Внеклассное мероприятие по музыке "В гостях у сказки"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


I. Сегодня мы отправимся навстречу сказке. И поэтому наше занятие так и называется

“В гостях у сказки”.

Если вы внимательно посмотрите вокруг, то увидите картины, аппликации.

Глядя на них, подумайте, о ком мы будем говорить?

Почему мы снова вспоминаем о Пушкине?

Его имя, черты лица знакомы нам еще до школы (Показать портрет).

Посмотрите внимательно на портрет, на глаза А.С. Пушкина. Что особенного вы видите в его взгляде? (Добрый, задумчивый, спокойный).

Приходим в школу и с удовольствием читаем и заучиваем отрывки из его поэм и сказок.

Почему мы называем Александра Сергеевича великим поэтом? (Написал много стихов, сказок. Его знают и читают не только в нашей стране, но и в других странах.)

II.1) Для маленьких читателей А.С. Пушкин — прежде всего — сказочник. Место действия сказок — Древняя Русь. Любить Русь, Россию, понимать русский язык научила его няня.

Вы знаете как ее зовут? (Арина Родионовна).

А может быть, кто-то из вас знает ее фамилию? (Матвеева).

Сидя зимними вечерами в “ветхой лачужке” под шум непогоды, завыванье бури, молодой поэт любил слушать пение своей “мамушки”, так иногда он ласково называл няню. Петь Арина Родионовна была большая мастерица.

Пушкин так ее любил, что написал о ней стихотворения.

Вы знаете, какие?

Стихотворение "Зимний вечер" даже было переложено на музыку композитором Яковлевым. И стало песней. Сейчас я исполню ее для вас, а вы слушайте внимательно и подумайте, какой характер имеет эта музыка? (Ласковый, печальный).

Да, ведь Пушкин сказал об Арине Родионовне такие слова: "Подруга дней моих суровых..." — ласковые и нежные.

Арина Родионовна не только пела — она была еще и сказочницей. Пушкин слушал милые нянины сказки — такие простые и волшебные. С детства любил Александр Сергеевич народные песни, пословицы, сказки, собирал, записывал и изучал их. Уже позднее, через несколько лет они превратились под его пером в поющие строки:

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет...

2) А сейчас давайте посмотрим, как вы знаете сказки А.С. Пушкина. Из какой сказки этот отрывок?

Дурачина ты, прямой простофиля,
Выпросил, дурачина, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черною крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой.
В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет,
И беседуя приятно,
В путь пускается обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!
Все их громко величают
И царевича венчают
Княжьей шапкой, и главой
Возглашают над собой.
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал
Княжить он
И нарекся князь...

Сказки Пушкина сродни народным песням. Звучат как музыка: напевно и легко.

III. Именно эти сказки вдохновили русского композитора Н.А.Римского - Корсакова на создание таких опер, как "Сказка о царе Салтане", "Сказка о золотом петушке".

Что такое опера? (Музыкальное произведение, которое сочетает музыку с пением и исполняется в театре).

В 1899 году к 100-летию со дня рождения Пушкина Н.А.Римский - Корсаков написал оперу "Сказка о царе Салтане".

Спокойно, неторопливо ведет композитор свой рассказ о сказочном городе Леденце и его чудесах.

Вспомним, какие же три чуда встречаются в сказке Пушкина?

Тут и белка, что при всех
Золотой грызет орех.
33 богатыря, в чешуе, как жар горя
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор...

Слышен мужественный марш.

И тема Царевны-Лебеди похожа на перезвон колокольчиков. Фантастические узоры мелодии показывают превращение птицы в красавицу-царевну. Сменяется напевной темой, похожей на русскую песню. Прослушайте отрывок, который так и называется

"Три чуда".

Постарайтесь во время слушания быть внимательными, услышать все эти мелодии.

Чтобы вам было легче представить картины, которые нарисовала музыка, закройте глаза.

Когда услышите тему белочки, Царевны – Лебеди и богатырей высоко поднимите руки.

Ребята, а как вы определили, где какая тема звучит?

Давайте изобразим белочку, богатырей и Царевну-Лебедь.

Но чудеса на этом не заканчиваются. Что же еще чудесного происходило в сказке? (Гвидон превращался в комара, муху, шмеля).

Сейчас вы послушаете еще один отрывок и подумаете, какому герою принадлежит эта музыка?

Что вы почувствовали? (ощущение полета, жужжания, гудения).

Изобразите.

IV. 1. Но ведь у А.С. Пушкина есть и другие сказки. А мы вспоминаем только одну. Давайте поговорим об остальных. Другие сказки уже обиделись на нас и перепутали свои названия. Поможем им вернуться на свои места?

Для этого — восстановить правильное название.

а). Сказка о царе Салтане и о семи богатырях.

б). Сказка о золотом петушке, о сыне его славном и могучем богатыре-князе Гвидоне Салтановиче.

в) Сказка о мертвой царевне и о прекрасной царевне Лебеди.

г) Сказка о попе и рыбке.

д) Сказка о рыбаке и его работнике Балде.

2. До шести лет Сашу Пушкина заставляли гулять, бегать. Он упирался, сердился. А если уступали, на радостях залезал в корзину, которая стояла у ног бабушки Марьи Алексеевны. Бабушка вязала, а внук молча наблюдал.

У меня корзина есть
В ней вещей не перечесть.
Велика и тяжела
Вес её полпуда.
Постарайтесь угадать,
Что в ней и откуда?

И чтобы вещь вернулась в свою сказку, нужно вспомнить и прочитать о ней одну строчку. Начинай, а мы поможем.

  • белочка
  • невод
  • зеркальце
  • веревка
  • яблоко

3. По отрывкам найти иллюстрацию, которая подходит именно к этому отрывку.

Дослушивайте до конца, чтобы не ошибиться.

Перед мертвою царевной
Братья в горести душевной
Все поникли головой
И с молитвою святой
С лавки подняли, одели,
Хоронить ее хотели
И раздумали.
Как увидел старик, испугался!
В ноги он старухе поклонился.
Молвил: "Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна?"
На него старуха не взглянула.
Лишь с очей прогнать его велела.
Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла и шла
И на терем набрела.
Ей навстречу пес залаял,
Прибежал и смолк, играя.
В ворота вошла она -
На подворье тишина.
Бьется лебедь среди зыбей,
Коршун носится над ней,
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет.
Тот уж когти распустил,
Клев кровавый навострил ...
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела.

4. Конкурс на лучшего знатока сказок Пушкина.

  1. Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу?
  2. Что кричал петушок, сидя на спице?
  3. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной?
  4. Какими словами начинается “Сказка о рыбаке и рыбке”?
  5. Как звали бабушку Гвидона?

5. Входит почтальон: “Здравствуйте, ребята!”

(Кто это к нам пришел?)

Сказочные герои послали вам телеграммы. Я вам их прочитаю, а вы попытайтесь отгадать, кто отправил телеграмму.

Месяц, месяц, мой дружок!
Позолоченный рожок.
Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу.
Ты волна моя, волна,
Ты игрива и вольна,
Не губи ты наши души,
Выплесни ты нас на сушу.
Молодцы! Всех правильно назвали.
До свидания!

6. Вы действительно молодцы!

Правильно и дружно ответили на все вопросы. Значит, вы внимательно читали сказки. И также внимательно слушали музыку, хорошо изобразили героев. Активно работали.

Сейчас, в память о нашем занятии, мы сделаем небольшие сувениры. Царевну-Лебедь из бумаги. Чтобы у нас все хорошо получилось, изобразим Лебедушку, почистим перышки, разомнем пальчики.

Дальше вы познакомитесь с другими произведениями А.С.Пушкина и Н.А. Римского – Корсакого.

Хочется пожелать вам, чтобы, внимательно читая и перечитывая А.С. Пушкина, слушая музыку великих русских композиторов, вы на всю жизнь сохранили впечатление от этих произведений.