Урок литературного чтения в 3-м классе по теме "Н.Н. Носов и его произведения "Федина задача" и "Телефон"

Разделы: Начальная школа


ТЕМА УРОКА: Н.Н.Носов и его произведения: “Федина задача”, “Телефон”. /2 урок/

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Продолжить работу над произведением Н.Н.Носова “Федина задача”.

Познакомить с новым рассказом Н.Н.Носова “Телефон”.

2. Развивать речь, мышление, умение анализировать текст.

Совершенствовать навыки правильного, выразительного чтения.

3. Воспитывать прилежание к учёбе через рассказы Н.Н.Носова.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с пословицами, демонстрационный материал

“Корзина с яблоками”, рисунок Незнайки, кроссворд “Мы любим и

читаем Н.Н.Носова”, карточки для индивидуальной работы и

для игр со словами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Настраивание на деловой лад. /1 мин./

Ребята, сейчас у нас урок чтения. Уроки чтения учат нас выразительно и грамотно читать, высказывать своё мнение, анализировать произведения. Уроки-чтения – это уроки-беседы и поэтому я хочу вас попросить быть активными участниками, чтобы всем было интересно.

II. Речевая разминка/5 мин/.

Чтобы выразительно и грамотно читать начнём урок с речевой разминки:

1.Игра “Зеркало”.

Я называю звуки, а вы за мной повторяйте только мимикой рта. Всё внимание!

[ А, О, Э,У, Ы, И]

2. Работа по таблице гласных звуков.

Мне хотелось бы услышать, как вы произносите звуки. Работаем по таблице гласных звуков. Мы будем называть звуки с различными эмоциональными интонациями.

/Вывешивается таблица/

[ А]

[ О]

[ Ы]

[ У]

[ Э]

[ Й ' А]

[ Й ' О]

[ И]

[ Й ' У]

[ Й ' Э]

А) Представьте, что у вас в руке мяч и вам надо бросить его как можно дальше, произнося звуки по таблице.

Б) А сейчас представьте, что у вас на парте маленький пушистый котёнок и вы его хотите погладить. Гладим котёнка и произносим звуки.

В) Теперь на котёнка напала собака, давайте отгоним её. С какой интонацией будут звучать сейчас звуки, послушаем. /Хором по таблице за указкой учителя/

Г) Сейчас передадим голосом интонацию испуганного человека. /Вывешивается иллюстрация – “лицо-испуг”/

3. Работа над скороговоркой

Звуки вы произносите хорошо, а сейчас я хотела бы услышать, как вы умеете читать целые слова и предложения.

Кто познакомит нас с новой скороговоркой?

Ах, вы сени, сени, сени
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И кувырк через ступени.

Какое слово придаёт скороговорке весёлое настроение?

Как вы понимаете слово кувырк?

А сейчас давайте подготовимся к чтению скороговорки:

  • Читаем шёпотом
  • Немного громче
  • А теперь читаем громко и внятно
  • Читаем каноном
  • Читаем скоро и быстро /3-4 человека/
  • Представьте, что Сене встретился невежа, он над ним надсмехается. Как можно прочитать скороговорку от лица этого человека /1-2 человека/
  • А теперь Сене встретился вежливый человек. Он подал ему руку, помог встать. Как вежливый сочувствующий человек прочитает эту скороговорку? /1-2 человека/

Чтение скороговорки разными интонациями пригодится нам сегодня для выразительного чтения произведений.

III. Постановка цели:

  • Отправляемся дальше в мир чтения.
  • Кто мне подскажет, какой раздел по чтению мы изучаем?

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

  • А как вы понимаете это предложение? /ответы детей/
  • Сегодня мы добавим в кузовок ещё одну ягодку. Это говорит о том, что мы познакомимся ещё с одним произведением из этого раздела. /Вывешивается “Корзина с яблоками”/
  • Сегодня у нас в гостях детский писатель Николай Николаевич Носов.
  • Какие произведения Николая Николаевича Носова вы знаете? /ответы детей/
  • Молодцы! Эти знания пригодятся вам для дальнейшего задания.
  • Ребята, сегодня к нам в гости пришёл сказочный герой.
  • Кто это вы скажете, если решите кроссворд./Вывешивается кроссворд “Мы любим и читаем Н.Н.Носова/

IV. Работа над кроссвордом.

  • Прочитаем хором название кроссворда: “Мы любим и читаем Носова”
  • Сейчас попробуем разгадать кроссворд./Дети по очереди выходят к доске и читают вопросы кроссворда. /
  • Если вы правильно ответите на все вопросы, то в красной рамочке сможете прочитать имя сказочного героя.

1. Ворчливый коротышка.

2.Астроном из города коротышек.

3. Рассказ Н.Н.Носова в небылицах.

4. Коротышка, который любил пончики.

5. В каком рассказе Н.Н. Носова говорится о замечательных Бобкиных штанах?

6. Коротышка, который всё знает, так как много читает.

7. Коротышка-художник.

8. У кого в гостях был Бобик?

А как вы думаете, почему у нас в гостях Незнайка?

Незнайка принёс в портфеле пятёрки и задания. Пятёрки получат те ребята, которые будут активными на уроке.

V. Проверка домашнего задания.

  1. Творчество Н.Н. Носова.

А что вы знаете про Н.Н. Носова?/Дети рассказывают подготовленные дома отрывки из биографии Н.Н.Носова, учитель дополняет/

Родился Николай Николаевич Носов 23 ноября 1908 года в городе Киеве в семье актёра. Окончил институт кинематографии. Почти 20 лет работал в кино. Был режиссёром “Мосфильма”. Много времени уделил мультипликации, снимал учебные фильмы, во время войны – фильмы на военные темы. Писать Никой Николаевич Носов начал в 1938 году. За свои заслуги в писательском деле неоднократно получал государственные премии, ордена. Книги его переведены на разные языки. В 1976 году Н.Н. Носова не стало, но память о нём жива в его весёлых рассказах.

2. Чтение и анализ пословиц.

Прочитайте пословицы, объясните, что они обозначают и как подходят к нашему тексту./Вывешивается таблица с пословицами. Сначала читает один учащийся, затем хором/

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Ум хорошо, а два лучше.

Делу время, потехе час.

Сделал дело, гуляй смело.

3. Анализ произведения Н.Н.Носова “Федина задача”.

Почему Федя не мог решить задачу?

Выборочное чтение:

а/ Сколько раз прочитал Федя задачу? Найдите и прочитайте.

б/ Сколько концертных номеров прослушал Федя? Найдите и прочитайте.

  • Есть ли у нас в классе такие Феди?
  • Как правильно нужно выполнять домашнее задание?
  • Чему учит рассказ Н.Н.Носова? /Ответы детей./

VI. Знакомство с произведением Н.Н. Носова "Телефон".

1. Словарная работа.

Задание Незнайки - загадка.

Если вы ее угадаете, то узнаете, с каким еще произведением Н.Н.Носова мы познакомимся.

/Дети читают хором загадку на доске./

Поверчу волшебный круг

И меня услышит друг.

Что это? /Ответы детей./

Что такое телефон? /Ответы детей./

Посмотрите, как это слово написано. (Телефон)

Почему используется два цвета? /Ответы детей./

Правильно! Это словарное слово.

Откройте словарики и запишите новое словарное слово.

Придумайте предложение с этим словом.

2. Информация об изобретении первого телефона.

Впервые телефон был изобретен американским профессором Беллом в 1876 году. В 1830 году русский изобретатель Игнатьев предложил один из способов телеграфирования и телефонирования. Первые городские телефонные станции были установлены в 1882 году в Петербурге, Москве, Одессе, Риге и позднее по всей России.

Физкультминутка /2 игры/.

А) Прежде чем читать рассказ Носова "Телефон" отдохнем и поиграем в игру "Глухой телефон". /Дети встают, делятся на 3 команды. По одному человеку выходят к учителю, получают карточки со скороговорками, читают и как запомнили, передают друг другу на ухо. Последний участник команды читает "телеграмму" вслух.

1 команда: На рынке Кирилл крынку купил.

2 команда: Наш Полкан попал в капкан.

3 команда: Баран Буян залез в бурьян.

Б) Игра “Пойми меня”.

От каждой команды выходят по одному человеку, берут у учителя карточки с четверостишиями и по очереди читают по одной строке. Ребята каждого ряда должны воспроизвести своё стишок.

 

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине.

Кот кататься не привык,

Опрокинул грузовик.

А малютки бегемотики,

Ухватились за животики

И смеются, заливаются –

Так, что дубы сотрясаются.

Рано утром на рассвете

Умываются котята,

И мышата, и утята,

И жучки, и паучки

3..Работа над текстом Н.Н. Носова “Телефон”

А) Первичное знакомство с текстом и выявление первых впечатлений.

Чтение рассказа по ролям подготовленными детьми.

  • Какое настроение было у мальчиков, когда они купили телефон? /ответы детей/
  • Какие слова это доказывают? Прочитайте.

Б) Работа над формированием навыка чтения.

Выборочное чтение:

  • Найдите и прочитайте вопросительные предложения;
  • Найдите и прочитайте восклицательные предложения.

Игра “Догонялки” /учитель начинает читать текст с любого предложения, все учащиеся должны найти и присоединиться к чтению/.

Игра “Повторялки” / читаем 2 абзаца – 1 учащийся читает предложение, все хором повторяют/.

Игра “Эхо” /читаем следующие 2 абзаца – 1 учащийся читает предложение, все хором повторяют только последнее слово в предложении/.

VII. Домашнее задание.

  • Ребята, вам понравилось, как читали сегодня наши артисты?
  • Дома вы тоже попробуете читать текст по ролям. А на следующем уроке мы проведём конкурс на лучшее чтение по ролям.

VIII. Итог урока.

Ребята, как вы думаете, чему мы сегодня на уроке научили Незнайку?

А что нового узнали вы?

Как вы думаете, кто заслужил сегодня пятёрки? /выставление оценок с комментирование/

IX. Игра “Пятый лишний”.

Класс делится на 3 команды. Учитель раздаёт каждой команде карточки. На них написано 5 слов. Задача учащихся – догадаться, по какому признаку слова соединены в группу, и найти лишнее слово. Та команда, которая быстрее и без ошибки выделит пятое лишнее слово – побеждает.

Котёнок

Луна

Шляпа

Мальчики

Кочерга

Телевизор

Концерт

Конфета

Задача

Федя

Земля

Друзья

Звонок

Соседи

Телефон

Спасибо за работу. Урок окончен.