Программа поисково-исследовательского клуба "Почемучек" (для учащихся 2–4-го классов)

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка.

Федеральный компонент Госстандарта образования направлен на развитие у учащихся самостоятельной мыслительной деятельности, творческой инициативы, самовыражения. Практической реализации этих качеств поможет работа клуба “Почемучек” по данной программе.

Выбор направления курса-проведения учебных исследований с младшими школьниками обусловлен тем, что у учителя нет возможности много времени на уроке отводить поисково – исследовательской деятельности, развитию воображения, креативности.

И в результате у учащихся младших классов, по природе своей очень любознательных, не удовлетворяются интересы к исследовательской деятельности.

Предлагаемая программа позволит учащимся самим находить ответы на многие “почему?”, используя более 10 методов исследовательской деятельности: информационный поиск, наблюдения, опыт, опрос, анкетирование и т.д. и результатами работ будут: собственные исследовательские работы, оформленные альбомы, стенды, газеты, выступления на классных часах, родительских собраниях, конференциях.

Работа начинается во 2 классе со второго полугодия. Учащиеся обучаются самым простым методам исследовательской деятельности, информационного поиска, опроса, анкетирования и т.д. к данной работе привлекается: библиотекарь школы, психолог, учителя географии, биологии.

Работа клуба проводиться во внеурочное время 1 раз в 10 дней со всеми желающими учащимися. Случайные члены клуба отсеются в ходе работы, останутся самые любознательные.

Можно формировать группу из учащихся одного класса или разновозрастную группу, что и сложнее, т.к. задания разноуровневые и легче, т.к. младшие видят, как работают те, кто постарше. В какое время брать, какую тему решает руководитель клуба.

Задачи программы:

  1. Формирование человека с высоким интеллектуальности уровнем.
  2. Удовлетворение интересов учащихся в научно-исследовательской деятельности.
  3. Создание условий для ранней профориентации учащихся.
  4. Обучение умению прослеживать межпредметные связи.
  5. Воспитание гуманной, творчески активной личности.

Содержание программы будет способствовать:

  • овладению членами клуба навыками самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем;
  • саморазвитию и самовыражению;
  • осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов исследований;
  • востребованию творческого потенциала учеников;
  • получению учащимися новой информации, родственной творческому озарению; умению сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из книжных источников.

2 класс. Обучение начинающих. (10 занятий)

Тема занятия Время Кто проводит
1 Кто и что может быть предметом исследования? январь Руководитель клуба
2 Общее знакомство с методами исследования январь Руководитель клуба
3 Метод информационного поиска    
4 а) работа со словарями   Библиотекарь школы
5 б) со справочниками, энциклопедиями   Библиотекарь школы
6 в) с журналами, газетами   Библиотекарь школы
7 г) с компьютером   Учитель информатики
8 Методы наблюдения и опыта   Учитель биологии, географии
9 Методы опроса, анкетирования май Психолог школы

Раздел I. “Земля и люди”

Название темы Метод исследования Класс Практический выход
1 Почему бывают кислотные дожди? Информационного поиска 2 кл. Выступление с исследовательской работой на заседании клуба, уроке окружающего мира
2 Что такое озоновая дыра и почему возникает? Информационного поиска 3-4 кл. а) исследовательская работа

б) выпуск листовки: “Берегите природу”

в) выступление на родительском собрании

3 Почему животные находят обратную дорогу домой? а)информационного поиска

б) опроса (по сбору примеров на тему)

3 кл.

4 кл.

Исследовательская работа

Исследовательская работа

4 Кому из животных и почему поставлены памятники? Информационного поиска 3 кл. Заметка в газету клуба
5 Почему некоторые животные чувствуют приближение природных стихий, наводнений, землетрясений и т.д. Информационного поиска 3 кл. Исследовательская работа
6 Почему бывают туманы? Информационного поиска 2 кл. Исследовательская работа
7 Установление снежного покрова Наблюдения 3 кл. Дневник наблюдения
8 Природа и время. Разные виды часов: цветочные, солнечные, водяные и т.д. а)информационного поиска

б)моделирования, зарисовки

3-4 кл. Выставка рисунков и моделей часов из различного бросового материала
9 Дикие собаки и кошки. Информационного поиска 2 кл. Исследовательская работа
10 Отлёт и прилёт птиц в нашей местности. Наблюдения 2-3 кл. Дневник наблюдений
11 Птицы: зимующие в нашем саду Наблюдения 3-4кл. а) дневник наблюдения

б) конкурс проектов кормушек для птиц

12 Где и когда появляются первые проталинки в окрестностях школы? Наблюдения 2-3кл. Дневник наблюдения с картой
13 Почему зверобой зверобой, а утконос утконос? Объясните названия растений и животных. Информационного поиска 2-3кл. Альбом с рисунками и картинками
14 Кто и что есть на суше и в воде?: ёж- морской ёж; корова – морская корова; шла – рыба шла; меч – рыба меч; капуста – морская капуста и т.д. Информационного поиска 2-3кл. Альбом с зарисовками и картинками
15 Народные названия дней года, что обозначают: Егорьев день, Петров день, Михайлов день и т.д. Информационного поиска 4кл. Исследовательская работа
16 Почему надо:

а) мыть руки, чистить зубы,

б) заниматься спортом, гулять на свежем воздухе,

в) не долго смотреть телевизор и работать с компьютером.

Опрос – исследование мотивации на здоровый образ жизни 2кл.

3кл.

4кл.

Выступление с результатами на классных часах и родительских собраниях.
17 Народные приметы:

а) зима снежная – лето дождливое,

б) пока с дуба и березы не облетит лист – зима не ляжет и другие.

Наблюдение 2кл.

3кл.

Дневник наблюдений
18 Животные и растения – предсказатели погоды:

а) растения,

б) животные.

 

Информационного поиска

Информационного поиска

Наблюдение

 

2кл.

3кл.

4кл.

 

Исследовательская работа

 

Дневник наблюдения

19 Почему осенью желтеют и опадают листья?

а) от силы ветра,

б) от силы солнечного свечения,

в) от повышения температуры воздуха,

г) от долготы дня.

 

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

 

2кл.

2кл.

3кл.

4кл.

 

Дневник наблюдения

Дневник наблюдения

Дневник наблюдения

Дневник наблюдения

20 Развитие растения из семени.

а) на свету, в тени,

б) полив: частый, редкий, теплый,

в) различие почвы.

 

Опыт наблюдение

Опыт

Опыт

 

2кл.

2кл.

3 кл.

 

Дневник

Дневник

Дневник

Раздел II. Историко – краеведческий раздел. “Истоки”

Тема исследования Класс Метод исследования Практический выход
1 Старинные названия профессий: стряпчий, цирюльник и т.д. 2-3кл. Информационный поиск Исследовательская работа.
2 Эволюция плавательных средств передвижения. 2-3кл.

 

4кл.

Информационный поиск

 

Информационный поиск

Конкурс рисунков “На чём плавали люди”

Конкурс поделок различных плавательных средств из различного материала

3 Старинные музыкальные инструменты. 3кл.

 

4кл.

Информационный поиск

Опрос жителей о наличие дома инструментов, посещение регионального музея

а) рисунки старинных инструментов

б) исследовательская работа

Фото-отчёт

4 “О чём говорит герб?”

а) герб нашего города,

б) герб республики Татарстан,

в) герб России.

 

2кл.

3кл.

4кл.

 

Информационный поиск

Информационный поиск

Информационный поиск

 

Исследовательская работа с рисунками

Исследовательская работа с рисунками

Исследовательская работа с рисунками

5 Поэты и писатели нашего города. 3-4кл. Информационный поиск Альбом, газета, вечер поэзии
6 Новые улицы нашего города: в честь кого названы? 4кл. Информационный поиск Отчёт-альбом
7 Что повлияло на выбор твоего имени? 3-4кл. Опрос - родителей Исследовательская работа

Выступление на родительском собрании

8 Из истории моей фамилии. 4кл. Информационный поиск

Опрос членов семьи

Исследовательская работа

Круглый стол: “Моя фамилия”

9 Возрождение старинных имён. 3кл. Опрос по детсадам, начальным классам школы Исследовательская работа
10 Долгожители нашего микрорайона. 4кл. Информационный поиск

Анкетирование

Отчёт (альбом)

Выпуск стенной газеты

11 Старинные праздники русских, татар, чуваш. Сходство, различие. 3-4 кл.

 

Информационный поиск

Опрос пожилых людей

Исследовательская работа

Конкурс рисунков

Концерт для родителей с фрагментами праздников

12 Старинный женский и мужской костюм русских, татар, чуваш. Сходство различие. 3-4кл. Информационный поиск

Эксплуатация в региональный музей г. Нурлат

Опрос пожилых людей

Альбом в рисунках и фото

Конкурс рисунков и поделок

Выставка рисунков, поделок, фото, костюмов для 2-4 классов

К 50 летию школы
13 Учителя – выпускники школы. 3-4кл. Информационный поиск

Анкетирование, сбор фото

Фотоальбом
14 Учителя школы, имеющие звания и награды. 3-4кл. Информационный поиск

Опрос-исследование

Фотоальбом
15 Директора школы за полвека. 4кл. Информационный поиск

Сбор материалов

Фотоальбом