Применение космических снимков в начальном курсе географии

Разделы: География


С развитием компьютерных технологий и широким распространением географических информационных систем с конца ХХ в. стало развиваться более интенсивно использование космической информации. Изображения Земли из космоса позволяют наглядно представить земную поверхность, те процессы и явления, которые происходят в атмосфере, на суше и в океане. В настоящее время ведется дистанционное зондирование Земли – получение информации о земной поверхности без непосредственного контакта с ней, путем регистрации приходящего от нее электромагнитного излучения. Применение космических снимков на уроках географии позволит учащимся увидеть не только современное состояние географической оболочки, но и её изменение.

Цели:

  • Образовательные: сформировать знания учащихся по теме: “Взгляд на Землю из космоса”.
  • Воспитательные: продолжить формирования ценностного отношения к миру, к знаниям о мире.
  • Развивающиеся: продолжить развитие логического мышления, монологической речи, умения работать с различными источниками информации, атласом и космическими снимками.

Структура урока

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала
    1. История космических наблюдений землян
    2. Искусственные спутники Земли
    3. Что можно увидеть с околоземной орбиты
    4. Кому и как помогают космические исследования
    5. Космическая информация в чрезвычайных ситуациях
  3. Закрепление
  4. Домашнее задание

Методы учебной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: атлас 6класс издательство АСТ-Пресс, космические снимки, учебник «География 6 класс» А.А. Летягин

Конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

2.1. История космических наблюдений Землян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Искусственные спутники Земли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Что можно увидеть с околоземной орбиты

2.4. Кому и как помогают космические снимки

 

 

2.5. Космическая информация о чрезвычайных ситуациях

 

III. Закрепление:

 

 

 

Вывод:

 

 

Домашнее задание:

Тема: Взгляд на Землю из космоса

Учитель: Планета Земля, которая кажется нам такой большой, по космическим меркам всего лишь крохотная песчинка, затерявшаяся в бескрайних просторах космоса. Но мир Земли неотделим от мира Вселенной. Солнце, Луна и другие небесные тела постоянно воздействуют на нашу планету. Поэтому чтоб лучше понять земной мир, люди пытливо обращают свой взор в наземное пространство. С каждым днем наука получает все больше фактов о единстве происхождения, развития и строения Земли и космоса.
У древних греков слово «космос» означало «подарок», «устройство». Знаменитый немецкий ученный Александр Гумбольд (1769–1859) свой научный труд назвал «Космос». Он исходил из того, что географические особенности нашей планеты зависят от устройства «Вселенной». Написанное с заглавной буквы слово «Космос» означает весь существующий Мир, всю Вселенную.
Методы исследования Земли, проводимые на значительном расстоянии от ее поверхности, называют дистанционными.
Выступление учащегося:
Во второй половине XX в. человечество вступило на порог Вселенной – вышло в космическое пространство. Дорогу в космос открыла наша Родина. Первый искусственный спутник Земли, открывший космическую эру, запущен бывшим Советским Союзом, первый космонавт мира – гражданин бывшего СССР.
12 апреля 1961 г. в Казахстане на советском космодроме Байконур состоялся запуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, в носовом отсеке которой размещался пилотируемый космический корабль «Восток» с майором ВВС Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Запуск прошел успешно. Космический корабль совершил один виток вокруг Земли за 89 мин. На 108-й мин после запуска он вернулся на Землю, приземлившись в районе деревни Смеловка Саратовской области. Таким образом, спустя 4 года после выведения первого искусственного спутника Земли Советский Союз впервые в мире осуществил полет человека в космическое пространство.
1969 – Первая высадка человека на Луне. В середине 1970-х годов министерство сельского хозяйства США приняли решение продемонстрировать возможности спутниковой системы в прогнозировании важнейшей сельскохозяйственной культуры пшеницы. Спутниковые наблюдения, оказавшиеся на редкость точными в дальнейшем были распространены на другие сельскохозяйственные культуры.
1971 – В Советском Союза произведен запуск первой орбитальной научной станции «Салют» для наблюдения за сельскохозяйственными культурами.
1973 – Запущена американская орбитальная станция Скайлэб.
1993 – В Москве руководителями России и США было подписано "Соглашение о порядке создания постоянной космической станции".
Учитель: Ученым приходится изучать и планету в целом, и район, где мы живем. Исследуются глобальные закономерности циркуляции атмосферы, процессы изменения живого вещества на Земле и состоянии растительности вокруг нашего города. Для этих целей нужны снимки разных масштабов, которые охватывают неодинаковые по размерам территории и имеют разную детальность.
Выступление учащегося:
В настоящее время существуют космические снимки разных масштабов. Их получают с разных высот. Вертолеты, самолеты, спутники с приборами для съемки поднимаются над земной поверхностью на высоту от сотен метров до тысяч километров. Размер наименьших объектов, изобразившихся на таких снимках, может меняться от дециметров до километров.
Обычно используются два основных типа спутников (см. Приложение 2).
Спутники первого типа обеспечивают постоянный обзор одной и той же части планеты. Это метеорологические спутники и спутники связи. Они располагаются на высоте 35800 км, а период их обращения на нашей планете точно соответствует периоду вращения Земли. Недостаток таких спутников в том, что приборы, установленные на них не «видят»
Спутники второго типа летают по полярным орбитам, т.е. пролетают вблизи полюсов Земли. Так как высота орбиты таких спутников значительно ниже первых, то их приборы позволяют получать данные более высокого качества. Эти спутники позволяют наблюдать за процессом увеличение оврагов, лесными вырубками, гарями, которые образовались в результате пожаров.

Учитель: Изображение Земли из космоса могут охватывать всю освещенную часть нашей планеты: на них можно различить не только материки и океаны, но и отдельные области и или маленькие поселки.

Снимки поверхности Земли, получаемые со спутников, используются во многих отраслях науки и хозяйства. В наши дни космическая съемка незаменима при составлении прогнозов и таких опасных явлений, как, например ураганы и смерчи.
Космические снимки применяют для современной разведки полезных ископаемых, для наблюдения ледовой обстановки и лесных пожаров, они позволяют изучать болота и места обитания различных животных.

Природные катаклизмы (наводнения, лесные пожары, цунами, ураганы, землетрясения, извержение вулканов, торнадо и др.) наносят огромный ущерб и приводят к человеческим жертвам.
Использование космических снимков позволяет прогнозировать возникновение чрезвычайных ситуаций, а значит уменьшить возможный ущерб.

  1. Что такое дистанционные методы?
  2. Когда был запущен искусственный спутник Земли?
  3. Кто осуществил первый полет в космос?
  4. Назовите типы искусственных спутников земли и дайте им характеристику?
  5. Где применяются космические снимки?

В ходе урока учащиеся ознакомились с различными способами наблюдений, помогающими человеку ориентироваться в пространстве и во времени.
В наше время космическая техника используется во многих сферах человеческой деятельности. Без искусственных спутников Земли нельзя представить себе современные географические исследования.

  1. Прочитать §8 «Взгляд на Землю из космоса».
  2. Ответить устно на вопросы стр. 30.
Учащиеся записывают число и тему урока.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают термин дистанционные методы.

Выступление учащегося подготовившего доклад, остальные учащиеся по ходу выступления заполняют таблицу «История наблюдений Земли из космоса» (Приложение 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление учащегося подготовившего доклад, остальные учащиеся по ходу выступления рисуют схему «Искусственные спутники Земли», разделяя их по способу получение и масштабам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся внимательно слушают речью учителя и смотрят презентацию.

 

 

 

 

 

Ученики отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

Ученики записывают домашнее задание в дневник.

Презентация