Интегрированный урок музыки и литературного чтения в 4-м классе "Тема дружбы. Выразительные и изобразительные интонации". С. Козлов "Если меня совсем нет"

Разделы: Литература, Музыка, Начальная школа


Цели и задачи урока:

  1. Продолжить знакомство с произведениями С. Козлова.
  2. Учить анализировать текст, рассуждать, мыслить.
  3. Закрепить знания о выразительности и изобразительности интонации.
  4. Развивать устную речь, мышление. Продолжить развитие слуха, памяти, ритмического чувства и других исполнительских навыков.
  5. Воспитывать культуру общения на уроке, чувства ответственности за других, тех, кто рядом. Формировать нравственные качества.

Оборудование урока:

  • Учебник литературного чтения Н. А. Чураковой 4 класс, 2 часть.
  • Портрет С. Козлова. (Приложение 1)
  • Выставка книг С. Козлова. (Приложение 2)
  • Картинки с изображением Ёжика и Медвежонка.
  • Магнитофон, кассета с записью С. Рахманинова «Вокализ».
  • Запись песни «Песня о дружбе» (Приложение 3).
  • Опорные слова (Приложение 4).
  • Синтезатор.
  • Самоанализ урока (Приложение 5)

Оформление доски:

 

14 апреля.

Выразительные и изобразительные интонации.

С. Козлов «Если меня совсем нет».

Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Старый друг лучше новых двух.
Друг дороже денег.
Говорить правду – потерять дружбу.

Опорные слова

Для выставки:

Книги С. Козлова: Ежик в тумане. Осенняя рыбалка. Страшный, серый, лохматый. Как львенок и черепаха пели песню. Как ежик и медвежонок встречали новый год. Трям! Здравствуйте! Золотая липа. Зимняя сказка. Как ежик и медвежонок небо меняли. Волшебная травка зверобой. Новогодняя сказка. Старичок - лесовичок. Лунная дорожка. Правда, мы будем всегда? Поросенок в колючей шубке. Австралийская пегая.

Присутствовали: учителя начальной школы, учителя – предметники гимназии.

План урока:

№ п/п

Этап урока

Время в минутах

1

Музыкальное приветствие.

1

2

Сообщение темы, задач и целей урока.

1

3

Проверка Д/З.

5

4

Подготовительная работа.

Прослушивание музыки.

Беседа.

10

5

Работа с выставкой книг.

2

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

6

Чтение сказки С. Козлова.

5

7

Анализ произведения.

10

8

Работа с иллюстрацией в учебнике.

5

9

Исполнение «Песни о дружбе»

3

10

Итог урока. Работа с пословицей.

2

11

Домашнее задание.

1

 

Итого по времени

45

 Ход урока.

1. Музыкальное приветствие.

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте!

- Давайте поприветствуем наших гостей. Садитесь.

- Сегодня у нас с вами снова необычный урок. Урок музыки и литературного чтения.

2. Сообщение темы, задачи и цели урока.

- Сегодня мы с вами будем вести разговор о человеческих чувствах, которые очень важны для каждого из нас. Будем учиться определять характер музыки и характер героев произведения. Тема нашего урока записана на доске.

3. Проверка домашнего задания.

а) Выразительное чтение стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака» стр. 140. (2-3 чел.)

б) Итог д/з.

- О чем же это стихотворение? (О вечности жизни на Земле)

- Какое переживание лирического героя становится главным?

(Размышление о жизни. Жизнь человеческая коротка. Пройдут века, а жизнь на Земле продолжится. Многое изменится: нас не будет, но Жизнь останется для других.)

4. Слушание и анализ музыкального произведения.

- Вы хорошо поработали над стихотворением, и теперь, когда вы поняли характер произведения, попробуйте представить ту музыку, которая смогла бы передать такие же чувства. Давайте разберём её характер по средствам выразительности: мелодия, лад, регистр, темп, ритм, динамика.

- А теперь послушаем одно музыкальное произведение. С. Рахманинов «Вокализ».

- Как вы думаете, совпадают ли эти 2 произведения по характеру?

- А по средствам выразительности?

- Какие чувства вы испытали, когда слушали музыку?

- На предыдущем уроке мы говорили об интонации в музыке.

- Что такое интонация? (Выразительность музыки)

- Какие бывают интонации? (Выразительные и изобразительные)

- А какие интонации вы услышали в этом произведении? (Выразительные, музыка выражает чувства человека)

- Какие точные интонации? (Грустные, печальные, светлые; тоска, одиночество)

- А, на мой взгляд, эта музыка по характеру больше подходит к произведению, с которым вы познакомитесь дальше.

5. Работа с выставкой книг.

- Посмотрите на выставку книг. Здесь представлены книги с произведениями С. Козлова. Давайте вспомним, какие произведения этого автора мы уже читали.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(исполняются танцевальные упражнения под музыку)

6. Чтение нового произведения подготовленными учениками (по ролям). Стр. 141 – 144. (Учебник литературного чтения Н. А. Чураковой 4 класс, 2 часть.)

- Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним произведением С. Козлова. Снова встретимся с его героями - Ёжиком и Медвежонком.

- Вспомните этих героев. Какие они? (Это неразлучные друзья, очень добрые, фантазеры)

7. Анализ произведения.

- Как вы думаете, что происходит с Ёжиком? (Он переживает за Медвежонка)

- Каким переживанием он пытается поделиться с Медвежонком? (Боязнь одиночества, переживание за близкого)

- Можно ли сказать, что Медвежонок глупый?

(Нет, так нельзя сказать.)

- Почему он никак не понимает, о чем ему говорит Ёжик?

(Потому что друзья все время вместе; и Медвежонок не может себе даже представить, как это быть одному и без Ёжика.

В тексте есть отрывок:

- Ты только представь себе: меня нет, ты сидишь один и поговорить не с кем.

- А ты где?

- Меня нет.

- Так не бывает).

- Найдите ГЛАВНЫЕ слова Медвежонка, которые объясняют его непонимание?

(Мы друг у друга есть. Ты должен быть или у меня, или у себя дома. Если тебя нет, то и меня нет).

- В каких словах Медвежонка можно проследить о том, что Ёжик очень дорог ему?

(Я побегу, обшарю весь лес и тебя найду.

Побегу в соседний лес.

Переверну все вверх дном, и ты отыщешься).

- Вы ведь понимаете, что Ёжик и Медвежонок у С. Козлова очень разные. Почему же они вместе?

(Они всегда рядом, дополняют друг друга, как единое целое. Они оба любят смотреть на ночное небо, месяц. Любят мечтать. У них есть общие интересы, им друг с другом очень комфортно, приятно находиться рядом).

- Что случилось с Медвежонком в конце сказки?

(Он рассердился, а, может, задумался)

- Как вы думаете, зачем автор начинает и заканчивает сказку изображением ночного пейзажа?

(Потому что обычно ночью легко думать, размышлять, мечтать, т.к. ничто не отвлекает.)

- Что в этом пейзаже главное?

(Холодный свет луны, поднявшейся над лесом, разливающей свой свет на неразлучных друзей)

- О чем он заставляет задуматься?

(О смысле жизни, о значимости одного человека для другого, о ценности дружеских отношений. Очень важно знать, что ты кому-то необходим, чувствовать поддержку кого-то, чью-то любовь, тогда и жить становится легче и есть цель в жизни, ради которой стоит жить).

- Какие синонимы можно подобрать к слову ДРУГ? (Приятель, дружок, товарищ).

- Какие бывают друзья? (Верные, настоящие, преданные).

- Что значит быть настоящим, преданным, верным другом?

(Быть рядом, когда это необходимо, помогать в трудные минуты, не предавать).

- Трудно быть настоящим другом? (Да, трудно)

- Можно ли научиться быть хорошим другом? (Можно и нужно)

- Какие пословицы подойдут к нашему произведению?

  • НЕТ ДРУГА – ИЩИ, А НАШЕЛ – БЕРЕГИ.
  • СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ.
  • ДРУГ ДОРОЖЕ ДЕНЕГ.
  • ГОВОРИТЬ ПРАВДУ – ПОТЕРЯТЬ ДРУЖБУ.

- Есть ли какая-то связь между стихотворением Ф. Тютчева и сказкой С. Козлова?

(Есть. И в стихотворении и в сказке прослеживается мысль вечности. Нас не будет, но жизнь продолжится, и такие чувства, как дружба и любовь останутся всегда. Поэтому необходимо ценить то, что мы имеем, наслаждаться каждым мгновением, проведенным с близкими нам людьми. Неважно, кто это - близкий человек или просто друг).

8. Работа с иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Поделитесь своими мыслями и впечатлениями.

- Какой момент изображен на иллюстрации?

- Удалось ли художнику передать все то, что передал С. Козлов в своей сказке?

9. Исполнение «Песни о дружбе» слова В. Потоцкого, музыка В. Иванова.

Ты да я, да мы с тобой.
Ты да я, да мы с тобой.
Здорово, когда на свете есть друзья.
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы наверное Земля.

Ты да я, да мы с тобой.
Ты да я, да мы с тобой.
Землю обойдём, потом махнём на Марс.
Может у оранжевой речки
Там уже грустят человечки,
Оттого, что слишком долго нету нас.

Ты да я, да мы с тобой.
Ты да я, да мы с тобой.
Нас не разлучит никто и никогда.
Даже если мы расстаёмся,
Дружба всё равно остаётся,
Дружба с нами остаётся навсегда.

10. Итог урока.

- О чем же заставляет задуматься С. Козлов? (О дружбе, преданности, верности, о ценности дружеских взаимоотношений).

- Какие чувства вы испытываете после урока?

- Что для себя взяли?

11. Д/З. стр. 141-144, подготовиться читать по ролям. Нарисовать героев сказки.