Коррекционное занятие с детьми с нарушением зрения в старшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Расширение у детей с нарушением зрения опыта ориентировки в малом пространстве.
  2. Закрепление знаний о птицах.
  3. Развитие прослеживающей функции глаз.
  4. Развитие умения ориентироваться по словесной инструкции.
  5. Обучение соотношению расположения птиц на карте-пути с их заменителями на условной схеме.
  6. Развитие мелкой моторики, зрительного внимания.

Оборудование:

Карта-путь (лабиринт), цветные изображения птиц (снегирь, воробей, сорока, синица), условные заменители (фишки 4-х цветов: оранжевый, желтый, голубой, красный), карточки (4 штуки), перфокарты с ошибками (индивидуальные, 4 штуки), цветные карандаши.

 Ход занятия

1. Загадывание загадок о птицах (снегирь, воробей)

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в гости к птицам в зимний лес. А какие птицы нас встретят в зимнем лесу, вы попробуйте отгадать. Умеете отгадывать загадки? Слушайте внимательно!

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это – …

Дети. Снегири.

У. Кто же еще поджидает нас на лесной полянке? Попробуем отгадать.

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По лесу шныряет,
Крошки собирает”.
Кто это – …

Д. Воробей

У. На лесной поляне зимой можно встретить воробья, снегиря. Ребята, а как одним словом их можно назвать?

Выслушиваются ответы детей.

2. Узнавание и называние птиц в цветном изображении

(Снегирь, воробей, сорока, синица) и деревьев (ель, сосна, береза, дуб).

У. Посмотрите внимательно на лесную зимнюю полянку. На снегу следы птиц, они все перепутаны. Ребята, а кто расположился слева на лесной полянке? Это птицы. Назовите этих птиц по порядку, начиная сверху вниз.

Дети отвечают.

– Мы с вами встретили веселую компанию птиц. Ребята, а как вы узнали снегиря?, воробья?, сороку?, синицу?

Ответы детей.

– Посмотрите, что находится справа на зимней поляне? Назовите деревья по порядку сверху вниз.

Д. Сосна, береза, ель, дуб.

У. Не зря птицы собрались все вместе. У них какой-то шумный разговор. Ах! Вот оно что, следы птиц на снегу перепутались так, что они забыли, кто с какого дерева прилетел. Ребята, а вы поможете птицам? Распутаете следы?

3. Подбор заменителей

(Какой птице соответствует фишка определенного цвета.)

У. Распутывать дорожки мы будем вместе, а вы у себя на карточках отмечайте, кто из птиц где сидит, и с какого дерева прилетел. У вас птиц нет, но есть фишки. Каждую птицу мы обозначим фишкой определенного цвета. Возьмите карточки и фишки, положите перед собой. У снегиря грудка красного цвета, его мы будет обозначать фишкой красного цвета. Найдите у себя фишку красного цвета, покажите. Какую птицу мы обозначили этой фишкой? Фишкой, какого цвета? Запомнили. Положите фишку на место.

Аналогично проходит работа по подбору заменителей к остальным птицам: воробей – фишка оранжевого цвета, сорока – голубого, синица – желтого). Мы обозначили каждую птицу фишкой определенного цвета. Назовите, какая птица фишкой какого цвета будет обозначаться.

(Снегирь – красной фишкой, воробей – оранжевой, сорока – голубой, синица – желтой.)

4. Физкультминутка

У. Ребята, давайте представим, что мы птицы, поиграем на лесной полянке. Вылетайте все ко мне.

Птицы весело летают.
И кормушки подмечают.
Дружно зернышки клюют,
Вместе песенки поют.

(Дети повторяют слова и выполняют движения, по образцу педагога.)

5. Распутывание лабиринта

Работа с условной схемой (лабиринтом), с индивидуальной карточкой и фишками.

– Птицы заждались нас, лапки на снегу мерзнут, готовы, ребята, распутать дорожки?

– Первую дорожку мы распутаем вместе. Я буду медленно вести указкой по дорожке, а вы внимательно следите глазами и пальчиком вместе со мной, вдруг я ошибусь, будете помогать, чтобы мы правильно распутали дорожки и вернули птицу на ее дерево.

– Поставьте правую (левую) руку на локоток и указательный палец направьте в ту точку, где сидит снегирь, переведите палец на начало дорожки. Скажите, где находится снегирь? (Слева вверху)

– Готовы, ребята, начинаем распутывать первую дорожку следов снегиря. ( Дети следят глазами и ведут пальчиком. Педагог медленно ведет указкой по линии лабиринта). Мы распутали первую дорожку, скажите, с какого дерева прилетел снегирь? (С елки) Мы с вами выручили снегиря.

– Ребята, обозначьте это у себя на карточке, если снегирь снова забудет, мы ему сможем помочь. С какой стороны сидел снегирь? Где? Вспомните, какого цвета фишкой мы договорились обозначать снегиря? Возьмите фишку красного цвета и поставьте ее у себя на карточке слева сверху, где сидел снегирь. С какой стороны вы ставите фишку? В какую дырочку? А теперь фишку такого же цвета поставьте туда, куда прилетел снегирь. На какую сторону прилетел снегирь? В какую дырочку?

– Готовы распутывать дальше? Тогда попробуйте сами. Распутываем дорожки, вспоминаем, какую птицу каким цветом обозначили и отмечаем у себя на карточке.

(Дети распутывают самостоятельно, вопросы аналогичные.)

6. Развитие зрительного внимания, ориентировка на индивидуальных перфокартах

(У детей перфокарты: левая сторона закрыта, правая открыта.)

– Звери леса тоже хотели помочь птицам, но они что-то напутали и птицы не смогли вернуться на деревья. Найдем и исправим эти ошибки. Будьте внимательными. Вам надо запомнить последовательность цветов с правой стороны на вашей карточке, а потом проверить в такой ли последовательности по цвету нарисованы кружки на карточке, которую дам вам я. Если увидите ошибку, зачеркните карандашом и рядом нарисуйте кружок нужного цвета.

(Дети запоминают последовательность цветов, затем самостоятельно выполняют задание.)

7. Итог занятия

– Ребята, кому мы сегодня с вами помогали? Каких птиц мы встретили на поляне? Как люди заботятся и помогают птицам зимой? Назовите деревья на вашем участке, на которых висят кормушки? Проверьте кормушки на участке, достаточно там корма для птиц, понаблюдайте за ними и расскажите родителям, какие птицы прилетают на кормушку зимой.