Логоритмическое занятие "Петушок — золотой гребешок и чудо-меленка"

Разделы: Начальная школа


Оборудование: Фонограмма лирической русской народной песни в исполнении оркестра народных инструментов; иллюстрации к сказке «Петушок-золотой гребешок и чудо-меленка»; шапка чучела; маски помидора, огурца, моркови, капусты, петушка; металлофон.

Дети входят в зал под лирическую русскую народную мелодию и садятся на места (кассета «Я с комариком плясала»).

Логопед: Садитесь, ребята, поудобнее. Я расскажу нам сказку русскую, старинную.

В одной деревне жили-были дедушка да бабушка. Весной, как все, поле пахали, засевали, огород сажали, приговаривали.

Динамическая пауза «Посевная»

Мы посеем рожь, рожь, (дети показывают, как разбрасывают зерна)
И горох войдет хорош, (Поднимают постепенно руки.)
Будет по ветру клониться (Качают поднятыми руками из стороны в сторону)
Белоярая пшеница
И гречиха в цвет рядиться. (Вытягивают руки и вращают кистями.)

Эстонская народная песенка

Логопед: Сеяли старики горох, а одна горошина покатилась по дорожке и закатилась в подполье под дом. А дед с бабой просят солнышко ярче светить, дождик теплый лить, чтобы лучше овощи да пшеница росли.

Попевка «Тучка»

(см. Приложение)

Дети поют, показывая направление мелодии рукой. Педагог играет попевку на металлофоне.

Логопед: Радуются старики теплому летнему дождику. Хорошо он поливает огород, все овощи сразу в рост пошли.

Ритмическая игра «Капли»

Капля раз, капля два, (Дети хлопают по коленям целыми длительностями.)
Капли медленно сперва. (Хлопают в ладоши половинными.)
Потом стали поспевать, (Ударяют пальцами по ладони другой руки четвертными.)
Капля каплю догонять.

М. Новикова

Логопед: На огороде овощи поспевают, в поле пшеница колосится,

Упражнение на развитие координации движений «Колоски»

По весне поле вспахали, (дети делают скользящие движения ладоней друг о друга)
Зерном поле засевали. (Прикасаются пальцами одной руки к ладони другой и отводят руку в сторону («сеют»).
Солнце припекает, (Перекрещивают ладони, раздвинув пальцы, и поднимают руки («солнце»).
Землю согревает. (Опускают руки, делая пружинящие движения ладонями, раскрытыми к полу.)
Высоко поднялись колоски, (Сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу и медленно поднимают руки.)
К солнышку тянутся они.
Ветер налетает, (Покачивают руками над головой.)
Колоски качает.
Вправо пригнулись, (Наклоняют корпус и руки вправо, влево.)
Влево качнулись.
А как дождичек идет, (Медленно опускают руки, быстро шевеля пальцами.)
Рожь водицу пьет и пьет. (Складывают ладони чашечкой и подносят ко рту («пьют»).
Вот какая нива! (Поднимают руки, пальцы раздвинуты.)
До чего ж красива! (Трясут кистями рук над головой.)

Логопед: А горошина под полом тоже в рост пошла. Росла, росла и выросла до полу. Старуха увидела и говорит:

— Старик, надобно пол-то прорубить, пускай горошина растет выше. Как вырастет, станем в избе горох рвать.

Старик прорубил пол, а горошина все растет да растет — и доросла до потолка. Пришлось старику и потолок прорубить, и крышу. Выросла горошина до самого неба... А на огороде птицы летают, клюют овощи. Поставил старик чучело.

Чистоговорка «Ч»

— О чем ты плачешь, чучело?
— Быть чучелом наскучило.

Т. Куликовская

Французская народная игра «Чучело»

Воробьев наскучило (дети идут вокруг «чучела», взявшись за руки. «Чучело» стоит, расставив руки в стороны.)
Чучелу пугать.
Хочется и чучелу
С нами поиграть.
Чучело услышало (дети хлопают в ладоши. «Чучело» кружится.)
Песни, шум и смех.
Закружилось чучело
На глазах у всех.
Чучелу так хочется (дети подходят к «чучелу», которое выполняет «пружинку»)
С нами танцевать.
Воробьев приходится (дети отходят назад.)
Чучелу пугать.

(Чучело догоняет ребят)

Логопед:

Наступила осень.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У березки на плечах.
У калины и рябины
Вьются стаями дрозды...
Под окошком георгины
Красотой своей горды.

Е. Трутнева

Песня об осени (по выбору)

Логопед: Пришло время урожай собирать. Много овощей собрали старики с огорода.

Массаж пальцев «Овощи»

Вырос у нас чесночок, (Дети разминают фалангу указательного пальца (от ногтя к основанию),
Перед, томат, кабачок, фалангу среднего пальца,
Тыква, капуста, картошка, безымянного,
Лук и немного горошка. мизинца.
Овощи мы собирали, Так же массируют пальцы на другой руке.
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год, Разминают большой палец левой руки.
Наш друг — огород! Разминают большой палец правой руки.

О. Крупенчук

«Урожайный хоровод»

на мотив песни «Урожай собирай» А. Филиппенко

Мы корзиночки несем, Дети, взявшись за руки, идут по кругу. В центре сидят на корточках дети-овощи.
Хором песенку поем.
Урожай собирай
И на зиму запасай!
Ой-да, собирай Хлопают в ладоши
И на зиму запасай! Кружатся топающим шагом, поставив руки («полочкой».

Т. Волгина

Помидорчик небольшой Поют песню, «помидор» медленно поднимается («растет» )
Появился над землей
И порадовал людей и выполняет повороты вправо-влево.
Звонкой песенкой своей:
«Кто такою красотой Выставляет ногу на пятку.
Мог сравниться бы со МНОЙ!».
Огуречик небольшой Те же движения выполняет ребенок «огурец».
Появился над землей
И порадовал людей
Звонкой песенкой своей:
«Кто такою красотой
Мог сравниться бы со мной!»
И морковка небольшая Те же движения выполняет «морковь»
Появилась вот такая
И недели две подряд
Расправляла свой наряд:
«Кто такою красотой
Мог сравниться бы со мной!»
В белом платьице капуста Те же движения выполняет «капуста».
Поднялась над грядкой густо
И недели две подряд
Расправляла свой наряд:
«Кто такою красотой Произносят фразу.
Мог сравниться бы со мной!»
Огородная семейка, В заключение дети хлопают, «овощи» пляшут в центре круга.
В танец, в танец поскорей-ка!

И. Демьянова, М. Картушина

Логопед: Надо рвать гороховые стручки. Полез дед по гороховому стеблю вверх стручки рвать, забрался на самое небо. Видит: сидит на тучке Петушок-золотой гребёшок, а рядом с Ним стоит меленка — золотая-голубая. Старик, недолго думая, взял и меленку и петушка. Спустился дед по горошине в избу, отдал находки старухе. Старуха меленку повернула разок — глядь, упали на стол блин да пирог! Повернул еще разок — опять упали блин да пирог. Да такие вкусные, совсем как сама старуха в печке пекла.

Пальчиковая игра «Пирог»

Мы спросили нашу печь: дети ставят руки «полочкой» и покачивают ими.
— Что сегодня нам испечь? — Вытягивают руки вперед.
Печку мы спросили, Поворачивают ладони вверх - вниз.
Тесто замесили. Мнут руками бедра.
Тесто скалкой раскатали, Гладят ладонями ноги.
Раскатали — не устали.
Начинили творогом «Пекут пироги» (то одна рука сверху, то другая).
И назвали пирогом!
Ну-ка, печка, Вытягивают руки вперед, ладонями вверх (2 раза).
Дай творожнику местечко! Хлопают в ладоши (4 раза).

Венгерская детская песенка

Логопед: С той поры старик со старухой хорошо живут, пироги да блины едят, меленку похваливают. А Петушок-золотой гребешок по двору важно ходит, в курятнике за порядком следит. 

Стихотворение с движениями «Петушок»

На закате, на рассвете Стоя прямо, отведя руки назад, поворачивают голову то вправо, то влево.
Далеко петух заметен.
С гребешка Прижимают ладони друг к другу и приставляют их к голове.
до самых шпор Делают 2 шага на месте.
Не петух, Водят указательным пальцем вправо-влево.
а светофор. Вытягивают руки вперед

В. Степанов

Логопед: Прознал про чудо-меленку барин и отобрал ее у стариков. Горюют дед с бабой, слезы проливают. Полетел Петушок-золотой гребешок отнимать меленку у барина. Прилетел он к барскому дому, сел на забор и закричал:

— Кукареку! Барин, отдай нашу меленку — золотую - голубую!

Услыхал это барин, приказал бросить петушка в колодец. Слуги петуха поймали, бросили в колодец. А петушок сидит в колодце, пьет воду и приговаривает:

— Носик, носик, пей воду!

Вот так и выпил петушок всю воду.

Логопедическое упражнение

Вытянуть губы «трубочкой» и вдыхать, как бы «втягивая» в себя воздух. Упражнение вырабатывает движение губ вперед.

Логопед: Выпил петушок всю воду, вылетел из колодца, опять требует у барина меленку. Барин приказал бросить петушка в горячую печь. Поймали слуги петуха и бросили его прямо в огонь. А петушок сидит в печи и приговаривает:

— Носик, носик, лей воду! И залил весь огонь в печи.

Дыхательное упражнение

Вытянуть губы «трубочкой» и длительно выдыхать воздух, стараясь, чтобы воздушная струя была непрерывной. Упражнение способствует равномерному плавному выдоху.

Логопед: Вылетел петушок из печи, влетел прямо в барский дом, сел барину на голову и давай в темя клевать. Пришлось барину отдавать меленку. Принес петушок ее старику со старухой. То-то радости было! С той поры дед с бабой сами блины с пирогами едят, соседей угощают да горошинку добром вспоминают. Дед про горох даже песенку поет.

Польская народная песенка «Дедушка Рох»

Дедушка Рох Дети стучат пальчиками по коленям.
Посеял горох.
Землю пахал — Скребут пальцами по бедрам.
Тяжко вздыхал.
Когда убирал — Вытирают лоб тыльной стороной ладони.
Пот утирал.
Когда молотил — Стучат кулачками по бедрам.
По пальцу хватил.
Зато, когда ел, Подносят руку ко рту.
Язык проглотил — Закрывают рот ладонью.
До того было вкусно! Сжимают пальцы в кулак, подняв большой палец.

Логопед:: А петушок тоже горошек клюет да с курочками в «горошину» играет.

Использованная литература:

  1. Мусова И.Б. Логопедические чистоговорки. М., 1999.
  2. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья., Спб., 2004.
  3. Музыка в детском саду. Подготовительная к школе группа /Сост. Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова. М., 1985
  4. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. Спб., 1999.
  5. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. М., 2006.
  6. Аудиокассета: Я с комариком плясала /Сер. «Русские народные танцы». М., 2001.