Литературно-спортивный праздник "В стране сказочной силы" (5–7-й классы)

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цель: используя игровые сказочные сюжеты и русские народные забавы, воспитывать в детях патриотизм и русский характер; формировать интерес к русским народным традициям; способствовать повышению культуры общения; развивать силу, ловкость, стремление повысить уровень физической подготовки; воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование:

  • красочное объявление “Русский хоровод”, содержащее все этапы праздника;
  • плакаты в зале: “Именно на Русской земле прозвучит приглашение всех умов к новому подвигу и открытию пути в новое пространство”./Н. Федоров/, “Если по-русски скроен, и один в поле воин”;
  • музыкальное оформление: мелодия спортивного марша И. Дунаевского, музыкальная тема фильма “Иван Васильевич меняет профессию”, веселое сопровождение – русский наигрыш – для проведения конкурсов, туш для этапа награждения;
  • “оборудование” для машины времени Шурика,
  • костюмы Шурика, Ивана Васильевича Бунши /очки, рубашка в клетку; шляпа, портфель/, скоморохов, Князя и Княгини,
  • шлем и меч для воевод;
  • флаги-эмблемы команд “Витязи” и “Русичи”;
  • инвентарь для проведения конкурсов;
  • стол “боярской думы” /жюри/,
  • протокол,
  • напитки;
  • призы.

ПЛАН.

1. Сценка “В квартире Шурика”.

2. Конкурсная программа:

  1. преставление команд;
  2. “Конек-Горбунок”;
  3. “Лягушка-путешественница”;
  4. викторина для зрителей;
  5. “Баба-Яга”;
  6. “Балда”;
  7. конкурс для зрителей;
  8. конкурс капитанов “Холсты”;
  9. “Змей-Горыныч”;
  10. “Теремок”.

3. Награждение победителей.

4. Сценка “Возвращение Шурика”.

ХОД ПРАЗДНИКА

Под звуки спортивного марша И. Дунаевского гости рассаживаются в зале; через зал идет Шурик, подходит к радио и задумчиво смотрит на него; из-за кулис раздается голос диктора на фоне музыки:

В спорте нет путей коротких
И удач случайных нет –
Познаем мы в тренировке
Все мы формулу побед:
Это стойкость и отвага,
Сила рук и зоркий глаз,
Это честь родного флага,
Окрыляющего нас.

Шурик добавляет звук у радио – мелодия звучит громче; раздается требовательный стук в дверь, Шурик сбавляет звук, музыка стихает, входит Иван Васильевич Бунша:

Бунша: Александр Сергеевич, в нашем доме, борющемся за звание Дома высокой культуры быта, просто недопустимо такое громкое звучание музыки – это во-первых, во-вторых – вы опять занялись этой чудовищной машиной! Снова пробки перегорят!

Шурик: Иван Васильевич! Пробки… Да мы с вами на пороге грандиозного открытия! Мы с помощью этой машины сможем пронзить пространство, увидеть Древнюю Москву.

Бунша: Древнюю Москву! А зачем? Чему учиться в этой Древней Москве!?

Шурик: Иван Васильевич! Что вы! Ведь это традиции! Сила! Мужество! Настоящие герои!

Бунша: Сказ-ки все э-то!

Шурик: Ах, сказки! Сейчас увидим!

подходит к “машине времени”, включает, создается дымовая завеса, раздается “булькающий” звук; Бунша пытается остановить Шурика, мешает ему, но опыт удается – звучит “колокольный перезвон”, крики “Князь!”, “Княгиня” - через зал идут Князь и Княгиня; Шурик и Бунша присаживаются среди зрителей.

Князь и княгиня выходят на середину зала; команды выстраиваются перед ними в одну шеренгу.

Князь:

Это ты, моя Русь державная,
Моя Родина Православная!
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!

Команды: Слава! Слава! Слава!

Князь: Русь прославити, град потешити собрались сегодня мои воины. Знаю, равные все молодцы в моей дружинушке, а хотелась бы силушкой помериться. Вот и вышли сюда “Витязи” да “Русичи” - два отряда моей смелой дружины. Им сегодня игрища вести, нам - цену складывать. А чтоб цену ту сложить, Дума моя боярская мне поможет. Вот она: (представление членов жюри)

  1. - - - - - - - - - - - - свет- - - -;
  2. - - - - - - - - - - - -свет- - - - ;
  3. - - - - - - - - - - - - свет- - - - .

Княгиня: А чтоб знать, кому игрища начинать, воеводушки помериют княжеский посох: чья рука сверху окажется, тот и зачинать будет…

Князь: Что ж, пора моим богатырям себя представити…

Идет представление команд.

Княгиня: Итак, отправимся в первое испытание. “Конек-Горбунок”…

Из названия ясно, что каждому участнику эстафеты предстоит изобразить конька-Горбунка, который прекрасно описан в сказке П. Ершова.( для проведения конкурса потребуется волейбольный мяч). Участник сгибается в пояснице и кладет мяч себе на спину. Чтобы мяч не упал во время движения его необходимо придерживать руками, оставаясь при этом в полусогнутом положении. Но это не все. Как известно, Конек –Горбунок мог прыгать очень высоко,, преодолевая любые препятствия. В эстафете конькам-горбункам также придется скакать и прыгать через препятствия (спущенные баскетбольные мячи). Победят те, кто окажутся более ловкими и стремительными. Скоморохи мои, покажите ребятушкам первое испытание”.

Скоморохи, кривляясь и шутя, проходят эстафету, передавая мяч друг другу.

Княгиня: Как стукнет мой светлый князь посохом, отправляйтесь силу мерить.

Князь дает сигнал к началу эстафеты.

Звучит русский наигрыш.

Команды поддержки скандируют названия команд, за которую болеют.

Князь: Посмотрели мы на ловкость вашу, а теперь силушку проверим молодецкую.

Княгиня: Помните, как в сказке “Лягушка – путешественница” лягушка мир повидала? Она заставила уток взять в клювы палку, а сама, уцепившись за нее ртом, взлетела вместе со стаей.

Князь: Вот и в нашем состязании два молодца возьмут на плечи по палице, а девица возьмется за палицу руками, ноги поднимет от земли и держится так, пока не пронесут ее до отметки и обратно… Скоморохи, покажите добрым молодцам свою ловкость.

Скоморохи показывают, что нужно делать.

По сигналу Князя начинается эстафета

(ее проходит лишь одна пара – команда решает сама, кто это будет делать).

Княгиня: Ой, потешили нас добры молодцы. Пока уж и Думу спросить - распросить, кто во что горазд. А пока она с ответом соберется, мы дадим возможность зрителям помочь полюбившейся команде. Проведу я с вами, гости дорогие, викторину. Отвечая на мои вопросы, вы можете подарить балл той команде, за которую болеете.

Проводит викторину. Баллы плюсуются к счету.

Князь: Пора моей Думе ответ держать за работу свою… (Жюри сообщает результаты конкурсов). Ой, спасибо, честные бояре, порадовали мою душу, вот сколько силушки у моей дружинушки! Да не вся еще истрачена!

Княгиня: Расскажу теперь я вам сказ про то, как один русский мужик вступил в соревнование с чертями и победил их. В награду он получил крупный денежный приз. Выиграл он соревнования не силой, а хитростью, но никто не может оспорить его победу, потому что “он работал за семерых, а ел за четверых”. Во время одного из состязаний, которые придумывал старый черт, надо было унести лошадь. Но мужик вскочил на коня промеж ног!”

Ну-ка, ребята! Какая это сказка? Кто ее написал? О ком в ней идет речь?

Князь: скоморохи! Превратитесь в коней и всадников! Покажите, что сейчас дружинушка делать будет!... Для проведения состязания надо разделиться по двое. Один участник изображает лошадь, другой- Балду. Балда должен оседлать лошадь и можно трогаться в путь. После того, как Балда и лошадь достигнут финиша, эстафету перенимает следующая пара. Ну а какой Балда принесет победу отряду своему, покажет итог “скачки”.

По сигналу команды начинают движение.

Княгиня: Да, такой удали и Балда позавидовал бы! Вот она смекалка да сноровка русская! А ведь и нечистая сила на Руси есть. Посмотрим, на что она способна… Есть сказочный герой, который живет в избушке на “курьих ножках”. Кто это?..

Князь: Итак, состязание “Баба-Яга”. Непременными атрибутами Бабы-Яги была ступа и метла. Вот и сейчас вам предстоит, оседлав ступу (пластиковое ведро) и погоняя метлой (шваброй), помериться в быстроте и ловкости. Скоморохи! Покажите, что надо делать…

Скоморохи показывают: одну ногу ставят в ведро, в руки берут швабру и передвигаются, опираясь на них; поочередно.

Князь дает сигнал к началу состязания.

Князь: опять есть о чем Думу спрашивать. Пусть овеет готовит. А зрители снова могут командам помочь. Канат будете перетягивать. Выходите 3 силача – болельщика за каждую команду…

Проводится конкурс- балл получает та команда, чьи болельщики победили.

Княгиня: Держи ответ Дума. Кто сильнее оказался?

Жюри сообщает итоги конкурсов.

Князь: Хороша дружинушка. Хороши отряды. А теперь посмотрим, на что воеводушки способны. Возьмем для их состязания игру под названием “Холсты”. Встанут воеводы на березовые чурки, возьмутся на края грубой холстины (мешка), и по моему сигналу станут тянуть холст к себе. Кто оступится с чурочки, али холст выпустит, тот проиграет, а другой сильнейшим окажется.

Князь дает сигнал к началу состязания.

Княгиня: Предлагают дружинам новое испытание. Кому не знакомо сказочное существо, у которого три головы, четыре лапы и два крыла? Давайте тоже сделаем своего Змея-Горыныча. Это несложно. Три молодца-удальца встают рядом, кладут руки на пояс или на плечи друг другу, ноги участника, стоящего в середине, связываются с ногой партнера, стоящего сбоку (резинкой для лыж). Получается четыре ноги. По сигналу Змей-Горыныч начинается движение, причем участники, стоящие по бокам должны размахивать руками, изображая крылья. Добежав, доскакав, долетев до финиша, тройка передает эстафету следующему Горынычу.

Князь дает сигнал к началу состязания.

Княгиня: Спасибо, дружинушка хоробная. Потешили. Потешьте же еще раз. Осталось последнее испытание - “Теремок”. Пока я напомню вам сказки сюжет сказки, скоморохи покажут прохождение эстафеты… Для начала вспомним, кто жил в теремке: Мышка-Норушка, Лягушка – Квакушка, Зайка – Попрыгайка, Лисичка – Сестричка да Комар – Пискун. Шестым пришел Медведь и разрушил теремок. Попробуем это сказку сыграть. В эстафете будут участвовать все игроки ( команде крепятся значки – зверюшки).

Князь: Роль теремка выполнит обруч. Эстафету начинает Мышка. Она по сигналу – удара посоха – начинает движение к финишу, где лежит обруч – теремок. Добежав до него, Мышка входит в теремок, т.е. пролезает в обруч, возвращается к старту, берет за руку следующего участника – Лягушку – и они вдвоем проделывают тот же путь и так далее, проделывает тот же путь со всеми участниками, не размыкая рук, кроме Медведя. Медведя забирают со старта и бегут к теремку, все звери входят в обруч, а Медведь тянет обруч со всеми участниками к финишу. Кто сюжет этой сказки покажет быстрее, тот и выиграет. Не забывайте: руки разомкнете – штраф получите!

Князь дает сигнал к началу состязания.

Князь: Вот и увидели мы, на что сила да ловкость, да сноровка способны. Пора и честь знать. Что Дума нам скажет?

Жюри сообщает итоги конкурсов.

Жюри объявляет победителей.

Княгиня: (с подносом в руках) Примите, добры молодцы, леденцы печатные.

Князь: А отряд, чья силушка сегодня пересилила попьёт чайку с баранками (вешает связку на шею воеводе) за здоровье Князя и Княгини, да за честь и славу Земли Русской.

Под вновь раздающийся звон колокольный Князь и Княгиня в сопровождении отрядов удаляются.

Шурик и Бунша крадутся к машине времени.

Шурик: (нажимая на рычаги) А? Разве не удивительно то, что видели?

Бунша: Лепота!... Только жутковато было, когда столько сильных и ловких кругом! Во, какие бицепсы! (пытается показать у себя на руках).

Шурик: Ничего, ничего, Иван Васильевич! Скоро и в наше время такие богатыри переберутся!.

Бунша: На всех машин не хватит!

Шурик: (продолжая колдовать над машиной) А зачем нам переносить кого-то из древности. В наших спортзалах, спортклубах, секциях, знаете какие богатыри тренируются! Лет через сто в наше время будут путешествовать, чтоб настоящую силу повидать!

Бунша: Поживем-увидим!

Шурик: А я верю: не перевелись богатыри на Земле Русской!

Раздаются взрыв, Шурик и Бунша “исчезают”, звучит мелодия спортивного марша.