школа


Посередине класса стоят столы, сервированные для чаепития. Дети сидят за столами вместе с приглашенными родителями.

Ведущая: Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать всех на нашем празднике. А главный герой у нас сегодня – самовар. Русские люди считали, совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу, а самовар, кипящий на столе, создает атмосферу уюта, благополучия и семейного счастья.

Библиотекарь: У самовара своя история. Всем известно, что самовар – это Устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» – отсюда и слово произошло. Приборы по принципу работы самовара были известны еще во времена античности: в емкость, наполненную водой, бросали раскаленный камень, благодаря чему вода закипала. В Китае есть родственный прибор. Но настоящего самовара нет больше нигде. Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время среди знати как лекарство. Где и когда появился первый самовар? Неизвестно. Известно лишь, что тульский кузнец-промышленник, отправляясь в 1701 году на Урал, захватил с собой медных дел мастеров. Возможно, что уже тогда в Туле изготавливались самовары. И вот уже два столетия самовар и Тула неотделимы друг от друга. Самовар – это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях классиков нашей литературы (см. книжную выставку).

Ведущая: Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о и самоваре.

Дети отвечают:

За чаем не скучаешь – по три чашки выпиваешь.
С самоваром буяном чай важнее и беседа веселее.
Чай пить – приятно жить.
Выпей чайку – позабудешь тоску.
С чая лиха не бывает.
Если чай не пьешь – где силы берешь.

Библиотекарь: Глубокая традиционная черта русского чаепития всегда служила объединению семьи. Многие русские художники отражали моменты чаепития на своих полотнах.

На экране доски появляются картины (приложение):

  • А.Морозов. «Чаепитие».
  • А.Тонкушин. «Натюрморт с самоваром».
  • В.Маковскмий. «Без хозяина».
  • Б.Кустодиев. «Извозчики», «Древний Суздаль», «Голубой домик», «Купчиха за чаем». «Чаепитие на террасе».

Ведущая: Как много мы узнали о самоваре. А теперь посмотрим сказочную историю «Генерал на столе». (Учащиеся инсценируют рассказ Ю.Добрынина «Бабушкин сон»).

Входит ученик.

Ученик: Вот вы все о чае говорите. А что в нем полезного? И откуда он только взялся?

Библиотекарь: Глупый ты, Миша! Если бы от чая проку не было, разве пили бы его люди столько лет? Садись с нами. А ваши мамы все тебе о чае и расскажут.

1-я мама:В давние времена чай на Руси был неизвестен. В суровые зимы русские люди согревались ароматными и целебными напитками из различных лесных ягод и трав. Богаты были они витаминами, помогали и от простуды, лихорадки или другой какой хвори. В каждой семье свои любимые чаи были – у кого из листьев лесной земляники, у кого из малины и ежевики. А кто любил чай из листьев ароматной мяты , смородины или цветков липы.

2-я мама:Кто знает, может быть , и по сей день пили бы мы лесной чай, если бы не вторгся в нашу жизнь напиток из восточных стран – китайский чай. В старинной китайской легенде рассказывается о рождении Чайного куста. Жил в Китае мудрый монах Даррама. Однажды он увидел во сне Будду и, потрясенный этим дал обед молиться, не смыкая глаз дни и ночи. Но не выдержал усталости и крепко уснул. Проснулся монах в ужасе – ведь он нарушил клятву. Тогда он отрезал свои веки и бросил их на землю. А весной на этом месте – вырос зеленый куст, листья которого обладали чудными свойствами: они прогоняли сон. Молодой листочек по-китайски назывался «тцай» – отсюда и произошло слово «чай».

Ученик Миша: А я знаю как готовить чай.

Раз решил я чай сварить
Но не знаю, что с ним делать, как с ним быть.
Взял тогда налил водички, всыпал этот чай в горшок
И прибавил перцу, луку, да петрушки корешок.
Варево разлил по плошкам, хорошенько размешал,
Остудил его немножко, Ии на стол друзьям подал.
Друзья мялись и плевались – злились очень на меня.
Я все думал, удивлялся, чем же мог не угодить?
Наконец-то догадался: я забыл чай посолить.

Ведущая: Правильно ли Миша заваривал чай?

3-я мама: Для того, чтобы чай сохранил свою питательность, нужно уметь правильно его заваривать. Способов заваривания множество, но принцип общий. Давайте вместе приготовим чай по всем правилам.

Начинает готовить чай, комментируя свои действия.

Вода для заваривания чая должна быть свежекипяченой, лучше мягкой. Чай заваривают в фарфоровом или фаянсовом чайнике. Перед заваркой его нужно прогреть – ополоснуть два–три раза кипятком. Всыпать в чайник порцию сухого чая (из расчета 1–2 г) и сразу залить кипятком на 1/3 объема чайника. В чайной ложке содержится 2,5 сухого чая. Чайник накрываем крышкой, а сверху льняной салфеткой. Это делается для того, чтобы не терялись летучие ароматические масла. Настоять чай 5–7 мин., а потом долить чайник кипятком до нормы и разлить в чашки. Чай подают в чашке с блюдцем или в стакане с подстаканником, который ставят на пирожковую тарелку. Отдельно подают сахар, лимон, варенье, мед, в молочнике – горячее молоко или сливки. При их добавлении в чай он теряет свою терпкость.

Ведущая:

Чай горячий, ароматный и на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет и усталость прогоняет.
Силы новые дает и друзей за стол зовет!
Приглашаю всех присутствующих за наш веселый самовар.

Звучит музыка. Дети вместе с родителями и гостями садятся за столы и пьют чай.