Занятие по развитию творческого мышления по теме "Эмоции в образах, эпитетах и сравнениях"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • Развитие вербальной беглости и оригинальности, воображения, творческого мышления.
  • Развитие умений выделять существенные свойства явлений и предметов, способности к объединению отдельных частей в систему, быстроты реакции.
  • Развитие способности придумывать красочные эпитеты, сравнения.
  • Тренировка навыков взаимодействия в группе.
  •  Освоение метода фотоколлажа.
  • Раскрытие личностного потенциала каждого ребенка средствами фотографии.

1 Вводная часть

  • Ритуал приветствия (Здравствуй, добрый человек)
  • Вступление

У вас на столах лежат ладошки красного и синего цвета. С каким настроением вы пришли сегодня на занятие. У кого хорошее настроение, тот поднимает ладошку красного цвета, у кого грустное – синего цвета.

На прошлой встрече мы провели небольшую фотосессию, вы создавали образ, который соответствует вашему внутреннему миру и пытались передать его с помощью эмоций. Давайте посмотрим, что у нас получилось и к некоторым, подберем названия вместе. Презентация слайд
Как эмоции передать полнее, богаче?

Сообщение целей
Сегодня мы будем работать над творческим мышлением, воображением, учиться передавать эмоции художественным словом и образом. слайд

 Разминка:
- Найди лишнее словосочетание
В каждом из следующих рядов вычеркните словосочетание, которое по смыслу не подходит к остальным. слайд
Двузначное число, деление на два, сложение десятков, вычитание в уме, умножение дробей.
Золотое кольцо, серебряная цепочка, сережки с бирюзой, серебряная ложка, золотая брошь.
Ткацкая фабрика, сельский учитель, строитель метро, зубной врач, водитель автобуса.
Веселый марш, быстрая полька, грустная песня, щемящая тоска, торжественная симфония.
Красивый ситец, дорогая шерсть, гладкий сатин, легкий крепдешин, ситцевое платье.
Какое словосочетание близко к теме нашего занятия. Что вы можете о нем сказать?

(Эпитет – слово со значением признака, прибавляемое к названию предмета для большей художественной выразительности.) слайд
- Вставь недостающее слово
Подбери такое слово, которое подходило бы сразу и к слову слева и к слову справа. Впиши пропущенное слово в скобки.
Например: ум ( ) боль – ум (острый) боль.
разговор ( громкий, затяжной ) дождь
кровь ( красный ) цветок
взгляд ( колючий ) куст
друг ( крепкий, старый ) шкаф
запах ( острый ) анекдот
утро ( раннее ) развитие
диван ( мягкий ) хлеб слайд
А что хотите сказать об этих определениях? Здесь есть эпитеты? (похожи на скрытое сравнение)
Сравнение – сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую изобразительность, наглядность. слайд

В каких произведениях можно больше всего встретить красочных выражений, которые более точно передают чувства.
По желанию 1 ребенок читает стихотворение наизусть, остальные находят сравнения или эпитеты.

А теперь давайте вспомним какие-нибудь красочные выражения, сравнения, эпитеты, например, такие: «быстрый, как молния», «трусливый, как заяц», «отважный, как лев». Придумайте подобные им по содержанию. Можно использовать шуточные. Например, к выражению «быстрый, как пуля» ученики могут предложить свои «быстрый, как ракета», «быстрый, как камень, выпущенный из рогатки», «быстрый, как пловец, которому кричат, что за ним гонится акула» и т.д.

Работа в парах
Попробуйте придумать какие-нибудь образные сравнения для того, чтобы интересно, весело закончить предложения, приведенные ниже. Постарайтесь, чтобы ваши образные выражения были как можно более яркими, красочными, звучными. Слайд

Море было ласковым, как мой щенок; или как рука мамы; или как кот, который решил подлизаться; или как голос бабушки.
Класс работал так быстро, как будто ________________________________________________
Девочка так величаво поднималась по лестнице, как будто _____________________________
Когда директор вошел в класс, то стало так тихо, как будто ____________________________
Они делали все так медленно, как будто _____________________________________________
Хоккеист так отчаянно рвался к воротам, как будто ___________________________________
Обсудить всем классом результаты работы пар.

Физминутка «До десяти» (на быстроту реакции)
Я объявляю любое число от 1 до 10. То же число вы должны показать на пальцах.
Для чего мы используем в своей речи сравнения, эпитеты. Эпитеты и образные выражения делают нашу речь более интересной и богатой, чтобы точнее передать чувства. А как вы оцениваете возможности передачи эмоций через рисунки, различные изделия из любого материала.
Давайте вернемся к фотографиям. Они возвращают нас в прошлые времена. Вот мама, сестренка. На одной фотографии только лицо, а на этой фотографии…. А здесь в кадр не поместилась целая улица. Формат фотографии довольно маленький, и на нем не умещается все, что хочется снять на память. Мы попробуем дорисовать то, что не поместилось на снимке. слайды
Дети переходят за стол на котором лежат ножницы, фотографии, клей, гуашь, кисточки, листы бумаги.
Выберем фотографию. На вырезках нам приглянулись телефонный аппарат и настольная лампа, их тоже вырежем по контуру. Положим вырезки на лист бумаги, придумаем сюжет и развитие действия картины. Например: «Подружки собрались провести вечер за чтением интересной книги. Сели на уютный, красивый диванчик. Включили настольную лампу.» Беру яркие цвета, как вы думаете какое настроение передам этой картиной…

Самостоятельная работа
Наклеим все на лист бумаги. Простым карандашом к вырезанным портретам дорисуем фигуры подружек, диван, прорисуем детали их одежды.
Организуется выставка в классе.

3. Заключительная часть
- Рефлексия прошедшего занятия
Что понравилось?
Какое задание было легким? Напротив трудным?
А как легче для вас, передать чувства словом или образом?

Ладошка настроения
- Ритуал прощания (в подарок фотографии)

Приложение