Урок технологии в 5-м классе по теме "Технология обработки древесины. Выпиливание лобзиком"

Разделы: Технология


Цели:

  • Познакомить учащихся с основными приемами выпиливания ручным лобзиком по внешнему, внутреннему контуру.
  • Ознакомить учащихся со способами наладки и регулировки лобзика; научить осуществлять окончательную обработку изделия шлифовальной шкуркой и надфилем.
  • Повторить правила безопасности труда; воспитывать бережливость в расходовании материалов, аккуратность и точность в работе.

Инструменты и оборудовании: столярный верстак, лобзик, приспособления для выпиливания, струбцина, заготовки, надфиль, шлифовальная шкурка, копировальная бумага, карандаш, циркуль, шило, шаблон, рисунок.

Объект работы: детские часы. (Для обучения маленьких детей узнавать время)

Ход урока

1. Вводная часть.

В начале урока учитель напоминает учащимся, что прямолинейное пиление древесины можно осуществить с помощью ручной ножовки. После этого необходимо показать красивые изделия сложной формы, выполненные лобзиком. Учащиеся рассматривают изделия и отмечают их красоту.

Учитель с учениками вспоминает, где еще, они встречались с изделиями, выполненными лобзиком (наличники на доме в деревне, предметы быта шкатулки и др.) Затем предлагается поставить вопрос: "Каким образом можно достигнуть этого результата?" "Какой инструмент лучше использовать для работы?" "Какие приспособления при этом использовать?"

2. Изложение нового программного материала.

Лобзик состоит из рамки (1) с ручкой (2), верхним (3) и нижним (4) зажимными винтами. Между зажимными винтами натягивается и крепится узкая и тонкая стальная пилка с наклоном зубьев в сторону ручки.

Для стягивания рамки перед креплением пилки применяют эксцентриковый зажим. (Рисунок 2) После закрепления пилки винтами эксцентриковый механизм снимают. Пилка под действием рамки натягивается. Сжимать рамку можно и вручную. (Объяснение сопровождать показом приемов) Для этого один конец рамки упирают в крышку стола, левой рукой нажимают на другой конец рамки, а правой закрепляют пилку зажимными винтами.

Разметку линий выпиливания на заготовке осуществляют обычно с рисунка при помощи копировальной бумаги. При выпиливании лобзиком в заднем зажиме верстака крепят специальный выпиловочный столик. Заготовку укладывают на столе и придерживают левой рукой, а правой выпиливают.

Если необходимо выпилить внутренний контур заготовки, то в ней прокалывают шилом или высверливают отверстие в вырезаемой части. В него заводят снизу верхний конец пилки, рамку лобзика сжимают и крепят пилку. Заготовку прижимают к выпиловочному столику сверху и лобзиком выпиливают контур по линии разметки. (Учитель показывает, как это делается.)

Лобзик перемещают вниз и вверх без перекосов пилки с легким нажимом, чтобы не поломать ее. После выпиливания заготовки по внутренним очертаниям пилку раскрепляют и вынимают лобзик. Наружный контур обычно опиливают в последнюю очередь, чтобы не поломать его выступающие части. Зачищать вырезанные участки заготовки нужно шлифовальной шкуркой или надфилями.

3. Текущий инструктаж.

  • Учитель знакомит детей с правилами безопасности труда.
  • Работу выполнять хорошо подготовленным лобзиком.
  • Не "заваливать" лобзик во время пиления!
  • Следи, чтобы рука, удерживающая заготовку, не попала под пилку!
  • Не торопись и не нажимай сильно на пильное полотно.
  • Не сдувай опилки, по окончании работы применяй щетку-сметку.

4. Объяснение практической работы.

Ребята сегодня на уроке мы с вами будим выполнять часы. Учитель показывает нарисованные часы и заинтересовывает учащихся. Дети рассматривают предложенную картинку, определяют количество деталей.

Детям раздаются технологическая карта, которая предварительно была сделана учителем.

В беседе с учениками учитель проговаривает каждый этап выполнения работы.

Последовательность выполнения работы.

  1. На листе фанеры размечается при помощи циркуля 2 окружности O 200мм.
  2. Выпиливаются
  3. Поверхность одной окружности разбивают на 12 частей (по шаблону)
  4. Распределить правильно как на часах цифры и обвести по контуру (по шаблону)
  5. В намеченных цифрах делаются отверстия и цифры выпиливаются по внутреннему контуру.
  6. В центре окружности просверливается отверстие.
  7. Первую окружность склеивают со второй.
  8. На листе фанеры размечаются цифры и стрелки (по шаблону) и выпиливаются по внешнему контуру. В стрелках посверлить отверстие.
  9. Цифры и стрелки разукрашиваются разными цветами и для удобства оборудуются силовыми кнопками.
  10. На часах внутри рисуется изображение клоуна, оно разукрашивается.
  11. В гнезда вставляются цифры.
  12. В центре вставляются стрелки (руки).

 Технологическая карта.

№ п\п

Последовательность операций

Инструменты и приспособления

1 Выбрать трехслойную фанеру толщиной 40мм Линейка карандаш
2 На заготовке разметить 2 окружности O200 мм Карандаш, циркуль, линейка
3 Выпилить намеченные окружности. лобзик
4 Зачистить поверхность. Наждачная бумага, надфили.
5 Поверхность одной окружности разбить на 12 частей (по шаблону) Шаблон, карандаш
6 По разметке распределить цифры как на циферблате. Наметить цифры по контуру. Шаблон, карандаш
7 Выпилить цифры по внутреннему контуру. лобзик
8 Зачистить поверхность. Наждачная бумага, надфили.
9 В центре этой заготовке сделать отверстие O10мм Сверло, коловорот
10 Первую и вторую окружность склеить. Клей ПВА
11 Зачистить поверхность. Наждачная бумага, надфили.
12 На трехслойной фанере цифры обвести по контуру. Шаблон, карандаш
13 Выпилить намеченные цифры по внешнему контуру. лобзик
14 Зачистить поверхность цифр. Наждачная бумага, надфили.
15 Разукрасить цифры. Краски, кисть
16 В центре цифр закрепить силовые кнопки. Силовые кнопки
17 На трехслойной фанере стрелки обвести по контуру. Шаблон, карандаш
18 Выпилить намеченные стрелки по внешнему контуру. лобзик
19 Зачистить поверхность. Наждачная бумага, надфили.
20 Сделать отверстие O10мм Сверло, коловорот
21 Разукрасить стрелки. Краски, кисть
22 На циферблат нанести изображение клоуна и разукрасить. Краски, кисть
23 Все детали покрыть лаком. Лак, кисть
24 Собрать изделие.  

5. Подведение итогов.

Учитель с учениками рассматривает выполненное изделие. Отмечает качество выполненной работы, выявляет недостатки и способы их устранения.

6. Закрепление пройденного материала.

7. Уборка кабинета.