История развития родной деревни

Разделы: Внеклассная работа


Введение

Элективный курс по истории для 9 класса на тему "История развития родной деревни", рассчитанный на 10 часов включает материал, не содержащийся в базовых программах. Курс составлен на основе краеведческого материала, собранного в музейной комнате школы, и хранящиеся в фондах Бардымского районного краеведческого музея. Планирование курса включает в себя тематики таких дисциплин, как музейная педагогика краеведения, источниковедение, топонимика. Ученикам предлагается попробовать свои силы, составляя творческий проект. Причем, ученики получают возможность выбора формы проекта, в зависимости от индивидуальных склонностей и интересов. В данном случае творческий проект - это характеристика исторического источника, и написание реферата, и составление своей родословной.

Программа предусматривает систему творческих заданий разной степени сложности: от домашней беседы с родителями о знаменитых людях села до характеристики исторического источника. Ученику предоставляется возможность во всякой работе попробовать свои силы и сделать выбор, творческий проект завершает программу курса.

Цель курса: предоставить учащимися возможность принять участие в историческом исследовании на основе краеведческого материала.

Задачи курса:

1. Заинтересовать учеников историей родного села;

2. Показать ученикам возможность изучения истории через обращение к источнику;

3. Дать возможность ученикам проявить свои творческие возможности при составлении проекта.

Ожидаемые результаты обучения:

Предполагается, что ученики получат навыки самостоятельного исторического исследования, связанного с источниковедением и краеведением.

Программа элективного курса "История развития родной деревни" (10 часов), 9 класс

Введение ( 1час)

Основное содержание занятия:

1. В начале курса ученики получают задание выбрать форму творческого отчета. Это может быть:

  • Характеристика исторического источника;
  • Написание реферата;
  • Родословная семьи.

Итогом занятий будет творческий отчет.

2. Экскурсия в музей. Познакомить учеников с основным содержанием курса.

Оборудование урока: книги Р. Валиуллина " Очерки по истории родного края". А. Фатыхова " Гайнинский край".

Исторические источники как основа исторических знаний( 3 часа)

Основное содержание занятия:

  • Исторический источник как основа исторических знаний;
  • Классификация исторических источников. Вспомогательные исторические дисциплины и характеристика исторического источника.

Знакомство с публикациями о родной деревни в газете "Рассвет". Характеристика газетных публикаций как исторического источника. Знакомство с воспоминаниями местных жителей о своей родной деревне в годы ВОВ. Оформление воспоминаний в качестве музейного документа.

Оборудование урока:

Материалы музея о родной деревни. Публикации в газете "Рассвет". Воспоминания местных жителей о родной деревни в годы ВОВ.

Домашнее задание:

  1. Характеристика исторического источника;
  2. Оформление воспоминаний в качестве музейного документа

(тема выбирается индивидуально) .

Место села на карте России ( 1 час)

Основное содержание занятия:

  • Особенности расположения Бардымского района в Пермском крае; родной деревни в Бардымском районе;
  • История появления деревни на этом месте.

Оборудование урока:

  • "Физическая карта Пермской области",
  • "Физическая карта Бардымского района",
  • атласы.

Домашнее задание: Обозначение на контурной карте границы Бардымского района и деревни.

История деревни и история семьи (1 час)

Основное содержание занятия:

Родословная семьи. Приемы работы с родословной. Значимость этой работы.

Оборудование урока:

Музейные материалы, ученические работы "Моя родословная".

Домашнее задание:

Домашний разговор с родителями о семейной родословной.

Знаменитые люди деревни( 1 час)

Основное содержание занятия:

Беседа о людях, которыми славится деревня. Их жизнь и судьба. Кто такой Батырша?

Оборудование урока: портреты

Домашнее задание: узнать у родителей о знаменитых людях деревни.

Обряды и обычаи моего народа( 2 часа)

Основное содержание занятия:

  • Семейные, календарные, религиозные обряды;
  • Беседа с пожилыми людьми об обрядах и обычаях;
  • Оформление стенгазеты.

Оборудование урока: фотографии некоторых обрядов и обычаев.

Домашнее задание: принести иллюстрации обрядов и обычаев своего народа.

Заключительный "Творческий отчет"( 1 час)

Основное содержание занятия: Проводится семинар, где ученики представляют свои работы.

Оборудование урока: Самостоятельные творческие работы. Отчеты учеников.

Тематическое планирование элективного курса

Тема занятия Основное содержание занятия Материалы Задание
1 Введение - В начале курса ученикам сообщается, что им предстоит выбрать форму творческого отчета;

- экскурсия в музей школы.

Книги Р. Валиуллина, Р. Фатыхова.  
2 Исторические источники как основа исторической науки - исторический источник как основа исторических знаний. Классификация исторических источников. Комплекс материалов музейной комнаты школы. Характеристика исторического источника
3 Газетные публикации о родной деревне - знакомство с публикацией о родной деревне в газете "Рассвет", характеристика газетных публикаций. Публикации о деревне в газете

" Рассвет"

 
4 Воспоминания местных жителей - знакомство с воспоминаниями местных жителей о деревне в годы ВОВ. Воспоминания местных жителей о деревне Оформление воспоминаний в качестве музейного документа
5 Место села на карте России -Особенности расположения Бардымского района в Пермском крае; родной деревни в Бардымском районе; история появления деревни на этом месте. "Физическая карта Пермской области", "Физическая карта Бардымского района" Обозначение на контурной карте границы Бардымского района и деревни.
6 История деревни и история семьи Родословная семьи. Приемы работы с родословной. Музейные материалы, ученические работы Домашний раговор с родителями о семейной родословной
7 Знаменитые люди деревни Беседа о людях, которыми славится деревня. Кто такой Батырша?   Узнать у родителей о знаменитых людях деревни.
8-9 Обряды и обычаи моего народа Семейные , календарные, религиозные обряды. Беседа с пожилыми людьми об обрядах. Оформление стенгазеты. Фотографии, иллюстрации обрядов. Принести иллюстрации обрядов и обычаев своего народа.
10 Творческий отчет      

Темы для рефератов

  1. Происхождение моей деревни.
  2. Моя любимая школа.
  3. Знаменитые люди деревни.
  4. Деревня в годы ВОВ.
  5. Прошлое и настоящее деревни.
  6. Обряды и обычаи моего народа.
  7. Что говорят газетные публикации о деревне?
  8. Легенды и мифологические рассказы о деревне.
  9. Моя семья.
  10. Красивые места деревни.

Список использованной литературы

1. Фатыхов А. Гайнинский край. - Барда, 1995г.

2. Валиуллин Р. Очерки по истории родного края.- Барда, 1998 г.

3. Народы Поволжья и Приуралья: Историко- этнографические очерки/ Под ред. Р. Г. Кузеева.- М., 1985г.

4. Черных А. В. Тулвинские татары и башкиры. - Пермь, 2004г.

5. Блинов Н. Исторический очерк заселения Осинского уезда // Сборник Пермского земства. - Пермь, 1898. - №3 - 4. Отд.3 - с. 1- 20.

6. Дмитриев А.А, Пермская старина. - Пермь, 1990

7. Книга памяти 1941- 1945.

8. Валиуллин Р. Ш. География Бардымского района.Барда.2000

9. Нигмедзянов Н.Н, Татары Среднего Поволжья и Приуралья. - М., 1967г.