Нетрадиционный урок по теме "Подготовка плечевого изделия к примерке"

Разделы: Технология


Раздел: Технология изготовления плечевого изделия.

I. Дидактическое обоснование урока:

Цели урока:

1. Образовательные:

  • способствовать формированию и развитию умений и навыков подготовки деталей кроя к обработке и изделия к примерке;
  • способствовать формированию самостоятельных навыков обработки плечевого изделия по инструкционным картам;
  • способствовать формированию умений моделировать плечевое изделие заданного фасона.

2. Развивающие:

  • способствовать развитию умений анализировать, сопоставлять способы и приемы подготовки швейных изделий к примерке;
  • способствовать развитию познавательного интереса к предмету, через использование игровых форм проверки знаний;
  • способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

3. Воспитательные:

  • способствовать воспитанию бережного отношения к оборудованию, материалам;
  • способствовать воспитанию взаимопомощи, сотрудничества;
  • воспитывать уважение к труду.

II. Методическое оснащение урока.

1. Учебно-техническая документация: инструкционно-технологические карты по подготовке деталей кроя к обработке и плечевого изделия к примерке, презентация “Подготовка изделия к примерке”.

2. Материал для контроля знаний учащихся: карточки-задания, кроссворды, ребусы, рисунки, эскизы изделий, журналы мод, дидактический и наглядный материал по теме “Моделирование плечевого изделия” (наглядность по переносу нагрудной вытачки, построению кокетки, рельефа, формы силуэта, виды стилей), “Раскрой плечевого изделия” (набор ткани различной ширины и разного рисунка, выкройки, мел, раскладки выкройки на ткани), поузловая обработка плечевого изделия, образцы изделия.

3. Материально-техническая база: машинки, манекен, ножницы, альбом, мультимедийный проектор, карандаши, фломастеры, сантиметровая лента, иглы.

III. Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • методы проблемного изложения (частично-поисковый);
  • игровые и информационно-коммуникационные формы обучения.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

  • словесные (объяснение, сообщения учащихся, беседа);
  • наглядные (наблюдение, демонстрация, презентация);
  • практическая, самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • самостоятельная работа;
  • игровая;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Словарная работа: стиль, силуэт, моделирование, выкройка, кокетка, контрольные, контурные линии, примерка.

Тип урока: комбинированный.

Организация урока:

  • 1 этап урока - проверка знаний в форме игры по теме “Моделирование и конструирование одежды”, “Раскрой швейного изделия”;
  • 2 этап урока – объяснение новой темы с использованием ИКТ;
  • 3 этап урока - практическая работа.

Межпредметные связи: ИЗО, литература, история, информатика, черчение.

Оформление кабинета: выкройка плечевого изделия с элементами моделирования, эскизы швейных изделий, рисунки, чертеж платья, силуэты изделия, высказывания.

img1.jpg (22200 байт)

Рисунок 1

На доске высказывания:

  • “Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде”. О. Роден.
  • “Мастерство и художественное совершенство – необходимый элемент прекрасного, без него не возникает эстетическое чувство и эстетическое переживание” А. Эренгросс
  • Будьте всегда естественны, женственны, неповторимы в своей красоте – вот средство, которым можете пленить окружающих” Г. Козловски
  • “Одеваться модно – одеваться со вкусом” - П.Карден
  • “Вне моды человека просто нет. Любой из нас либо приверженец старой моды, ушедшей, либо поклонник моды, идущей, может быть, впереди времени, либо моды современной”- В. Зайцев.
  • “Насколько законы моды непостоянны и разорительны, настолько законы хорошего вкуса экономны и устойчивы”. Ж.Ж. Руссо
  • “Мода – это история, сама история, по поводу которой нельзя дебатировать, спорить, которую нельзя отрицать. И действительно, народы, у которых нет истории, обходятся без одежды”. А. Моравия.

Ход урока

Организационный момент.

Сегодня, на уроке мы проверим ваши знания по темам: “Конструирование и моделирование плечевого изделия” и “Раскрой швейного изделия”, закрепим знания и умения снятия и записи мерок, необходимых для построения чертежа плечевого изделия, понятий “стиль”, “силуэт”, “моделирование”, проверим умение моделировать и экономно раскраивать плечевое изделие.

  • 1 часть урока будет проходить в форме урока – конкурса, на котором мы попадем в экспериментальный цех Дома модели, где создается, конструируется и моделируется плечевое изделие. Вы будете художниками - модельерами и конструкторами. Затем переместимся в раскройных цех где повторим приемы, последовательность раскроя швейных изделий.
  • На 2 этапе урока мы разберем последовательность подготовки деталей кроя и изделия к примерке и выполним практическую работу.

Представляются члены жюри - “ОТК” (отдел технического контроля).

Представление команд, девиза и эмблем: класс делится на две команды - “Пуговица”, “Нить”.

За каждый правильный ответ команда получает в награду сушку, у кого на ленточке окажется больше сушек, та команда получит ожерелье победителя.

Задание для выбора капитана команды:

Кто быстрее и больше придумает слов из букв слова “эскиз”, относящиеся к технологии изготовления одежды? (Эскиз – этикет, сарафан, кокетка, игла, застежка).

Учитель: “Одеваться модно – одеваться со вкусом” - эти слова Пьера Кардена актуальны и сегодня. Чтобы подчеркнуть свою индивидуальность мы стараемся опираться на такие понятия как “стиль”, “силуэт”, “мода”.

“Вне моды человека просто нет. Любой из нас либо приверженец старой моды, ушедшей, либо поклонник моды, идущей, может быть, впереди времени, либо моды современной” - говорил Вячеслав Зайцев. Вот так и мы пойдем сегодня с вами от самых истоков моды. Прежде чем художник-модельер создаст свою новую модель, он должен изучить историю костюма, традиции, все то, что создали до него.

Прямыми предшественниками одежды, являлись татуировка и окраска тела, а также нанесение на него магических знаков, с помощью которых люди пытались предохранить себя от злых духов, устрашить врагов и расположить к себе друзей. В разные эпохи одежда имела свою форму, свою окраску влияла на формирование внешнего облика человека. Она указывала на его национальность и сословную принадлежность, имущественное положение и, конечно, возраст.

Конкурс 1. (по 2 ученика от каждой команды)

Определить стили в одежде (работа у доски):

1. Представлен набор одежды, необходимо распределить ее по стилям.

Рисунок 2

2. На доске карточки с названием стилей, необходимо убрать название стиля, которого не существует, и подобрать под каждый стиль свой эскиз.

Рисунок 3

  • Классический
  • Практический
  • Элегантный
  • Романтический
  • Деловой
  • Спортивный
  • Фольклорный
  • Крестьянский
  • Матросский
  • Сафари
  • Милитари-люкс
  • Джинсовый
  • Шелковый
  • Юнисекс
  • Авангардный
  • Военный
  • Бельевой
  • Ретро

Учитель: Следовать в одежде какому-то стилю – это не значит, что нужно строго придерживаться его, а можно дополнять, изменять в деталях в соответствии с модой. Каждый стиль предоставляет в ваше распоряжение множество самых разнообразных фасонов и сочетаний, годных на все случаи жизни.

Конкурс 2. Кто больше? (все учащиеся)

Самостоятельная работа учащихся:

  • дать краткую характеристику понравившихся стилей (домашнее задание). (Приложение 1)
  • определить какие из представленных стилей, распространены в настоящее время.
  • назвать любимый стиль одежды и обосновать свой выбор.

Учитель: “Истинная элегантность всегда предлагает беспрепятственную возможность движения” - этот закон Коко Шанель, можно отнести ко всем понятиям, связанным с конструированием одежды.

Конкурс 3. Определить силуэт. (работа у доски)

Рисунок 4

1 команда:

  1. определите виды силуэта по предложенным эскизам, рисункам;
  2. определить силуэт костюма амурских казачек на рисунке 8.

2 команда:

  • дать понятие “силуэт”, найти соответствующий силуэт по рисункам;
  • определить стиль одежды амурских казачек на рисунке 8.

Рисунок 8

Учитель: Современная одежда композиционно очень разнообразна. Художники-модельеры достигают этого различными путями. Прав был Ж.. Ж.. Руссо говоря: “Насколько законы моды непостоянны и разорительны, настолько законы хорошего вкуса экономны и устойчивы”. Как всякий настоящий художник-модельер нам не обойтись без полета творчества, фантазии, основанной на чувстве меры.

Конкурс 4. Конкурс капитанов.

Вам дается модель с указанием только конструктивных линий или силуэта:

Рисунок 5.

Задание:

1. Создайте свою модель, добавив отделочные линии, детали, цвет (таблица гармоничных сочетаний цветов);

  • назовите свою модель;
  • определите назначение модели;
  • предложите, из какой ткани можно ее сшить.

2. Нарисуйте эскиз современного костюма на основе фотографий казачьей одежды.

Рисунок 9

А пока капитаны творят высокую моду у нас веселая минутка!!!

Веселая минутка: Найди слова.

Карточка с набором букв, среди которых спрятаны слова.

ЙЦКНВМОДАВРЛЭСКИЗАВФЫВЫТАЧКАЖ

ЮБЛДМОДЕЛЬЕРЖДЛОРЛИНИЯПРШОВУРО

ЩШГПЕРЕНОСЕАПИСРЕЛЬЕФХЗЩДСТИЛЬЮ

ОРПКОКЕТКАШДЛПРИБАВКАВЫФЯСИЛУЭТ

ХОЖАКЕТНГКПОЯСНАЯФВПСТЖИЛЕТКВПР

Конкурс 5. Блицтурнир. (по 5 вопросов каждой команде)

Вопросы 1 команде:

  1. Аксессуары – это дополнение к одежде: чулки, шарф, платок, сумка, пояс, перчатки, зонтик или предметы украшения из дешевых материалов, стекла, недрагоценных металлов, камней, кожи, пластмассы, имитирующие и заменяющие дорогие ювелирные украшения.
  2. Одежда должна создавать благоприятный микроклимат для нормальной жизнедеятельности человека – это гигиенические или эксплуатационные требования к одежде.
  3. Элегантность – это полное душевное и физическое равновесие, полная гармония или умение одеваться в соответствии с индивидуальностью, чувство меры во всем, искусство найти грань между “можно” и нельзя”
  4. Что не относится к стилю одежды: ампир, модерн, резонанс, ренессанс?
  5. От чего зависит выбор цвета в одежде: индивидуальных особенностей человека, роста, сезона, характера, возраста, рода занятий.

Вопросы 2 команде:

  1. Какой из перечисленных способов моделирования можно использовать при переносе нагрудной вытачки: расчетный, шаблонный, графический, муляжный, безрасчетный.
  2. Гардероб – это предмет мебели для оформления интерьера жилища или это вся одежда, принадлежавшая одному человеку и отвечающая определенным социальным, климатическим условиям и образу жизни человека.
  3. Модель - это человек, демонстрирующий одежду или образец швейного изделия в виде рисунка, фотографии или готового изделия ( от лат. слова образец, мера)
  4. Конструкция изделия – это чертеж деталей одежды на плоскости в натуральную величину или детали изделия из бумаги.
  5. Прибавка добавляется к меркам при расчете конструкции чертежа изделия или раскрое изделия?

Учитель: “Важно не то, что носите – важно то, как носите” гласит поговорка. Поэтому модельеры и конструкторы несут большую ответственность за будущую модель.

Конкурс 6. “ Кто быстрее?” (на каждое задание по одному ученику от команды)

На доске изображен чертеж переда и спинки:

1. Определить линии чертежа конструкции плечевого изделия.

img6.jpg (40577 байт)

Рисунок 6

2. Из набора карточек с названием размерных признаков выбрать мерки, необходимые для построения чертежа плечевого изделия.

3. Произвести правильное снятие размерных признаков на манекене.

Конкурс 7. “Кто внимательнее?”

Задание по знаниям прибавок: (набор карточек с надписями мерок и прибавок)

На листе указан набор названий прибавок: Пш, Пт, Пб, Пг, определить к каким меркам их необходимо добавлять (Ди, Ст, Сг2, Дст, Сш, Шг, Сб).

Конкурс 8. “ Кто точнее?”

1. Скорректировать выкройку плечевого изделия на 2 размера больше, объяснить приемы корректировки выкройки плечевого изделия.

2. Скорректировать выкройку на 2 размера меньше. Объяснить приемы корректировки выкройки рукава.

Конкурс 9. Конкурс модельеров-конструкторов.

Рисунок 1

Рисунок 7

1 команда:

  1. Смоделировать перенос нагрудной вытачки в линию талии, середины и найти соответствующий эскиз.
  2. Подобрать к данному рисунку соответствующую смоделированную кокетку.
  3. По данному рисунку из журнала мод смоделировать выкройку.

2 команда:

  1. Смоделировать перенос нагрудной вытачки в линию проймы, бока и найти соответствующий эскиз.
  2. Найти по рисунку соответствующую конструкцию рельефа.
  3. Предложить свою модель платья и смоделировать выкройку

Конкурс 10. Состязание эрудитов.

  1. Женская национальная одежда, страны восходящего солнца, состоящая из рукавов. (Кимоно)
  2. Брюки, имеющие вкусное название. (Бананы)
  3. И название ткани, и сборник карт по географии. (Атлас)
  4. Раньше так называли девушек – модниц, сейчас верхнюю, отделочную, отрезную деталь изделия. (Кокетка)
  5. Фурнитура, обычно применяемая в поясных изделиях и обозначающая природное явление. (Молния)
  6. Из них состоит юбка “годе”, еще их вбивают в землю или дерево, о нем говорится в пословице “Куда ни кинь, всюду ….” (Клин)
  7. Головной убор, являющий собой компромисс между цилиндром и фетровой шляпой. Незаменимая вещь в походе, в нем готовят пищу на костре. (Котелок)
  8. Мягкая, рыхлая хлопчатобумажная ткань с ворсом, применяемая для шитья детской одежды, пеленок, распашонок. Их любят рассказывать охотники, рыбаки, преувеличивая свои трофеи. (Байка)
  9. Вид нарядного галстука у мужчин. Насекомое с красивыми крыльями. (Бабочка)
  10. Фурнитура, застежка особой конструкции на комбинезонах, рюкзаках и т.п. Укороченная и облегченная винтовка. (Карабин)

Конкурс 11. Решить кроссворды, ребусы. (Приложение 2)

Конкурс 12. “Конкурс раскройщиков”.

1. Подготовить ткань к раскрою. (Определить лицевую, изнаночную стороны; найти дефекты; направление нити; провести декатирование ткани)

2. Разложить выкройку на ткани. (Выполняется экономная раскладка, в зависимости от ширины ткани и направления рисунка, обмеловка)

3. Проанализировать раскладку выкройки на ткани.

Конкурс 13. Отгадайте загадки:

  1. Весь мир одевает, а сама нагишом. (Иголка)
  2. На пальце одном ведерко вверх дном. (Наперсток)
  3. По поляне шерстяной пляшет тонконожка.
    Из под туфельки стальной выползает стежка. (Швейная машина)
  4. Инструмент бывалый – не большой, не малый.
    У него полно забот – он и режет и стрижет. (Ножницы)

Конкурс 14. Продолжите:

Пословицы и поговорки:

  1. Без веретена ... (пряжи не спрядешь).
  2. Без дела жить ... (только небо коптить).
  3. Без клиньев и ... (кафтана не сделаешь).
  4. Всякий портной ... (на свой покрой).
  5. Где шьют, там … (и порют).
  6. Добрый портной … (с запасом шьет).
  7. Как ручки сделают, … (так спинка износит).
  8. Какова пряха, … (такова на ней и рубаха).
  9. Кривое веретено … (не выправишь).
  10. Кроить – не шить, … (после не распорешь).
  11. Не бывает скуки, … (коли заняты руки).
  12. Не игла шьет, … (а руки).
  13. Не привыкай к безделью, … (учись рукоделью).
  14. У портного и локоток … (наотлет).
  15. Долог день до вечера ... (коли делать нечего).
  16. Кончил дело ... (гуляй смело).
  17. Глаза страшатся ... (а руки делают).
  18. Мало хотеть ... (надо уметь).
  19. Маленько дело ... (лучше большого безделья).
  20. Семь раз отмерь ... (один отрежь).
  21. Поспешишь … ( людей насмешишь).
  22. Дело … (мастера боится).

Подведение итогов проверки знаний.

Учитель: На первом этапе урока мы проверили ваши знания видов стилей и силуэта, узнали о новых видах стилей в одежде, определили свой стиль. Проверили знания конструкции изделия и мерок, необходимых для ее построения. Закрепили умение моделировать и раскраивать изделие. Мы узнали, что каждая женщина должна обладать вкусом и быть элегантной. Ведь недаром французская поговорка гласит: “Хороший вкус - это наилучшее украшение женщины”.

Подведение итогов состязания и выставление оценок. Вручение “ожерелья-победы” команде победителю.

2 этап урока.

На доске терминология ручных стежков: сметать, заметать, приметать, обметать, наметать, пришить.

Объяснение новой темы. Сопровождается презентацией.

Сегодня на уроке мы продолжим работу по изготовлению плечевого изделия. Для этого нам необходимо определить порядок дальнейшей обработки изделия:

Вопросы классу:

  1. Что необходимо сделать с полученными после раскроя деталями изделия?
  2. Как подготовить детали кроя к обработке?
  3. Какие линии мы должны нанести на детали кроя, для чего они нам нужны?
  4. От чего зависит способ переноса контурных линий?

Задание учащимся:

  1. Определите последовательность подготовки деталей кроя к обработке.
  2. Учащиеся предлагают, что необходимо нанести контрольные и контурные линии.
  3. На доске расположена деталь кроя плечевого изделия, ученица должна показать где будут проходить контурные и контрольные линии (на табличках указаны название – контрольные, контурные)

Рисунок 6

  1. Другая ученица подбирает соответствие: для чего нужны эти линии и способы их нанесения. (набор карточек с названиями линий, их назначением)
  2. На представленных образцах разобрать способы переноса контурных линий, объяснить в каких случаях можно их применять.
  3. Демонстрация приемов нанесения контрольных линий.

На доске отображается при помощи проектора основные положения, разобранные с учащимися, они выполняют записи в тетради. (Приложение 3. Слайды 1-9)

  • название линий;
  • назначение;
  • месторасположение;
  • способы нанесения, переноса линий.

Вопрос классу:

  1. Как подготовить изделие к примерке?
  2. По каким линиям нужно сметывать детали?
  3. Укажите размер стежка?

На примере образца подготовленного к примерке объяснить последовательность и приемы выполнения работы (Приложение 3. Слайды 10-15):

а) заготовка полочки: сметать нагрудные вытачки, начиная от узкого края к широкому;

б) заготовка спинки: сметать плечевые вытачки, средний срез;

в) сметать плечевые срезы переда и спинки, высшие точки горловины должны совпасть;

г) сколоть, сметать боковые срезы спинки и переда.

Величина стежков сметывания – 7-10 мм, закрепки. Для более прочного сметывания деталей ширину стежка можно чередовать: стежками 2-3 мм и 5-7 мм.

Подведение итогов 2 этапа урока: сегодня мы разобрали последовательность обработки деталей изделия, наша задача выполнить подготовку изделия к примерке так, чтобы во время примерки было как можно меньше недочетов.

3 этап. Практическая работа. Подготовка изделия к примерке.

3.1. Вводный инструктаж учителя:

  • сообщение названия практической работы;
  • разъяснение задач практической работы;
  • ознакомление с образцом труда;
  • ознакомление с инструкционной картой;
  • предупреждение о затруднениях в работе;
  • инструктаж по технике безопасности при ручных работах.

3.2. Самостоятельная работа учащихся.

3.3. Текущий инструктаж учителя.

Самоконтроль (Приложение 3. Слайд16):

  • ровность строчек, стежков сметывания;
  • ровность переноса линий.

3.4. Заключительный инструктаж:

  • анализ выполнения самостоятельной работы учащихся;
  • разбор типичных ошибок уч-ся, причины ошибок;
  • объяснение способов устранения ошибок;
  • самоанализ работы.

4. Подведение итогов урока (сообщение о достижении целей урока, оценка работы, демонстрация лучших работ)

Литература.

  1. Burda. Шитье – мое хобби. Изд-во "Энне Бурда ГмбХ&Ко, Д-77641, Оффенбург, Германия.
  2. Егорова Р.И., Монастырная В.П. Учись шить: Кн.для учащихся сред. шк. возраста. –М. Просвещение, 1989. -160с.
  3. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. - М.: Просвещение, 1990. -335с.
  4. Скопцова М.Й. Технология: Учебное пособие по Обслуживающему труду для учениц 5-8 классов. Ростов-на-Дону: изд-во “Феникс2, 1997 – 384с.
  5. Столярова С.И., Домненкова Л.В. Обслуживающий труд: Учеб. пособие для учащихся 7-8 кл. – М.: Просвещение, 1985 – 224с.

Презентация к уроку. Приложение 3.