Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Средние века — время рыцарей и замков"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Закрепить представления детей о древних цивилизациях
  • Формировать представление о средневековье
  • Познакомить учащихся с мировыми религиями: христианством, исламом, буддизмом
  • Развивать кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление

Оборудование:

Иллюстрации с изображением древней цивилизации, средневековых замков, церквей, соборов, мечетей, храмов, рыцарей.

Ход урока

Организационный момент.

Раз - читаем летопись,
Два - идем в музей,
Узнаем мы о древнем времени
И станем все мудрей.
Звенит звонок,
Начинаем наш урок.
Нам надо многое понять,
Чтобы историками стать.

Сообщение темы и целей урока

Уважаемые гости мы предлагаем вам отправиться вместе с нами в мир древности и средневековья

Эпоха средневековья скрывает много тайн, которые нам предстоит открыть на уроке сегодня.

Эпиграф (слайд)

Проверка домашнего задания

Но для начала проверим домашнее задание

Ребята подготовили дополнительную информацию о древних цивилизациях

Послушайте загадку- описание и ответьте, как называется древнее государство, в котором мы окажемся

Учащиеся рассказывают о древнем Египте. (слайды)

Двигаемся дальше. Узнайте по описанию древнюю цивилизацию.

На севере этого государства есть высокая гора Олимп, на которой поселились главные боги: Зевс, Гера, Апполон и другие.

Учащиеся рассказывают о Древней Греции. (слайды)

Ну, а теперь Италия. Путешествие в древний Рим.

Учащиеся рассказывают о древнем Риме. (слайды)

Работа в группах (слайд).

Каждая группа получает одинаковое количество вопросов по пройденной теме и готовит ответы.

1 группа:

  • царь Египта,
  • главная площадь Рима,
  • греческий бог моря,
  • жилище для богов в древнем Египте,
  • столица Греции.

(фараон, форум, Посейдон, храм, Афины.)

2 группа

  • Гробница фараона в древнем Египте
  • Существо с телом льва и головой человека
  • Высокая гора на севере Греции
  • Бог мудрости в Древнем Египте
  • Гроб, куда клали умерших фараонов

(пирамида, сфинкс, Олимп, Тот, саркофаг)

3 группа

  • Особые знаки для письма в Древнем Египте
  • Амфитеатр в Древнем Риме, который служил для гладиаторских боев
  • Первый царь Рима
  • Сердце Афин
  • Вулкан, погубивший город Помпеи

(иероглифы, Колизей, Ромул, Акрополь, Везувий)

Физкультминутка

Гимнастика для глаз:

(спокойная музыка)

Быстро поморгать. Закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

3-4 круговых движений глазами в правую сторону и в левую сторону.

Посмотреть вдаль на счет от 1-6.

Все упражнения повторить 2-3 раза.

Изучение новой темы

Переходим к новой теме: Средние века: время рыцарей и замков (слайды).

Речь пойдет об эпохе, которая продолжалась с 5 века до конца 15 века. Называется она средние века или средневековье.

Средние века охватывают 12 столетий между древним миром и новым временем. Когда речь идет о таком большом временном отрезке, трудно назвать точные даты его начала и конца. Одна эпоха постепенно переходила в другую. Но началом средневековья принято считать 476 год, когда был свергнут с престола последний римский император и произошло крушение великого государства древности - Западной Римской империи.

Многое изменилось в жизни людей в средние века. Люди стали обрабатывать больше земли и собирать большие урожаи, в Европе - выращивать растения, которых раньше не знали: рис и хлопчатник, чай и кофе, картофель и кукурузу, апельсины, помидоры, какао.

В средние века у людей появилась фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы. Были изобретены порох и огнестрельное оружие. Средневековые мореплаватели открыли Америку Австралию. В средние века образовались многие государства, существующие и поныне: Англия, Франция, Италия, Россия. Вот какое интересное время мы называем средними веками.

Во все времена люди старались осмыслить то, что их окружало, понять себя, человеческую жизнь и смерть. Люди невольно очеловечивали природу. Им казалось, что она полна каких - то таинственных сил, которые правят миром и судьбами людей. Поклоняясь этим силам, люди устанавливали правила жизни. Так появились традиции, обряды, ритуалы.

С развитием общества изменились и верования людей. Появились новые боги, старых забывали. Многобожие, или политеизм, уступало место единобожию- монотеизму. Это было связано с экономическим развитием общества и изменениями в образе жизни людей. Немалую роль сыграло и географическое положение стран, их связи друг с другом. Все шире стали распространяться три основные мировые религии: христианство, ислам, буддизм.

(музыка слайды)

Дети рассказывают о религиях.

Играет музыка, и входят дети в средневековых одеждах

Из средневековья пришло к нам прекрасное слово "рыцарь"

Дети рассказывают о рыцарях и замках

Работа с учебником

Очень много появилось в средние века новых вещей.

Ребята, решите филворд и вы узнаете, что изобрели люди в средние века.

Верно. Все эти вещи появились в средние века. Но главным изобретением было книгопечатание.

Работа с учебником.

Закрепление изученного

Учитель

  1. Как ученые узнали о жизни людей в средневековье?
  2. Как изменился облик Европы за время средневековья?
  3. Какие религии возникли в эту эпоху?
  4. Как назывались здания для молитв?
  5. Кого называли рыцарем?
  6. Для чего строили замки и как их укрепляли?
  7. Чем занимались жители замка?
  8. Кто первым нашел способ создать книгу?
  9. Что этот человек предложил использовать?
  10. Как назывались металлические буквы?
  11. Какой год считается годом рождения книгопечатания?

Рефлексия

  • Я узнал:
  • Мне понравилось :
  • Я бы взял с собой :

Домашнее задание

Стр. 21 задания 1-3, прочитать текст на стр. 15-20.

Итог урока. Выставление оценок.

Приложение.